Елена Хренова
Воспитание у старших дошкольников любви к малой Родине средствами природы
▼ Скачать + Заказать документы
Рыбе - вода, птице – воздух, зверю – лес, степи, горы.
А человеку нужна родина.
И охранять природу значит охранять родину.
М. М. Пришвин
Актуальность выбранной нами темы заключается в целенаправленном ознакомление ребёнка с родным краем, что является составной частью патриотических чувств дошкольников.
Все мы – дети Природы. И с малых лет человек должен познавать её и непременно учиться любить; оберегать, пользоваться, быть действительно созидающей, а не губительной частью мира. Экологическое образование начинается со знакомства с объектами ближайшего окружения, с которыми ребенок сталкивается каждый день. В любом населенном пункте можно найти интересные для наблюдений природные объекты : деревья, травы, насекомых, птиц. Огромную роль в экологическом образовании детей дошкольного возраста играет практическая, исследовательская деятельность в природных условиях.
Публикация «Воспитание у старших дошкольников любви к малой Родине средствами природы» размещена в разделах
- Воспитание детей. Материалы для педагогов
- Нравственно-патриотическое воспитание
- Старшая группа
- Экология, экологическое воспитание, природа
- Темочки
В настоящее время стало актуальным воспитание у подрастающего поколения нравственно — моральных качеств и прежде всего чувства любви к родному краю, к своей малой Родине. И задача педагогов, родителей сделать так, чтобы эти переживания были яркими, незабываемыми. Перед нами стоит важная задача: организовать творческую, продуктивную, игровую деятельности детей, в которых ребенок проявляет сочувствие, заботу о человеке, растениях, животных в разные сезоны года в связи с приспособлением к новым жизненным условиям ежедневно и по необходимости.
Большое значение для воспитания у детей любви к родному краю имеет ежедневное общение с природой. В результате расширяются и углубляются представления ребенка. Развивается детская любознательность, расширяется кругозор, появляется интерес к труду, пробуждается чувство прекрасного. Прежде всего необходимо поставить перед собой задачу не только видеть красоту окружающей природы, но и вызвать у них желание участвовать в ее созидании. Но для решения этой задачи важно прежде всего умение самого воспитателя ценить и любить родную природу, находить прекрасное и в ярком солнечном летнем утре, и в пасмурном дождливом осеннем дне. Особенно очень важно убедить родителей продолжать начатую работу в детском саду по бережному отношению ко всему живому. В планирование учебно – воспитательного процесса мы включили региональный компонент «Наш край». Организуя работу с детьми по ознакомлению с родным краем, мы определили задачи этой работы:
- воспитывать эмоционально-положительное отношение к природе, развивать умение видеть и понимать ее красоту;
- воспитывать интерес и желание больше узнать о природе родного края;
- воспитывать бережное отношение к природе, желание трудиться в природе;
-учить определять свое отношение к природе, передавать его в рассказах, рисунках.
В процессе работы мы продумали формы и методы знакомства детей с родным краем. Они разнообразны: наглядные (наблюдения, рассматривание картин, просмотр компьютерных презентаций, практические (игра, труд, опыты, словесный (рассказ воспитателя, чтение художественных произведений, беседы). Мы решили, что будем использовать все методы и приемы, но наиболее эффективным, доступным и интересным является наблюдения за объектами природы в естественных условиях, а также экскурсии и прогулки. Как отмечает С. А. Веретенникова{1}, «ребенок, который воспитался в «зеленой» школе, увидит красоту букета в вазе, клумбы, пейзажа. В лесу, парке, на лугу он будет наблюдательным, любознательным».
Поэтому особое место в формировании любви к своей малой Родине мы отводим экскурсиям. Экскурсия — одна из форм общения детей с природой. На экскурсии дети получают знания о родном селе, о труде людей, их жизни. Постигая новое, дети активно общаются между собой, взрослыми. Познавательный интерес отражается в играх и в других видах творческой деятельности детей.
С детьми организуются прогулки и экскурсии в разное время года, в парк, к водоему, на огород, экологическую тропу. Мы стараемся, чтобы экскурсия была интересна каждому ребенку и он узнал что-то новое. Заранее продумываем цель, вопросы детям, игры, задания, проводим предварительную беседу с детьми. Во время прогулок в парк мы обращаем внимание детей на его красоту, приятный запах, свежесть воздуха. Учим прислушиваться к пению птиц, предлагаем определить, где они поют.
Свои впечатления дети отражают в рисунках, составляют описательные рассказы об увиденном. Ориентируясь на рекомендации Н. А. Рыжовой { 2}, на территории нашего детского сада создана экологическая тропа. Мы знакомим детей с экологической тропой нашего сада, где дети изучают объекты живой и неживой природы во взаимосвязи со средой обитания. На экологической тропе дети могут встретить вековой дуб, который осенью делится с нами своими листьями и желудями. Его «подарки» дети с удовольствием используют в своей творческой деятельности. Здесь же дети могут увидеть маленькие ели. На экологической тропе дети могут познакомиться с лекарственными растениями (мать – и – мачеха, цикорий, подорожник, с маленькой земляничкой и клевером. Всегда рады гостям в уголка леса еж и муравей.
К работе по экологическому воспитанию активно привлекаются родители воспитанников : мы организуем выставки совместного творчества детей и родителей, персональные выставки, способствуя тем самым индивидуализации обучения. Ежегодно проводятся экологические акции «Накормите птиц зимой», «Домик для скворца». Просим родителей в свободное время посетить другие объекты природы в разные сезоны, которые мы не может посетить с детьми из-за отдаленности (поля, леса, водоемы, находящиеся за пределами села).
Наш детский сад работает в тесном сотрудничестве с краеведческим музеем. С детьми старшей разновозрастной группы посещаем музей, с интересом рассматриваем экспонаты и слушаем рассказы о природе Сеченовского района.
Воспитывая ребенка на традициях, исторических событиях, достопримечательностях малой Родины, мы помогаем ему установить положительные отношения с миром людей, миром природы и с самим собой.
Опора на красоту окружающего мира, культурные ценности и историю родного края – верный путь повышения качества воспитания и обучения.
Понимание Родины у дошкольников связано с конкретными представлениями о том, что им близко и дорого.
В результате проделанной работы мы отмечаем, что систематическое проведение экскурсий, прогулок в природу, отбор объектов для наблюдений, постепенное усложнение образовательного материала, его повторение дали возможность закрепить первоначальные представления детей о природе, установить причинную связь между явлениями.
Научить чувствовать красоту родной земли, красоту человека, живущего на этой земле, воспитать любовь к родным местам, ко всему, что окружает ребенка с детства – одна из главных задач педагога. Культура родного края должна войти в сердце ребенка и стать неотъемлемой частью его души.
Список литературы:
1. Веретенникова С. А. Ознакомление дошкольников с природой – М. : Просвещение, 1980
2. Рыжова Н. А. Наш дом природа / Н. А. Рыжова. – М. : Карапуз-дидактика, 2005