Светлана Ставская
Воспитание вежливости у ребёнка.
▼ Скачать + Заказать документы
Вежливые и воспитанные дети умиляют и нравятся всем. А что такое вежливость и зачем ребенку необходимо учиться быть вежливым с ранних лет? Английский естествоиспытатель и моралист Д. Леббок заметил: «Для успеха в жизни умение общаться с людьми гораздо важнее обладания талантом». Какие мудрые и верные слова! Как часто мы не находим взаимопонимания с людьми, искренне стремясь к этому. А всё потому, что не можем подобрать нужных слов, не умеем вести себя адекватно ситуации.
Публикация «Воспитание вежливости у ребёнка,» размещена в разделах
Вежливость не рождается сама собой. Ее воспитывают с раннего возраста в семье, в детском саду. А кому, как не родителям, воспитателям решать эту повседневную работу. Дети должны быть правильно воспитаны, чтобы их хорошо принимали в обществе, и чтобы в последующем за них не было стыдно родителям. Для этого необходимо обучить ребенка дошкольного возраста всем необходимым правилам вежливости. Вежливость должна стать для ребенка его естественным состоянием и привычкой. Если ребенок поймет, что можно, а что нельзя, следующим придёт и понимание правильного поведения в обществе. Яркую характеристику ребенка - невежи, который разладил отношения в семье, подарила нам в своем стихотворении «Медвежонок - невежа» Агния Барто, справедливо предположив, что «такие мишки есть среди ребят!».
Воспитывая вежливого ребенка, не забывайте сами быть вежливыми! Дети очень наблюдательны и восприимчивы, поэтому если они видят, что родители с уважением относятся к другим, скромны в жизни, порядочны в поступках, то постепенно, тоже, приобретают эти качества.
«Волшебные слова», часто употребляемые при общении в семье, являющиеся обязательным правилом легко запоминаются ребёнку. Вежливое общение между членами семьи должно быть своеобразным обязательным ритуалом. К примеру, научившись выражать благодарность родителям, воспитанный ребенок уже не забудет поблагодарить постороннего человека, или попросить его о чем-то употребив «пожалуйста». Такие же ситуации с напоминанием «волшебных слов» должны разыгрываться при приветствии и прощании. Постепенно у ребенка сформируется словарный запас вежливых слов и понимание, в каких ситуациях следует их употреблять. Кроме этого, восхищение окружающих от поведения ребенка, умеющего вести себя в обществе является дополнительным стимулом быть вежливым.
Следует помнить, что научить ребенка элементарным правилам вежливости необходимо до трех лет. В дальнейшем он уже будет осознанно понимать необходимость вежливого отношения к окружающим, и развиваться самостоятельно. Но, тем не менее, пример родителей, в любом возрасте очень важен.
Вежливость является обязательным условием формирование личности ребенка. Воспитание вежливости в детском возрасте – это непростая обязанность родителей и нельзя относиться к этому легкомысленно. Если ребенок с детского возраста будет расти в атмосфере взаимопонимания и вежливости, другая манера поведения будет для него недопустимой, а это позволит ребенку стать полноценным членом современного общества.
Самое важное в воспитании вежливости ребенка - ПОСТОЯННЫЙ ДОБРЫЙ ПРИМЕР. Взрослые дают детям «модели поведения, демонстрируют необходимость в любой ситуации придерживаться норм этикета, быть вежливыми. Современный подход к ребенку как к личности, нуждающейся в понимании, в уважении ее интересов и прав, делает проблему воспитания вежливости очень актуальной.
Важно, чтобы «этикетными» способами установления контактов с людьми владели в полном объеме, как родители, так и педагоги. В детском саду дети общаются друг с другом и педагогом от 7.00. до 19.00 часов в день. Во время общения происходит обмен способами и навыками общения, умениями ролевого речевого поведения. Ежеминутно в течение всего дня дети учатся у взрослых и друг у друга речевому поведению, характерным жестам, мимике, словечкам.
Не умаляя значения такого способа, как разъяснение детям правил этикетного поведения и необходимости их соблюдения, все же считаем, что самым действенным способом воспитания вежливости и речевого этикета после личного примера взрослых является ИГРА, особенно ролевая и театрализованная, «игра как способ практического осмысления» этикетных норм и применения знаков речевого этикета.
Велика также роль ХУДОЖЕСТВЕННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ, которая дает образцы нравственности, «правильного» и «неправильного» речевого поведения.
Не следует умалять и роли ДИДАКТИЧЕСКИХ КАРТИН И КАРТИНОК в развитии словаря и связной речи ребенка, в усвоении им норм и способов общения.
Памятка для родителей и педагогов «Как помочь ребенку быть вежливым»
1. В обязательном порядке употребляйте вежливые слова сами в тех ситуациях, где они необходимы.
2. Убедите окружающих ребенка взрослых сделать использование вежливых слов нормой.
3. Покажите ребенку «волшебство вежливых слов : не выполняйте просьбы ребенка, например «дай мне», без слова «пожалуйста».
4. Сделайте для ребенка ситуации встречи и расставания как можно более естественными и разнообразными.
5. Здоровайтесь, прощайтесь и благодарите первыми, не дожидайтесь, когда об этом вспомнит ребенок.
6. Вместе с ребенком разработайте и утвердите обязательные правила вежливости. Например. Здороваться надо со всеми, кого увидел в этот день впервые и т. п.
7. Учите вежливости вежливо!