марина федорова
Консультация «Родитель — заказчик, спонсор, партнер?»
▼ Скачать + Заказать документы
«Родитель – заказчик, спонсор, партнер?»
Подготовила:
воспитатель
Федорова М. В.
2016
«Воспитывая детей,
нынешние родители воспитывают
будущую историю нашей страны,
а значит — и историю мира.
Макаренко А. С.
Публикация «Консультация „Родитель — заказчик, спонсор, партнер?“» размещена в разделах
Каждый ребенок сегодня, как и во все времена, ожидает от своих родных и близких ему людей (матери, отца, бабушки, дедушки, сестры, брата) безоговорочной любви: его любят не за хорошее поведение и оценки, а просто так и таким, какой он есть, и за то, что он просто есть.
Поэтому не случайно в последние годы начала развиваться и внедряться новая философия взаимодействия семьи и дошкольного учреждения. В основе ее лежит идея о том, что за воспитание детей несут ответственность родители, а все остальные социальные институты призваны поддерживать и дополнять их воспитательную деятельность.
Идея взаимосвязи общественного и семейного воспитания нашла своё отражение в ряде нормативно-правовых документов, в том числе в «Концепции дошкольного воспитания», «Положение о дошкольном образовательном учреждении», Законе «Об образовании», «Семейный кодекс РФ» и др. Так, в законе «Об образовании» в ст. 18 записано, что «родители являются первыми педагогами. Они обязаны заложить основы физического, нравственного и интеллектуального развития личности ребёнка в раннем возрасте».
ЗАКАЗЧИК
Но так же родители имеют и права. В законе об образовании в Статье 44. Раскрываются права, обязанности и ответственность в сфере образования родителей (законных представителей) несовершеннолетних обучающихся.
- родители (законные представители) вправе выбирать формы получения образования и формы обучения, организацию, языки образования.
- родители имеют право знакомиться с уставом, лицензией организации, осуществляющей образовательную деятельность, со свидетельством о государственной аккредитации, с учебной программной, документацией и другими документами, регламентирующими организацию и осуществление образовательной деятельности;
- родители имеют право знакомиться с содержанием образования, и методами обучения и воспитания, образовательными технологиями.
- родители имеют право получать информацию о всех видах планируемых обследований детей, давать согласие на проведение таких обследований или участие в них, отказаться от их проведения или участия, получать информацию о результатах проведенных обследований;
Родители могут принимать участие в управлении организацией, осуществляющей образовательную деятельность, в форме, определяемой уставом этой организации;
- присутствовать при обследовании детей психолого-медико-педагогической комиссией, при обсуждении результатов обследования и рекомендаций, высказывать свое мнение относительно предлагаемых условий для организации обучения и воспитания детей.
Воспитатель, общаясь с родителями, должен чувствовать ситуацию, настроение мамы или папы. Педагогу пригодятся в данном случае не только педагогический такт, но и человеческие качества, необходимые для того, чтобы успокоить родителя, посочувствовать и вместе подумать, как помочь ребенку в той или иной ситуации.
Задача детского сада признать родителей полноценными участниками образовательных отношений и оказать семье педагогическую помощь, заинтересовать, привлечь семью на свою сторону в плане единых подходов в воспитании ребёнка, раскрытии его возможностей и способностей.
Для успешного сотрудничества с родителями воспитателю необходимо знать, что деятельность, общение педагогов и родителей должны базироваться на принципах:
- открытости детского сада для семьи, где каждому родителю в удобное для него время обеспечивается возможность знать, как живет и развивается его ребенок;
- сотрудничества педагогов и родителей в воспитании детей, основанном на взаимопонимании и доверии;
- создания активной развивающей среды, активных форм общения детей и взрослых, обеспечивающих единые подходы к развитию ребенка в семье и в ДОУ;
- диагностичности общих и частных проблем в воспитании и развитии ребенка;
Для того чтобы спланировать работу с родителями, надо хорошо знать родителей своих воспитанников, их социальный состав, настрой и ожидания от проживания ребенка в детском саду.
Давайте вспомним, что родители как заказчики образовательных услуг
1. ИМЕЕТ ПРАВО:
1.1. Вносить предложения по улучшению работы с детьми и по организации дополнительных услуг в Учреждении.
1.2. Принимать участие в создании и работе органов самоуправления Учреждения в целях сотрудничества в решении социальных, культурных, образовательных и управленческих задач деятельности Учреждения.
1.3. Знакомиться с содержанием образовательной программы Учреждения, получать по личной просьбе информацию о жизни и деятельности ребёнка, его личностном развитии.
1.4. Выбирать виды дополнительных услуг из перечня Учреждения.
1.5. Заслушивать отчёты заведующего Учреждения и педагогов о работе с детьми на родительских собраниях и педсоветах.
1.6. оказывать добровольную спонсорскую и благотворительную помощь в установленном законом порядке на приобретение оборудования, ремонтные работы, пополнение развивающей среды.
СПОНСОРЫ
Родителям (законным представителям) предлагается оказывать помощь ДОУ в качестве организаторов или спонсоров; они могут помочь в разработке содержания игротеки, сборе материалов для детских нужд и т. д. Родители (законные представители) могут участвовать и в ежедневных занятиях детей: оставаться в ДОУ, чтобы ребенок привык к учреждению; помогать и участвовать в разных мероприятиях, например в чаепитии с детьми, и т. п. ; помогать в повседневных занятиях; оказывать помощь при проведении экскурсии и других мероприятий.
ПАРТНЕР
Семья и детский сад – два общественных института, которые стоят у истоков нашего будущего, но зачастую не всегда им хватает взаимопонимания, такта, терпения, чтобы услышать и понять друг друга. Не случайно, ФГОС ДО одной из задач ставит «обеспечение психолого-педагогической поддержки семьи и повышение компетентности родителей в вопросах развития и образования, охраны и укрепления здоровья детей», т. е., родители должны стать нашими социальными партнёрами в этих вопросах.
Переход к новым формам отношений между родителями и педагогами невозможен в рамках закрытого детского сада. Он должен стать открытой системой. Открытость детского сада – это вовлечение родителей в образовательный процесс ДОУ. Важно отмечать и поощрять любое стремление членов семьи к сотрудничеству. При наличии достаточно активной, систематической, с индивидуальным подходом работы с родителями воспитательно-образовательный процесс станет намного эффективнее.
Задачи детского сада:
1. Налаживание и установление взаимодействия с семьёй.
2. Формирование открытости дошкольного образовательного учреждения.
3. Организационно-педагогическое просвещение, повышение педагогической культуры родителей.
4. Ознакомление родителей с жизнью и работой дошкольного образовательного учреждения.
Для решения этих задач необходимо соблюдать следующие условия:
• доброжелательность и внимание к родителям;
• учёт специфики каждой семьи;
• дифференцированный подход к родителям;
• сотрудничество, а не наставничество;
• серьёзная подготовка к мероприятиям;
• целенаправленность, системность, плановость работы с семьями
Налаживание контактов в ДОУ организуется следующим образом:
Первичные контакты
• посещение педагогом семьи на дому;
• предоставление родителям письменной информации о работе ДОУ;
• беседа с родителями с целью выяснения условий посещения для ребёнка
Дальнейшие контакты
• ежедневный непосредственный контакт;
• неформальные беседы или запланированные встречи с целью обсуждения достигнутых успехов;
• предоставление письменного материала об их детях;
• предложения о посещении врача, психолога или др. специалистов;
• оформление доски объявлений для родителей;
• организация родительских дней с целью показать, как занимается их ребёнок, познакомить с работой ДОУ.
Помощь родителей в ДОУ
• в качестве организаторов и спонсоров;
• в распределении обязанностей при подготовке к мероприятиям, оснащении уголков;
• в боре материалов для детских нужд;
• в организации совместных целевых прогулок, досугах; участие в качестве героев на праздниках
Помощь родителям
• оказание помощи в воспитании, в решении проблем в вопросах по уходу за ребёнком или чуткому к нему отношению;
• накопление информации и практических советов.
Методы изучения семьи:
• анкетирование;
• наблюдение;
• беседы;
• обследование на основе специальных методик.
Формы работы с родителями
Индивидуальные
• индивидуальные консультации;
• беседы (эффективны при целевом характере бесед, внесение элементов дискуссии и проблематизации, по запросам родителей,);
• приглашение отдельных семей для изучения их опыта воспитания;
• памятки
Стимулирующие, групповые
• стенды (акцентировать внимание родителей на них, регламентировать информацию, она должна быть подписана, оформлена эстетично, очень яркую бумагу не использовать) :
• папки-передвижки (привлекать родителей к сочинению, рисованию);
• Тематические консультации (соблюдение принципа консультирования с обратной связью)
• работа родительского комитета;
• родительские собрания (приглашения на собрание готовят и вручают дети, строить собрание в форме диалога, использовать нетрадиционные формы проведения -круглый стол, собрание -встреча, не давать родителям увести диалог в другую сторону);
• работа семейных клубов, например «Мудрый родитель», «Здоровячёк», «Клуб молодых отцов», «Мамочки» и др.
• проведение «Дней открытых дверей» (презентацию группы желательно проводить с участием родителей и воспитанников);
• родительские конференции (инициируются самими родителями, организаторами выступают родительские комитеты, а педагоги являются кураторами конференций, в занимательной форме педагоги, специалисты и родители моделируют жизненные ситуации, проигрывая их, при этом устанавливаются доверительные отношения с педагогами);
• презентация дошкольного учреждения;
• открытые занятия с детьми в ДОУ для родителей (воспитатель в ходе занятия может включить элемент беседы с родителями, стимулируя детей рассказать новое гостю);
• тематические выставки (содержат материал о творчестве детей и родителей, организуются в ближайших клубах, домах культуры);
• фестивали детского творчества;
• библиотека для родителей в дошкольных учреждениях (библиотека создаётся и курируется родителями);
• совместное детско-родительское проектирование;
• газета для родителей;
• общение посредством электронной почты;
• сайт;
• СМИ;
• выступления педагогов и родителей в печатных органах
Построение взаимоотношений между дошкольной образовательной организацией и семьей в системе социального партнерства является неотъемлемой частью обновления содержания работы дошкольной организации в условиях реализации Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования.
Расширение сферы участия родителей в организации воспитательно — образовательного процесса учреждения — это способ повышения эффективной деятельности детского сада, направленной на воспитание. Это и есть социальное партнерство с целью полноценного развития ребенка — дошкольника.
Для установления контактов с родителями педагог должен обладать коммуникативными умениями и необходимыми личностными качествами: он должен проявлять внимание и чуткость к чужим проблемам, уметь слушать других, быть доброжелательным, отзывчивым. Очень важно при первых контактах — заинтересовать родителей деятельностью группы и показать работу с детьми в привлекательной форме. Можно сделать презентацию разнообразных мероприятий. Дальнейшее взаимодействие заключается в обмене информацией по вопросу воспитания ребенка, в обсуждении проведенных и будущих мероприятий, сообщении о работе образовательного учреждения и группы. С этой целью можно использовать домашние задания, видеоматериалы, знакомить родителей с лучшим опытом семейного воспитания.
Литература:
1. Березина, Т. А. Социальное партнё рство дошкольного учреждения и семьи: проблемы и пути их решения/ Т. А. Березина // Детский сад: теория и практика. — 2013. — № 10. — С. 24 –33.
2. Пантелеева Н. Г. Социальное партнерство детского сада и родителей. [Электронный ресурс] // Психологическая наука и образование psyedu.ru. 2013. № 4. URL :https://psyedu.ru/journal/2013/4/Panteleeva.phtml
3. Рыбак Е. В. Реальность и перспективы развития социального партнерства в современном детском саду / Е. В. Рыбак // Детский сад: теория и практика. — 2013. — № 10. — С. 16 –22.
4. Справочник старшего воспитателя дошкольного учреждения / «МЦФЭР Образование» - 2014.
5. Зайцева Н. В. Социальное партнёрство семьи и дошкольной образовательной организации [Текст] / Н. В. Зайцева // Молодой ученый. — 2015.