Алсу Герфанова
Воспитатель года
▼ Скачать + Заказать документы
Я знаю, что моя работа очень ответственная, потому что видеть неповторимость каждого ребенка, осознавать, что в твоих руках жизнь, его душа, беречь его и стараться делать все, чтобы его детство было содержательным и радостным – это почетно и ответственно. Сколькими знаниями и умениями должен обладать воспитатель.
Нам приходиться делать все: рисовать, развивать речь, считать, шить, лепить, заниматься огородничеством и садоводством, владеть столярными, малярными, актерскими, режиссерскими, архитектурными умениями, петь и танцевать с детьми.
Публикация «Воспитатель года» размещена в разделах
Можно ли предсказать все, что встретится педагогу на его пути? Я знаю одно: чем больше я знаю и умею, тем легче и интереснее мне работать с детьми. Очень люблю с детьми рисовать, лепить, строить, мастерить игрушки. Но самым приоритетным направлением в моей работе является – экологическое воспитание.
С этой целью использую программу: «Юный эколог» С. Н. Николаевой
Природа – это первый эстетический воспитатель ребенка. Наблюдая природу, ребенок учится видеть, понимать и ценить ее красоту.
Начинать экологическое воспитание в дошкольном учреждении можно с момента прихода детей в ясельную или первую младшую группу. Главным обстоятельством, обеспечивающим успех этой работы, является понимание воспитателем психофизиологических особенностей детей этого возраста.
Итак, успех экологического воспитания детей могут обеспечить следующие способы взаимодействия взрослого с ними:
- мягкое, доброжелательное общение, понимание состояния детей, их переживаний, вызванных, прежде всего отрывом от семьи;
- медленная выразительная речь, многократные повторения одного и того же;
- подкрепление слова образом предмета, действием, его изображающим;
- частое переключение внимания детей с одного предмета на другой, с одного вида деятельности на другой;
- использование приемов, вызывающих положительные эмоции малышей;
- осознанное создание воспитателем в своем поведении (действиях и словах) образца для подражания;
- частые похвалы в адрес малышей (доброжелательная словесная оценка и поглаживание по голове).
Задача в работе с детьми - заложить первые ориентиры в мире природы - растений и животных как живых существ и их зависимости от условий жизни.
Важное место в технологии занимает игра — сюжетная или подвижная, с имитацией движений животных со звукоподражанием им. Кроме сказок мною используются другие произведения фольклора, стихи, сюжеты которых обыгрываются с детьми.
Экологические знания у детей дошкольного возраста, посредством дидактических игр способствуют повышению уровня экологической культуры, активизации словаря дошкольника развитию у них психических процессов (воображения, памяти, мышления, внимания, нравственных качеств, а также воспитанию бережного отношения к природе.
На данном этапе становления личности ведущими в интеллектуальном развитии ребенка являются конкретный образ предмета, действия с ним, сопровождаемые словом, по этому я, прежде всего, сосредотачиваюсь на сенсорном развитии детей.
Ведущим фактором в интеллектуальном развитии ребенка этого возраста является конкретный образ предмета, действия с ним. Слова должны следовать за ними - тогда ситуация в целом становится понятной ребенку, усваивается им. Отсюда следует, что ведущими видами деятельности в экологическом воспитании дошкольников являются неоднократно повторяющееся сенсорное обследование предметов, объектов природы и практическое манипулирование с ними. Все, что можно дать детям в руки, предлагается им для обследования, в которое воспитатель включает как можно больше органов чувств. Дети берут в руки натуральные овощи, фрукты, гладят и осматривают их, жмут, нюхают, пробуют, слушают, как они скрипят или шуршат, т. е. обследуют их всеми сенсорными способами.
В нашем детском саду мы оборудовали экологическую комнату. Она разделена на зоны: живая зона, мини – лаборатория, зона коллекции, зона библиотеки. Имеются карты Мира, РТ. Собран наглядно – демонстрационный материал, формируем картотеку. Получая определенную систему знаний, дети усваивают нормы и правила экологического поведения в природе. Педагоги знакомят детей с развитием жизни на Земле – рассказывают о микроорганизмах растениях, животных. Предоставляют ребенку возможность осваивать предлагаемую информацию в доступной форме – наглядные пособия, иллюстрации, экскурсии. Обеспечиваем условия для развития эмоционального, положительного отношения к живой природе – красота живых форм – растений, насекомых, птиц. В доступной для детей форме, привлекая иллюстративный материал, педагоги рассказывают об основных биологических системах человека, формируют у детей элементарные представления о работе своего организма и приобретают к ценностям здорового образа жизни. Именно поэтому я разработала программу работы кружка «Детская фантазия».
При разработке программы учитывала принципы построения: актуальность, реалистичность, систематичность, активность, воспитывающий характер обучения, доступность, построение программного материала от простого к сложному, повторность материала, совместная деятельность, контролируемость.
Итогом детской деятельности служат выставки детского творчества, участие в КВНах, развлечениях, досугах, праздниках.
Не забываем у себя в саду и об экологических праздниках, такие как «День птиц», «День Земли» самые любимые праздники наших ребят. А во всемирный День Окружающей Среды мы проводят с детьми беседы, игры.
В дошкольном детстве закладываются основы личности, в том числе позитивное отношение к природе, окружающему миру. Детский сад является первым звеном системы непрерывного экологического образования, поэтому не случайно передо мной встает задача формирования у дошкольников основ культуры рационального природопользования.
Как трудно быть «Дневною мамой»
Для двух десятков малышей,
Дневная мама, - как ни странно,
Но это так подходит мне.
И в жизни яркой и красивой,
Как в сказке, что расскажу я им,
Сама живу в стране счастливой,
Где нет проблем, где всяк любим.
Где злой колдун всегда в прогаре,
А все принцессы хороши,
И рыцарь там с удачей в паре
Любовь спасти свою спешит.
Зальюсь я смехом до икоты,
Когда коверкают слова,
И детский лепет словно ноты –
Сюжета нового канва.
Где зло с добром живет соседством
И красота стремиться в дом,
Все это называют детством,
И это миг прожитый в нем.
Малыш поделится со мною счастьем,
Что прилетело вдруг само,
Обидой, - облачко в ненастье,
Через минуту вновь светло.
Так, мишурою украшая
Столь непонятный взрослый мир,
Храню их детское начало,
Ведь в нем придется выжить им.