Ерманова Инна Викторовна
Воспитание у дошкольников интереса и любви к чтению
▼ Скачать + Заказать документы
Одной из приоритетных проблем нашего общества является приобщение ребенка к чтению. К сожалению, в наш век информатизации отношение детей к книге изменилось, интерес к чтению стал падать. Не для кого не секрет, что компьютер и Интернет занимают прочные позиции в познавательной, развлекательной и образовательной сферах современных детей. Однако ни одна аудио-сказка или компьютерная игрушка не сравнима с печатными книгами.
Публикация «Воспитание у дошкольников интереса и любви к чтению» размещена в разделах
Художественная литература занимает особое место в речевом развитие ребенка. Именно она, открывает и объясняет ребенку жизнь общества и природы, мир человеческих чувств и взаимоотношений, развивает мышление и воображение, обогащает эмоции. Проблеме формирования у детей интереса к художественной литературе посвящено немало работ педагогов и психологов.
В дошкольном возрасте активно усваивается разговорный язык, проходит становление и развитие всех сторон речи. И чтобы ребенка увлечь чтением, приходится использовать различные средства чтобы привлечь внимание к детей к книге.
Книга – великий учитель и друг, без неё немыслимо гармоничное развитие человека, потому что она формирует память, интеллект, оказывает большое влияние на речь, развивает мышление и воображение, является средством нравственного и эстетического воспитания, открывает и объясняет ребёнку жизнь общества, природы, человеческих взаимоотношений, даёт образец литературного языка
Дошкольное детство – определяющий этап в развитии личности, ведь ребёнок с интересом познаёт окружающий мир, напитывается, как губка, разными впечатлениями, усваивает нормы поведения окружающих, подражает героям книг. Именно поэтому книга должна войти в жизнь детей как можно раньше, обогатить их мир, сделать его интересным, полным необычных открытий. Ребёнок должен полюбить книгу, тянуться к ней, воспринимать общение с ней как праздник. И ввести дошкольника в мир книги должны взрослые: родители и мы, педагоги детских садов.
С. Я. Маршак считал основной задачей взрослых открыть в ребёнке «талант читателя». Его мнение было таковым: истоки читательского таланта лежат в детстве. Любовь к чтению необходимо прививать ребенку с раннего возраста. Так детям младшего возраста мы читали народные песенки, Сопровождали чтение показом игрушек, картинок, персонажей настольного театра и других средств наглядности, а также учили слушать художественное произведение без наглядного сопровождения. Воспитывали умение слушать сказки, рассказы, стихи, следить за развитием действия, сопереживать героям произведения. С помощью воспитателя инсценировать и драматизировать небольшие отрывки из народных сказок. Учить детей читать наизусть потешки и небольшие отрывки из народных сказок.
Объясняли, как важны в книге рисунки; показывали, как много интересного можно узнать, внимательно рассматривая книжные иллюстрации. показывали образец отношения к книге: бережно держит ее, аккуратно перелистывает страницы.
чтобы развить интерес детей к книге в занятие вводили присутствие героя из литературного произведения, который приходит на занятия, знакомит детей с книгами, задает вопросы, реагирует на высказывания детей, устраивает игры. Детей старшего дошкольного возраста Учим определять жанр произведений. Побуждаем рассказывать о своем отношении к конкретному поступку литературного персонажа. Помогаем детям понять скрытые мотивы поведения героев произведения. Так же Помогаем выразительно, с интонациями читать стихи, участвовать в чтении текста по ролям, в инсценировках, предлагаем проявить фантазию, предложить своё продолжение, концовку произведения. Обращаем внимание детей на изобразительно-выразительные средства (образные слова и выражения, эпитеты, сравнения); объясняем основные различия между литературными жанрами: сказкой, рассказом, стихотворением.
Для того, чтобы дети самостоятельно воспроизводили полюбившиеся эпизоды сказок, используем плоскостной, теневой, настольный, пальчиковый театр. Устраиваем постановки театрализованных представлений с участием детей по известным сказкам. Предлагаем детям сделать пересказ известной сказки с добавлением нового персонажа, изменение конца сказки или сочинение новой сказки с персонажами известных сказок.
Для Формирования у детей интереса к художественной литературе,в группе был создан мини-музей «Книги» С помощью родителей в группе собрали и постоянно пополняем книжный фонд, в котором присутствуют книги различных типов и жанров: от книжек – игрушек до научно – популярных книг для детей. Это позволяет каждому ребёнку найти себе книгу по интересу. Устраиваем выставки книг в соответствии с тематическим планированием, жанровой принадлежностью, с сезонными изменениями, с праздниками, с запросами детей. В книжном центре присутствуют альбомы с портретами писателей, поэтов, разные альбомы : «Художники иллюстраторы детской книги» и др.,
Также в книжном уголке у нас есть полочка для книжек – самоделок, книжек – малышек, сделанных руками самих детей или в совместно с взрослыми. Их тематика очень разнообразна. Дети с огромным удовольствием представляют своё творчество. Так же проводим конкурсы чтецов, викторины по известным сказкам, читательские пятиминутки. Всё это способствует развитию у детей интереса к художественной литературе.
герои книг оживают в рисунках и лепке ребят (лепим сказочных героев, рисуем обложки любимых книг, иллюстрации к сказкам, делаем закладки для книг и т. д.). Лучшие рисунки рассматриваем, обсуждаем, даём оценки и сравниваем с иллюстрациями в книгах – это вызывает большой интерес и побуждает к творчеству.
Рассказываем детям о библиотеке, Мы обращаем внимание на то, что здесь много разных интересных книг, которые можно брать домой и читать. В результате проводимой работы у детей появлялся интерес к с- р игре,Библиотека”. Ребята справедливо подходили к вопросу распределения ролей: библиотекарем становился тот, кто мог рассказать содержание того или иного произведения, назвать автора, предложить, читателю” интересную книгу.
Среди детей стали популярны дидактические игры, Узнай героя”, ,Найди друга”, ,Кто автор?”. В группе мы организовывали и мастерскую по ремонту книг «Книжкина больница» Во время совместного труда вспоминаем содержание книг, делимся впечатлениями о поступках героев, высказываем мнение об иллюстрациях.
В группе создан театральный уголок. Увиденное и пережитое в театре, вызывает потребность рассказать об этом товарищам, родителям. Способствует развитию речи, умению вести диалог и передавать свои впечатления в монологической форме, т. к. чаще всего инсценируются известные детские произведения, то появляется желание найти книгу, рассмотреть её, сравнить с увиденным. Интересной формой является прослушивание художественных аудио произведений. Дети мысленно рисуют события, героев, картины природы, т. е. соотносят слова с предметами и явлениями. Это способствует интересу к данному произведению, тогда появляется желание рассмотреть саму книгу, иллюстрации.
Чтобы увлечь детей книгой, усилий одного только детского сада мало. Важным фактором, стимулирующим интерес ребёнка к чтению, является семья, читающая семья. Если в доме много книг, если ребёнок видит вокруг себя родителей, держащих в руках книгу, если ему каждый день читают сказки перед сном, он обязательно заинтересуется книгой. Но, к сожалению, традиции семейного чтения исчезают, всё реже можно встретить в семьях домашние библиотеки, интерес к бумажной книге пропадает. Ей на смену приходит книга электронная. Поэтому мы считаем работу по приобщению родителей к книжной культуре, по осознанию ими ценности детского чтения, по привлечению их к совместным мероприятиям по приобщению детей к художественной литературе очень важной. используем следующие формы взаимодействия с семьями воспитанников :
- Наглядно-информационные: памятки, буклеты, консультации.
Еще один из способов является «буккроссинг» –это социальное движение книголюбов. Цель его в детском саду пропаганда чтения,повышение интереса к книгам, возрождение интереса к чтению,возрождение традиции семейного чтения. Не каждый родитель в силу своей загруженности может выделить время и отправиться за книгой в библиотеку, поэтому была выбрана данная форма работ У нас в раздевалке был установлен небольшой книжный уголок так, как там наибольшая проходимость детей и родителей. Так же были распечатаны рекламные листовки,чтобы ребята и родители узнали что процесс «буккроссинга» состоит в том, что прочитал, отдай другому.
Мы обратились к родителям с просьбой принести в детский сад книги которые вы прочитали и готовы поделиться с другими. Завели журнал движения книг - в котором указано, чья это книга и когда и кто ее брал.
Благодаря ему дети нашей группы стали проявлять интерес к литературе, просить почитать книгу. Родители активно поддержали данное движение.
Проводимая в системе работа даёт ощутимые результаты. Дети, в большинстве своём, знают и выполнят правила обращения с книгой. Мы надеемся, что интерес к книге будет расти. Ведь научить понимать и любить книгу – значит научить мыслить и чувствовать.