Галина Иванова
Воспитатель и его влияние на формирование самооценки ребенка
Консультация для родителей на тему:
Воспитатель и его влияние на формирование самооценки ребенка.
Воспитателя МБДОУ ДСКВ №102
Ивановой Галины Дмитриевны
г. Братска Иркутской области
Активность личности в значительной степени определяется самооценкой, которая развивается активной деятельностью на основе взаимоотношений с окружающими. Оценочные суждения дошкольника, непрерывно переплетаются с оценочными отношениями со стороны других детей и особенно воспитателя.
Публикация «Воспитатель и его влияние на формирование самооценки ребенка» размещена в разделах
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Самооценка детей, развитие уверенности
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» август 2016
На основе самооценки складывается уровень притязаний, тот уровень достижений, который, по мнению ребенка, ему по силам. Педагог, руководя деятельностью детей, их психическим развитием, должен не только учитывать не только самооценку и притязания своих воспитанников, но и активизировать эту самооценку, повышать уровень притязаний. В значительной степени этому может содействовать педагогически целесообразная самооценка самого ребенка, которая в наибольшей степени – на данном этапе его жизни – способствует формированию личности в благоприятном направлении, поддерживает веру в собственные возможности, стимулирует активность.
Характер целесообразности такой самооценки воспитатель определяет с учетом возрастных и индивидуальных особенностей ребенка, его возможностей и на сегодняшний день и на «зоны ближайшего развития», и на знания той конкретной микросреды, в которую он включен.
Как формировать такую самооценку? По мнению ученных должно сказываться влияние окружающих взрослых. Эффективность в значительной степени определяется уровнем педагогического мастерства воспитателя. Он, во-первых, стремиться поднять общую самооценку ребенка; во-вторых, оптимизировать межличностные отношения в группе с тем, чтобы создать благоприятный психологический климат для тех ребят, у кого низкий социометрический статус среди сверстников.
Что будет способствовать успеху в этой работе?
Изучая ценностные ориентации дошкольников, их оценочные отношения, психологи обнаружили: популярность ребенка в группе зависит в первую очередь от успеха в совместной детской деятельности. Это обстоятельство позволяет предположить: если обеспечить успех в деятельности детям малоактивным, с низким социометрическим статусом, то это может привести к изменению их позиции и станет эффективным средством нормализации отношений со сверстниками. Успешная деятельность изменяет отношение группы к своим сверстникам и, как следствие, эмоциональный климат в группе улучшается.
Это же направление в своей работе избирают и воспитатели. Они включают воспитанников, кто не уверен в себе, предварительно подготавливая их, в значимые для дошкольников виды деятельности. Выявлено: точность и объективность оценки и самооценки растут по мере овладения и приобретения ребенком знаний, умений, личного опыта.
Воспитателю необходимо выявить причины низкого социометрического статуса. Иногда они кроются и в неблагоприятной для психического развития ребенка семейной микросреде. Излишняя строгость, навязчивое морализирование, постоянное подавление воли ребенка мешают установлению теплого, интимного контакта с родителями. Данные взаимоотношения не только развивают такие личностные качества, как застенчивость, неуверенность, безынициативность, но и мешают ребенку обрести благоприятное положение в группе.
Внимания к себе требуют и активные, предпочитаемые дошкольники в группе. Важно чтобы роль лидера, которую нередко выполняют эти дети, не развила бы у них зазнайства, высокомерия, желания командовать. Воспитатель должен знать, за какие качества, поступки предпочитают их сверстники, на чем построен их авторитет. Ведь не всегда нравственный стержень, ценностные ориентации так называемых популярных детей выстроены на положительной, общественно-значимой основе.
Корригирующая деятельность, цель которой – создание педагогически целесообразного микроклимата для психического развития детей, приносит желаемый результат только тогда, когда объединены усилия и педагога и родителей. Работа эта нелегка, длительна и кропотлива. Ее ведут систематически, последовательно, ведут доброжелательно, с большим педагогическим тактом, терпеливо.