Альбина Борзова
Воспитание этнической идентичности дошкольников
▼ Скачать + Заказать документы
В последние годы в мировом масштабе наметились процессы, характеризующиеся стремлением народов сохранить свою самобытность, подчеркивающие уникальность бытовой культуры и психологического склада, всплеском у многих миллионов людей осознания своей принадлежности к определенному этносу. Поэтому данному вопросу уделяется большое внимание.
Проблема этнической идентичности изучена и изучается историками и этнографами, психологами, таким, как Ю. В. Бромлей, Э. Фромм, У. Джемс, Э. Эриксон, Фрейд, Пиаже, Л. Н. Гумилев, А. Ф. Дашдамиров, И. С. Кон, М. В. Крюков, Д. С. Лихачев, A.A. Леонтьев, Г. В. Старовойтова, А. П. Оконешникова, О. Л. Романовой, И. В. Малыгиной, Т. Г. Стефаненко, Г. Н. Волков и др.
Темочки:
Некоторые авторы утверждают, что элементарные формы этнической идентичности начинают формироваться уже в дошкольном возрасте и связывают ее с процессами, характеризующие данный возраст: в сфере самопознания происходит накопление знаний о себе и своих возможностях, обогащается образ «Я», значительно увеличивается круг общения, формируется эмоционально-ценностное отношение к себе, становится возможным регулирование своего поведения через отношение к себе, способность планировать и выполнять действие во внутреннем плане (E.H. Акундинова, А. Ф. Дашдамиров, JI.M. Дробижева, И. А. Снежкова, О. Н. Юденко).
Именно в дошкольном возрасте ребенок приобретает первые знания о своей этнической принадлежности. Знакомство с лучшими образцами культуры своего народа способствует пониманию этнических особенностей своей культуры и осознания ребенком себя в своем этносе.
Первые представления о родном языке, родной культуре, традициях и обычаях своего народа ребенок в семье и в дошкольном образовательном учреждении.
В нашем дошкольном учреждении большое внимание уделяется данному вопросу. Задача педагогов – как можно раньше пробудить в растущем человеке любовь к родной земле, с первых шагов формировать у детей черты характера, которые помогут стать ему человеком и гражданином общества, прививать интереса к национальной культуре, традициям и обычаям, формировать любовь к малой Родине, и способствовать тем самым развитию личности ребенка в духе патриотизма и гордости за свою малую родину.
Воспитание этнической идентичности ведется в нескольких направлениях:
- привитие интереса к чувашскому языку, общение на нем;
- ознакомление с устным народным творчеством и художественной литературой чувашского народа (чувашский народные сказки, фольклорные произведения, пословицы, поговорки, произведения эпоса, детские произведения);
- ознакомление с историей развития чувашского народа, традициями и обычаями, знаменитыми людьми;
- приобщение детей к красоте родного края, его богатствам, к национальным особенностям края;
- ознакомление с искусством чувашского народа (чувашской музыкальной культурой, произведениями художников, скульпторов и т. д.);
- ознакомление с произведениям декоративно-прикладного искусства, народными промыслами, мастерами народного промысла.
Наиболее живой и современной составляющей национальной культуры является язык. Воспитание ребенка на родном языке позволяет формировать патриотические чувства, стремлению к отождествлению со своим народом.
В детском саду ведется обучение чувашскому языку, и я считаю, что обучение детей чувашскому языку не безрезультатно, а главное, детям нравится, многие уже свободно общаются.
Важным средством при знакомстве детей с национальными особенностями края является посещение краеведческого музея. Сама обстановка музея, богатейший запас экспонатов вызывают живой интерес, надолго сохраняются в памяти.
Дошкольников знакомим с чувашскими народными сказками, фольклорными произведениями, пословицами, поговорками, произведениями эпоса, детскими произведениями); с знаменитыми земляками (Н. Я. Бичурин, В. И. Чапаев, А. Г. Николаев, Н. И. Ашмарин, И. Я. Яковлев, К. Иванов, Н. Павлова, М. К. Сеспельи т. д.) , показываем фотографии, альбомы с репродукциями. Затем организовываем экскурсии в Чувашский государственный художественный музей, Культурно-выставочный центр "Радуга", картинные галереи.
Развивая ребенка в этнокультурной среде, основной акцент делается на приобщение его к красоте и добру, на желании видеть неповторимость родной культуры, природы, участвовать в их сохранении и приумножении, вызывать чувство гордости, уважения и любви к малой родине. Большую помощь в работе по ознакомлению детей с природой родного края оказывают книги наших чувашских детских писателе и поэтов, таких как Сарби Р. В., Юхма М. Н., Иванов К. В., Ялгир П. А., Исмуков Н. А., где доступно и увлекательно рассказывается о повадках, «наряде» птиц, постоянно живущих в нашем крае, улетающих зимовать на юг и прилетающих к нам с севера провести холодную зиму; о травах и цветах чувашского края.
Продолжаем развивать интерес к произведениям декоративно-прикладного искусства. Наиболее ярким выражением в изобразительном народном творчестве всех народов является национальный костюм. У чувашей он насыщен цветом, включает много разных украшений из металла, бисера, бус, представляет художественный ансамбль красочной, звенящей, единый по своему эмоциональному выражению с чувашским песенным фольклором. На занятиях дети получают знания о народном костюме и элементах вышивки, что способствует развитию их художественного вкуса и пониманию народного творчества.
Дети уже умеют отличать чувашскую вышивку от любой другой, знают ее колорит. Им нравится вырезать элементы народного орнамента, символизирующих травку, пахотную землю, дом, растения, животных, разные солнца и т. д. Они украшают узорами бумажные силуэты предметов быта и одежды на занятиях по художественной деятельности. Посещение Музея Чувашской Вышивки способствует развитию интереса к декоративно-прикладному искусству чувашского народа.
С целью приобщения к традициям и обычаям чувашского народа в ДОУ проводятся чувашские национальные праздники Сурхури, Акатуй, Кшарни, варни, Мнкун, которые способствуют вхождению детей культуру родного края, изучению богатства и многообразия материальной и духовной культуры родного народа, приобщению воспитанников к эстетическим и нравственно-этическим ценностям своего народа, развитию интереса детей к национальной культуре и традициям чувашского народа.
Дети знакомятся со сказками, праздниками, традициями и обычаями чувашского народа, осознают собственную национальную принадлежность: воспитываются в духе уважения к другим народам, в духе взаимопонимания и миролюбия.
Итак, соприкосновение с народным искусством и традициями, участие в народных праздниках духовно обогащают ребенка, воспитывают гордость за свой народ, поддерживают интерес к его истории и культуре, способствует
осознанию ребенком своей принадлежности к определенному этносу, формированию этнической идентичности.
Таким образом, система образования, обеспечивая национальное воспитание, формирует этническую идентичность ребенка путем обучения родному языку, ознакомления с обычаями, традициями, ценностями народа. В то же время, необходимо обратить пристальное внимание на толерантное отношение к другим этносам и национальным меньшинствам. Задача дошкольных учебных заведений, прежде всего, обеспечить приобретение и присвоение на личностном уровне тех социально-значимых культурных, духовных и государственных качеств, которые отражают принадлежность к определенному этносу.
Использованная литература и интернет-ресурсы
Александренков Э. З. Этническое самосознание или «этническая идентичность?» /Э. З. Александренков //Этнографическое обозрение, 1996.№3. с. 13-23.
Дробижева, Л. М. Толерантность и рост этниче- ского самосознания : пределы совместимости [Текст] // Толерантность и согласие: матер. науч. -практ. конф. – М. : ИЭА РАН, 1997.
Романова О. Л. Развитие этнической идентичности у детей и подростков. М., 2004.
Стефаненко Т. Г. "Социально-психологические аспекты изучения этнической идентичности", - М. : 2005.
Чистякова, М. А. Педагогический потенциал рус- ской народной крестьянской культуры как основа фор- мирования этнической идентичности у старших дошко- льников [Текст] : автореф. дис.. канд. пед. наук / М. А. Чистякова. – Нижний Новгород, 2007.
www.rusnauka.com. Особенности формирования этнической идентичности у детей старшего дошкольного возраста.