Татьяна Плотникова
Воспитатель для родителей — наставник или партнер?
▼ Скачать
«Из всех наук, которые человек может и должен знать,
главнейшая есть наука о том, как жить,
делая как можно меньше зла и как можно больше добра».
Л. Н. Толстой
"Наставник " - многие из нас хотя бы раз в жизни выступали в этой роли. Например, когда помогали коллегам, давали совет своим близким, учили того кто обратился за помощью. Кто же такой наставник?
Публикация «Воспитатель для родителей — наставник или партнер?» размещена в разделах
Наставник – это человек, имеющий профессиональный опыт и желание делиться им. Это помощник, друг, советчик, который может помочь освоить необходимые навыки, умения и знания. Наставником может быть как опытный педагог, так и начинающий. Молодой наставник является активным проводником идей и без труда может воплотить их на практике
В настоящее время Современным родителям приходится нелегко из-за нехватки времени, занятости, недостаточности компетентности. Не владея в достаточной мере знанием возрастных и индивидуальных особенностей развития ребёнка, порой осуществляют воспитание вслепую, интуитивно. Вот почему мне, педагогу, хранящему детство, сегодня необходимо воспитывать нравственное самосознание, возрождая многовековые традиции нравственного воспитания ребенка в единстве семья-ребенок-детский сад. И поэтому, одним из самых важных и сложных в моей работе является работа с родителями. Родители являются первыми педагогами своего ребенка (Закон «Об образовании» РФ, а воспитатели становятся союзниками, помощниками родителей, наставниками, направляющих деятельность родительского сообщества на формирование грамотности семьи в различных вопросах. Я как наставник должна помочь, направить в вопросах дошкольной педагогики и нравственного воспитания.
Исходя из выше сказанного, целью моей работы уже не первый год становиться : формирование духовно нравственного воспитания дошкольников через тесную работу с семьями воспитанников, установление партнёрских отношений, позволяющих объединить усилия для воспитания детей, создание атмосферы общности интересов, активизации воспитательных умений родителей.
Формы работы, которыми я пользовалась, были интересны и разнообразны: Традиционные /Нетрадиционные (конкурсы, квесты, литературные гостиные, виртуальные экскурсии); Индивидуальные (консультации, беседы и др.). Коллективные (родительские собрания и др.); Наглядно – информационные (буклеты, стендовая информация и др.). Начальный этап помог выявить запросы родителей по нравственному воспитанию дошкольников, желание учувствовать в работе по данному направлению, определить уровень компетентности родителей в этом вопросе.
В группе, под моим руководством и активном участии родителей, оформлен центр «Моя семья», - дети рассматривают фотографии и рассказывают о своей семье; самые интересные рассказы у ребят в нашей группе, которые воспитываются в многодетных семьях. Центр социального развития нашей группы наполнен рассказами «Моя малая Родина» с историей происхождения семьи. Дети с интересом узнают, что в нашей группе ребята разных национальностей -это нашло свое отражение и в художественном совместном творчестве детей и родителей : лепке, аппликации, рисовании. В нашей группе организована выставка «Герб моей семьи»,в эти работы дети и родители постарались вложить все самое дорогое, индивидуальное, что есть и чем может гордиться их семья.
Развлечения, досуги, праздники - самые привлекательные, востребованные формы работы с родителями, они имеют особое значение в формировании духовной культуры ребенка. С большой любовью к друг к другу в нашей группе прошел творческий вечер «Литературная гостиная» ко Дню матери. В домашней обстановке мы рассматривали принесенные фотоальбомы, читали стихи, пели семейные песни. На «День пожилого человека» мы не только сделали памятные открытки, но и записали видео –поздравление своим пожилым членам семьи. А осенними вечерами с бабушками нашей группы мы поставили флешмоб как подарок нашим детям. Отмечать день пожилого человека в детском саду очень важно, ведь этот праздник дополнительная возможность воспитать у детей уважение к старшему поколению.
Самыми яркими совместными праздниками стали:
-музыкальный праздник «Международный женский день 8 марта»,воспитывает в детях любовь и уважение к женщине-матери, умение выразить благодарность и любовь по отношению к продолжательницам человеческого рода, стремление походить на мам и бабушек.
-спортивный праздник «День Защитника Отечества», квест на День отца, помогают пробудить в детях чувство гордости за силу, мужество пап, смекалку и находчивость, стремление стать такими же.
Празднику 9 мая посвящалось ряд мероприятий: «Окна победы», «Подарок ветерану»,, музыкальное развлечение с участием родителей «Кто сказал, что нету места песни на войне». В первые майские дни наша группа превратилась в творческий цех. Задача проводимых мероприятий – проследить связь поколений, сохранить память и уважение к подвигу солдат. Конечно, подготовка к мероприятиям требует от меня времени, труда и душевных сил. Но они приносят такую радость, когда я вижу счастливые глаза детей и слышу слова благодарности родителей!
Современной нетрадиционной формой работы с родителями в этом году стала виртуальная экскурсия «На работу с родителями!». Родители делали видеоролик про свой рабочий день. Мы с ребятами не только узнали о современных профессиях своих родителей, но и виртуально побывали у них на работе: в аптека, в салоне красоты, в дом управляющей компании, в Арт-кафе, в пункте курьерской службы. Получили первое представление о том, как зарабатываются деньги, что стало первыми шагами в финансовую грамотность.
В работе наставничества помогают наглядно - информационные формы. Родительские уголки – это хороший метод общения с родителями, позволяющий обратить их внимание на проблемы современного общества и получить косвенные советы по нравственному воспитанию. Совместные с родителями чаты помогают держать руку на пульсе.
Я не останавливаюсь на достигнутом, продолжаю искать новые пути в работе наставничества. В моих планах, предложить родителям интересную работу и стать первооткрывателями по выпуску газеты нашего ДО. Ведь у нас общая цель - воспитывать будущих созидателей жизни.