Татьяна Решетова
Воспитание у дошкольников нравственных чувств средствами народного творчества
▼ Скачать + Заказать документы
Функцию регулирования поведения людей во всех сферах жизни выполняет мораль. В основу нравственного воспитания ребенка положен процесс передачи нравственных норм, правил и принципов поведения с целью превращения их в значимые регуляторы ее социальных проявлении.
Становление морального сознания и способов решения нравственных проблем происходит в реальной деятельности, общении с окружающими, поведении, в которых формируются нравственные понятия, чувства, привычки.
Темочки:
Формирование морально зрелой личности и нравственного поведения имеет ряд предпосылок Оно требует определенного уровня умственного развития ребенка, способности воспринимать, применять и оценивать нормы и поступки; эмоционального развития, в частности способности сопереживать, сочувствовать; личного опыта сознательных нравственных поступков и их самооценки; влияния определенной социальной среды, в которой функционируют примеры морального и неморального поведения.
В дошкольном возрасте создаются благоприятные условия для нравственного развития детей В этот период формируются первые моральные суждения и оценки, моральное поведение, растет действенность нравственных представлений
Взрослые в процессе воспитания ребенка должны обеспечить не только усвоение норм, выработки привычек поведения, но и положительное эмоциональное отношение к этим нормам, формировать внутреннюю позицию дошкольника
По утверждениям Ж Пиаже, который считал, что нравственность ребенка тесно связана с ее интеллектуальностью, в годы детства функционируют такие виды нравственности :
а) нравственность принуждения. Генетически она является первой, основывается на приспособлении к требованиям, запретам, указаний старших;
б) нравственность сотрудничества Она возникает на основе развития равноправных взаимоотношений ребенка со сверстниками
Исследование Ж Пиаже, как дети понимают и трактуют нравственные правила, привели к выводу, что в период от пяти до двенадцати лет представления ребенка о справедливости меняются от нравственного реализм м (твердое и незыблемое понимание добра и зла, в котором критерием справедливости является авторитет взрослого) к нравственного релятивизма (принцип, по которому каждый имеет равное право на справедливость и уважение)
Детские игры и взаимоотношения в группе сверстников дают ценный материал для размышлений об их нравственность На стадии нравственного реализма дети верят, что существует только одно истинное правило для любой игры Старшие и дошкольники считают, что правила можно изменять или принимать новые по согласию всех участников игры Следовательно, они уже не подчиняются слепо авторитету взрослых, рассматривают законы нравственности как результат сотрудничества, согласованной деятельности и взаимодействия ровесников.
В этот период дети рассуждают о действиях старших и ровесников сначала по их результатам, а не по намерениям Это ярко иллюстрируют их размышления о поведении двух мальчиков, один из которых, помогая матери, нес на кухню поднос с многими стаканами и ненароком их разбил, второй украдкой доставая из шкафа пирожное, разбил один стакан Младшие дошкольники считают, что хуже сделал первый мальчик, потому что он раз бил много стаканов, старшие - что второй, у него было намерение, который они оценивают, как негативные.
Существует несколько этапов развития нравственных качеств :
1 уровень нравственного сознания Его особенность заключается в том, что ребенок слушается взрослого для избежания наказания. Нормы морали является для нее внешним фактором Он выполняет установленные взрослыми правила, руководствуясь эгоистическими побуждениями Рассматривая понятие "добро"и"зло\", дети считают, что человек должен подчиняться общепринятым нормам (первая стадия) Со временем ребенок начинает ориентироваться на полезные для всех действия. можно действовать так, чтобы удовлетворить свои потребности, а другие могут действовать точно так же, однако все должно быть" по-честному". Для этой стадии развития морали характерна ориентация на поощрение, похвалу или любое другое вознаграждение.
2 Уровень конвенциональной (лат соnventio - договор, соглашение) морали Ребенок старается быть хорошим и послушным, делает все, чтобы заслужить одобрение значимых других, стесняется осуждения В своем поведении старается оправдать ожидания взрослых Характерным для этой стадии являются действия согласно стереотипу, которого придерживается большинство Большое значение приобретают для ребенка намерения, которые направляют его поведение. Ребенок беспокоится об общественном порядке, соблюдает соответствующие установки.
3 Уровень автономной морали Принятие моральных решений ребенок переносит внутрь личности он осознает относительность и условность нравственных правил, поступки обуславливаются не внешним давлением, авторитетом, а собственной с совестью.
Нравственное развитие – это процесс положительных качественных изменений личности, достигнутый уровень нравственной воспитанности, под влиянием многих факторов (нравственное воспитание, влияние социальной среды, самовоспитание и т. д.) .
Нравственное воспитание дошкольников неразрывно связано со всеми остальными видами воспитания. Оно осуществляется во всех сферах их деятельности. Дети испытывают нравственное влияние в своей семье, на улице, среди сверстников.
Однако целенаправленное и систематическое формирование нравственных установок, помимо семьи, возможно лишь в организованном детском коллективе.
Результатом нравственного воспитания являются появление и утверждение в личности определенного набора нравственных качеств - гуманизм, коллективизм, патриотизм. И чем прочнее сформированы эти качества, чем меньше отклонений от принятых в обществе моральных устоев наблюдается у личности, тем выше оценка его нравственности со стороны окружающих
Нравственное качество включает в себя три основных компонента: нравственные чувства, привычки нравственного поведения и нравственные представления (о добре и зле, о явлениях общественной жизни)
Общение с ровесниками способствует нравственному развитию ребенка. Дети получают нравственный опыт, обсуждая правила игры и другие вопросы совместной деятельности, узнают, что группа людей может сформировать и изменить, учатся учитывать точку зрения другого.
Русское народное творчество для младших дошкольников необычайно богато и разнообразно. Оно представлено героическим эпосом, сказками, многочисленными произведениями малых жанров, что представляет неисчерпаемый источник нравственных качеств личности.
Работая с детьми, можно заметить, что тот ребенок, который хорошо владеет речью - умеет реализовать себя в любом виде деятельности. Поэтому, при работе с детьми не следует забывать такое правило: «Русское народное творчество имеет большое значение в развитии ребенка, как в образовательном процессе, так и в воспитательном».
Все мы обращаем внимание на то, что введение в словарь ребенка давно исчезнувших обозначений и названий, заучивание вместе с детьми не всегда понятных по смыслу текстов, организация фольклорных праздников часто выглядят искусственно, не востребуются детьми в самостоятельной деятельности. Поэтому у педагогов часто возникает вопрос: нужно ли ребенку, родившемуся в двадцать первом столетии, возвращаться назад, в «преданья старины глубокой»?
Наша практика показывает, русское народное творчество необходимо в работе воспитателя, так как оно отражает в играх, песнях, сказках, игрушках жизнь и деятельность людей многих поколений. Благодаря чему у детей формируются нормы поведения, образцы отношений, языковой, художественной и музыкальной культуры.
В работе с детьми младшего дошкольного возраста можно использовать следующие виды русского народного творчества.
Пестушки - песенки, которыми сопровождается уход за ребенком.
В центре пестушек и потешек образ самого подрастающего ребенка. Пестушки подучили свое название от слова пестовать — «нянчить, растить, ходить за кем-либо, воспитывать, носить на руках». Это короткие стихотворные приговоры, которыми сопровождают движения младенца в первые месяцы жизни. Проснувшегося ребенка, когда он потягивается, гладят:
Потягунушки, потягунушки!
Поперек толстунушки,
А в ножки ходунушки,
А в ручки хватунушки,
А в роток говорок,
А в головку разумок.
Как и в колыбельных песнях, важное значение в пестушках имеет ритм. Веселая, затейливая песенка с отчетливым скандированием стихотворных строк вызывает у ребенка радостное настроение.
Потешки - игры взрослого с ребенком (с его пальчиками, ручками).
Пестушки незаметно переходят в потешки — песенки, сопровождающие игры ребенка с пальцами, ручками и ножками (известные «Ладушки» и «Сорока»). В этих играх есть уже нередко «педагогическое» наставление, «урок». В «Сороке» щедрая белобока накормила кашей всех, кроме одного, хотя и самого маленького (мизинец, но лентяя:
Зачем дров не колол, Воды не носил?
Этот мотив охотно развивают:
А ты, бедный маленец [маленький],
Ты, коротенец [короткий],
По воду ходи,
Баньку топи,
Робят мой,
Телят корми.
Заклички - обращения к явлениям природы (к солнцу, ветру, дождю, снегу, радуге, деревьям).
Очень рано дети обучаются на улице у своих сверстников разным закличкам (от слова закликать — «звать, просить, приглашать, обращаться») Это обращения к солнцу, радуге, дождю, птицам.
От взрослых в детский быт перешли и устные приговорки. Это короткие, обычно стихотворные обращения к животным и птицам, божьей коровке, пчелам; к мышке с просьбой заменить старый, выпавший зуб новым, крепким; к ястребу, чтобы не кружил над домом, не высматривал цыплят. Это и вопрос кукушке: «Сколько мне жить?» Кукушка кукует, а дети считают.
Не менее древни, чем календарный детский фольклор, игровые припевы и игровые приговоры. Ими или начинают игру, или связывают части игрового действия. Они могут выполнять и роль концовок в игре. Игровые приговоры могут также содержать «условия» игры, определять последствия при нарушении этих условий.
Приговорки - обращения к насекомым, птицам, животным.
Дразнилки — вид творчества, почти всецело развитый детьми. Нельзя сказать, чтобы у него не было своего «предка» в творчестве взрослых. Раздоры, столкновения, вражда, кулачные бои, настоящие драки, когда один «конец» деревни шел на другой, были постоянным явлением старого быта. Взрослые давали друг другу прозвища, клички, отмечавшие мнимые и действительные недостатки.
Безобидной и веселой словесной игрой детей старшего возраста является быстрое повторение труднопроизносимых стишков и фраз: это скороговорка. Она сочетает однокоренные или созвучные слова: На дворе — трава, на траве — дрова; Сшит колпак не по-колпаковски, надо его переколпаковать и перевыколпаковать. Трудно решить, кто творец этих скороговорок — дети или взрослые. Некоторые из них вряд ли созданы детьми.
Народные пословицы содержат мораль, выработанную многими поколениями: «Нет друга — ищи, а нашел — береги»; В приобщении ребенка к человеческой мудрости и состоит большое педагогическое значение пословиц. Пословица тем легче ложится в память, что искусная тонкая работа народа облекла наставительную мысль в краткую ритмическую форму с четким композиционным членением суждения на части.
Народные поговорки — это широко распространенные образные выражения, метко определяющие какое-либо жизненное явление. В отличие от пословицы поговорка лишена обобщенного поучительного смысла и ограничивается образным, нередко иносказательным определением какого-либо явления. Детская речь, эмоциональная по природе своей, легко сближается с народными поговорочными выражениями, но точное освоение их представляет для ребенка известный труд, и воспитатель должен следить за уместностью и правильностью употребления поговорок в речи ребенка.
Колыбельные песни в народе зовут байками. Это название произошло от глагола баять, баить — «говорить». Старинное значение этого слова — «шептать, заговаривать». Такое название колыбельные песни получили не случайно: самые древние из них имеют прямое отношение к заговорной поэзии. «Дремушка-дрема, отойди ты от меня!» — говорили крестьяне, борясь со сном. Нянька или мать, напротив, звали дрему к малышу:
Сон да дрема,
Приди к Ване в голова,
Сон да дрема,
Накатись на глаза.
Со временем колыбельные песни утратили обрядный и заговорно-заклинательный характер.
Прибаутки
Детям в первые годы их жизни матери и няньки пели и песенки более сложного содержания, уже не связанные с какой-либо игрой. Все эти разнообразные песни можно определить одним термином — «прибаутки». Своим содержанием они напоминают маленькие сказочки в стихах. Это прибаутка о петушке — золотом гребешке, который летал за овсом на Куликово поле; о курочке-рябе, что «просо сеяла, горох веяла»; о долгоносом журавле, что на мельницу ездил и видел диковинку:
Коза муку мелет, Козел засыпает;
Многообразны и ярки ритмы прибауток. В одном случае они точно следуют за беспокойным колокольным звоном:
Тили-бом, тили-бом,
Загорелся кошкин дом.
В другом случае ритмика воспроизводит ладную, умелую работу:
А чу-чу, чу-чу, чу-чу!
Я горох молочу!
К числу прибауток надо отнести и небылицы-перевертыши — особый вид песен-стишков, вызывающих смех нарочитым смещением ре Всех по маленьким сучкам.
Поросята визжат,
Полететь они хотят.
Немало народной выдумки внесено и в считалки. Другие названия их: счет, счетки, пересчет, сосчиталочки, гадалки и во-рожитки. Считалка — рифмованный стишок, состоящий по большей части из придуманных слов и созвучий с подчеркнуто строгим соблюдением ритма. Посредством считалок играющие делят роли и устанавливают очередь для начала игры.
У считалок две главные особенности. Во-первых, в основе большинства считалок лежит счет, и, во-вторых, считалки поражают нагромождением бессмысленных слов и созвучий.
Загадки
Загадка развивает в ребенке догадливость, сообразительность. Загадывается загадка — вопрошаемый ломает голову над отгадкой. Иносказание переносит предмет в совершенно иную область вещественного мира. «Черненькая собачка свернувшись лежит; не лает, не кусает, а в дом не пускает» — замок замысловато сравнивается с черненькой собачкой. Иносказательный образ в загадке всегда поражает странностью, необычностью, реальной несочетаемостью качеств и свойств.
Чем смелее выдумка, тем труднее загадка для отгадывания. Невероятность придает образам загадки ясно осознаваемое противоречие реальности, а отгадка вносит порядок в путаницу: все становится на свои места в согласии с действительными качествами загадываемого предмета.
Говоря другими словами, загадка указывает на особые признаки и свойства, которые присущи только загадываемому предмету. На сходстве и отрицании сходства между предметами она и основана. Это свойство загадки вводит ребенка в размышление о связях между явлениями и предметами окружающего мира, а также об особенностях каждого предмета и явления. Эти мыслительные операции, однако, важны не сами по себе, а тем, что ребенок открывает для себя поэзию окружающего мира.
СКАЗКИ
Народные сказки давно стали включать в детское чтение. Самые элементарные - и в то же время самые важные представления — об уме и глупости, о хитрости и прямодушии, о добре и зле, о героизме и трусости, о- поведения.
Сказки о животных можно назвать детскими потому, что в них много действия, движения, энергии — того, что присуще и ребенку. Сюжет разворачивается стремительно: быстро, сломя голову, бежит курица к хозяйке за маслицем,— петух проглотил зерно и подавился, та посылает ее к коровушке за молоком. В конце концов курица принесла маслица, петух спасен, но скольким он обязан спасением! («Петушок и бобовое зернышко».) Счастливые концовки сказок соответствуют жизнерадостности ребенка, его уверенности в благополучном исходе борьбы добра со злом. В сказках о животных много юмора. Чувства, о которых говорится в сказках, столь же ярки, как и детские эмоции. Ребенка легко утешить, но легко и огорчить.
Хотелось бы остановиться на использовании детского фольклора в играх, так как игра является основным видом деятельности детей. Игры дают возможность сделать процесс воспитания детей интересным, радостным. Дети в игре обретают хороший настрой, бодрость, радость от общения со сверстниками, а это усиливает их способности в дальнейшем радоваться жизни, приводит к укреплению здоровья и лучшему духовному развитию.
Самые любимые игры для детей - это подвижные игры. Игры, в основе которых часто бывают простейшие попевочки - это народные подвижные игры. Дети в таких играх показывают быстроту движений, ловкость, сообразительность.
В своей работе педагог может использовать русское народное творчество в разных видах деятельности:
-в обучении правильному произношению;
-в приобщении детей к русской национальной культуре;
-в непосредственно образовательной деятельности;
-в беседах;
- в наблюдениях
- в народных подвижных играх;
- в играх на развитие мелкой моторики;
- в театрализованной деятельности;
- в инсценировках.
Таким образом, развитие ребенка и воспитание на этой основе нравственных чувств являются первостепенной задачей, способствовать этому может грамотное и комплексное планирование воспитательно-образовательного процесса, обращение к духовно-нравственным традициям отечественного образования и воспитания.