Мария Реус
Воспитание у детей младшего дошкольного возраста самостоятельности в самообслуживании
▼ Скачать + Заказать документы
1.
Самостоятельность - ценное качество, необходимое человеку в жизни, и оно должно вос-питываться с раннего возраста.
Дети по своей природе активны. Задача взрослых - развивать эту активность, направлять ее в нужное русло, а не глушить назойливой опекой. Кому из вас незнакомо стремление ребенка к самостоятельности. «Я сам», - говорит он каждый раз, когда взрослые начинают натягивать на не-го рубашку, колготки, кормить его.
Публикация «Воспитание у детей младшего дошкольного возраста самостоятельности в самообслуживании» размещена в разделах
- Воспитание детей. Материалы для педагогов
- КГН, культурно-гигиенические навыки, самообслуживание
- Социализация. Социально-личностное и коммуникативное развитие
- Средняя группа
- Темочки
Взрослые торопятся прийти па помощь ребенку, спешат сделать за него сами. Им кажется, что ребенок не может выполнить это самостоятельно : порвет, упадет, уколется, а взрослый сделает все быстрее и лучше.
Но такие действия взрослых членов семьи причиняют только вред. Ребенка лишают само-стоятельности, подрывают у него веру в свои силы, приучают надеяться на других. Да и себе взрослые не облегчают работы, если подсчитать, сколько времени они тратят на обслуживание ре-бенка. Полезнее было бы матери или отцу потратить время на то, чтобы научить ребенка необхо-димым навыкам, делая это настойчиво, терпеливо. На просьбу ребенка «я сам» не следует отве-чать: «Мне некогда», а лучше дать ему возможность испробовать свои силы. И родители скоро убедятся, что ребенок стал более ловким, умелым, меньше обливается при умывании, может сам раздеться и т. п.
Конечно, малыш не сразу и с большим трудом приобретает необходимые навыки, ему по-требуется помощь взрослых. Прежде всего, следует создать в семье необходимые условия: при-способить к росту ребенка вешалку для одежды, выделить индивидуальную полку или место на полке для хранения предметов туалета (носовых платков, лент, носков, постоянное и удобное ме-сто для полотенца и т. д.
Но создания условий еще недостаточно для формирования навыков самообслуживания и воспитания самостоятельности у детей. Необходимо также правильно руководить действиями детей. Прежде чем требовать от ребенка самостоятельности в самообслуживании, его учат действиям, необходимым в процессе одевания, умывания, еды. Обучая детей тем или иным действиям (надеть и снять кофту, завязать шарф, намыливать руки, правильно держать ложку и т. д., наглядно демонстрируют способ их выполнения. Показ желательно производить в несколько замедленном темпе. Если ребенок не может сразу следовать образцу, нужно оказать ему помощь. Внимание детей обращают на рациональность тех или иных способов действия, например:
полотенце после употребления нужно сначала расправить, а потом уже вешать - так оно
лучше просыхает, не падает на пол;
чтобы пятка сразу оказалась на месте, колготки надевают с носка, предварительно собрав
их в «гармошку»;
чтобы правильно надеть платье или свитер, сначала нужно определить, где у них перед
(на одежде детей младшего возраста должны обязательно быть отличительные признаки: застеж
ка, метка, вышивка).
Желательно, чтобы показ действий и попытки детей выполнять их самостоятельно взрос-лые сопровождали не только объяснениями, но и вопросами, направляющими внимание ребенка на необходимость действовать определенным образомю ;
Обучая детей, учитывайте их опыт.
Постепенное усложнение требований, перевод ребенка на новую ступень самостоятельно-сти поддерживают его интерес к самообслуживанию, позволяют совершенствовать навыки.
В труде по самообслуживанию ребенка учат доводить начатое дело до конца, вьшолнять работу качественно. В закреплении навыков самообслуживания большое место принадлежит игре. В играх с куклой можно, например, закрепить знания детей о последовательности в одевании, раздевании, умыва-нии. С помощью игровых персонажей (куклы, мишки, петрушки) можно понаблюдать за тем, как ребенок ест, умывается, одевается.
Воспитывая самостоятельность, старайтесь как можно реже прибегать к замечаниям, на-ставлениям, порицаниям. Больше опирайтесь на поощрения и похвалу. Как отмечают психологи, чувство стыда ребенок переживает менее остро, чем чувство гордости. Поэтому по отношению к детям младшего дошкольного возраста чаще применяют положительную оценку. Положительная оценка порождает у них интерес, стремление улучшить свой результат, дает им возможность уви-деть, чему они научились, чему еще нужно научиться. За что можно похвалить ребенка в труде по самообслуживанию? Похвалы заслуживает старание, усидчивость, находчивость ребенка, стрем-ление оказать внимание, помощь родителям, овладеть новыми действиями.
Оценивая то или иное действие ребенка, недостаточно ему сказать: «Молодец» или «Не-правильно», следует конкретно указать, что сделано ребенком хорошо, а что ему не совсем удалось. Ваши оценки важны для ребенка, именно потому вы должны быть тактичными и придерживаться меры, чтобы не порождать рядом с уверенностью самоуверенность. Похвала не должна быть фальшивой, преувеличенной. Она должна быть заслуженной. Объективная оценка помогает укреплять у детей желание делать все самим, умение преодолевать трудности, добиваться резуль-тата.
В младшем дошкольном возрасте дети обладают большой подражательностью. Все виденное ими, и хорошее и плохое, отражается в их поведении. Поэтому, желая воспитать у детей само-стоятельность, аккуратность, отец и мать должны быть примером дли подражания. Если они сами не будут класть вещи на место, аккуратно с ними обращаться, а станут лишь требовать этого от детей, то им не удастся воспитать у своего ребенка привычки к аккуратности. Дети школьного возраста также должны быть примером для младших братьев и сестер.
При воспитании у детей самостоятельности в самообслуживании учитываются их возрас-тные особенности. Так, если поручить ребенку, которому нет еще трех лет, самостоятельно завя-зывать шнурки, то эта задача окажется для него слишком сложной. Конечно, можно достичь опре-деленного результата, но это будет победа ценой излишнего возбуждения ребенка. Раз это далось ему не сразу, значит задача предложена несвоевременно или подана неумело.
Труд должен приносить ребенку радость. Поэтому не надо упрекать его в медлительности и небрежности. Это может вызвать отрицательное эмоциональное состояние, повлечь за собой не-желание принять участие в труде следующий раз. Опыт придет постепенно. Сначала нужно вы-звать интерес.
Важно, чтобы с раннего детства ребенок усвоил, что работать трудно, но почетно. Учебный труд, который станет впоследствии для ребенка основным видом труда, потребует от него больших усилий, упорства, настойчивости, т. е. тех умений, которыми он овладеет в дошкольном возрасте.
Что дети младшего возраста должны научиться делать самостоятельно :
мыть руки, засучивая рукава; мыть лицо, не разбрызгивая воду; правильно пользоваться мылом;
не мочить одежду; сухо вытираться полотенцем, без напоминания вешать его на отведенное ме
сто;
одеваться и раздеваться в определенной последовательности:
одежду снимать, надевать, складывать, вешать,- вывертывать на лицевую сторону, пуговицы за-
4 стегивать, расстегивать, завязывать шнурки ботинок;
замечать непорядок, в одежде и самостоятельно устранять его или обращаться за помощью к
взрослому;
своевременно пользоваться носовым платком, туалетом;
пить из чашки, есть, хорошо пережевывая пищу с закрытым ртом;
правильно пользоваться ложкой, вилкой (к концу четвертого года жизни, салфеткой;
убирать игрушки, книжки, строительный материал на определенное место.
Условия, необходимые для развития самостоятельности ребенка в самообслуживании
В одевании:
вешалка для верхней одежды, соответствующая росту ребенка;
индивидуальная полка или место на полке для хранения предметов туалета (носовых платков,
лент, носков);
постоянное место для хранения ночной рубашки, пижамы (желателен специальный мешок);
удобная для одевания одежда (легко застегивающиеся пуговицы; шнурки для обуви с твердыми
наконечниками; достаточно свободные резинки на юбках, трусах, колготах, шортах; соответст
вующий голове ребенка размер ворота, удобные застежки на платьях, кофточках).
В умывании:
устойчивая подставка под ноги (расстояние от нее до края раковины должно быть примерно
55см, а до крана - 65-70см, т. е. равняться расстоянию от пола до согнутой в локте руки ребенка);
постоянное и удобное место для зубной пасты, щетки, стаканчика или подставки для нее (при
покупке данных вещей нужно позаботиться об их внешней привлекательности: яркая окраска,
красивая этикетка, оригинальная форма);
отдельная мыльница с туалетным мылом, разрезанным на 2-4 части;
удобное место для полотенца (детское полотенце не должно соприкасаться с полотенцами дру
гих членов семьи. Если в семье несколько детей, подбираются разные по цвету или орнаменту по
лотенца. Удобный для ребенка размер полотенца - 40-50см в ширину, 50-70см в длину).
При приеме пищи:
стул в соответствии со столом (расстояние от сиденья до крышки стола должно равняться 18-
19 см, под ноги нужно сделать подставку, расстояние от нее до сиденья стула - 25-28см);
небольшого размера столовый прибор: тарелка, чашка, вилка, ложка;
на доступном для ребенка расстоянии хлебница с хлебом, нарезанным мелкими ломтиками.
2. Режим дня, необходимость соблюдения режима дня
Режим дня - это распорядок различных видов деятельности и отдыха в течение суток.
Нервная система маленьких детей очень чувствительна к различным воздействиям окру-жающей среды. Они быстро устают и поэтому нуждаются в частой смене занятий и продолжи-тельном отдыхе. Соблюдение режима дня благоприятно сказывается на здоровье детей.
В дошкольном учреждении все виды деятельности расписаны по времени и режим соблю-дается неукоснительно. Желательно соблюдать режим и дома. Ребенок должен твердо знать, что режим не будет нарушен ни при каких обстоятельствах, и тогда не придется уговаривать малыша ложиться спать или есть.
Главный вид отдыха - сон. Необходимо приучить ребенка ложиться спать и вставать в оп-ределенное время, при этом вырабатывается соответствующий условный рефлекс. Перед сном ре-комендуются только спокойные игры, очень полезна получасовая прогулка на свежем воздухе.
Ужинать надо не позднее, чем за 1-1,5ч до сна. Перед ночным сном ребенок должен почис-тить зубы, вымыть лицо, шею, руки и ноги водой комнатной температуры.
Утром, проснувшись, ребенок должен сразу встать с постели.
В режиме дня должна быть предусмотрена прогулка. В летнее время ребенку нужно как можно больше времени бывать на свежем воздухе; осенью и зимой - тоже, по крайней мере, не-сколько часов. В случае плохой погоды прогулки могут быть кратковременными, но частыми. После активной прогулки у ребенка всегда хороший аппетит и глубокий сон.
5
Правильный распорядок дня, строгое соблюдение режима - залог правильного формиро-вания нервной системы ребенка, выработки уравновешенности и трудолюбия.
Это дает возможность привить ребенку необходимые навыки, которые, закрепившись, ос-таются на всю жизнь и обеспечивают устойчивость организма к воздействию неблагоприятных факторов.