Лучший педагог года

Воспитание у детей любви к родному краю в условиях семьи и ДОУ. Консультация для воспитателей

Лариса Суслова
Воспитание у детей любви к родному краю в условиях семьи и ДОУ. Консультация для воспитателей

Какая притягательная сила заключена в том, что нас окружает с детства? По-

чему, даже уехав из родных мест на долгие годы, человек вспоминает их с

теплотой, а живя в городе, селе, он постоянно с гордостью рассказывает

гостю о красоте и богатстве своего родного края? Думается, это выражение

глубокой привязанности и любви ко всему, что с ранних лет вошло в сердце

как самое дорогое. Свою любовь к родным местам, представление о том, чем

они знамениты, какова природа, каким трудом заняты люди – все это взрос-

лые передают детям, что чрезвычайно важно для воспитания нравственных и

патриотических чувств, и активную позицию в этом вопросе должны занять

педагоги.

Основным источником впечатлений дошкольников является их ближайшее

окружение, та общественная среда, в которой они живут. Не все, что окру-

жает ребенка, равнозначно в воспитательном отношении. Поэтому очень ва-

жен правильный с точки зрения педагогии выбор объектов, о которых следует

рассказывать детям.

Любой уголок нашей страны неповторим. В одном городе множество заво-

дов, фабрик, высокие дома, широкие проспекты. Другой славен своим про-

шлым, памятниками старины. Одно село стоит на берегу большой реки, а дру-

гое затерялось в глухой тайге, широко раскинулось в степи или на берегу

моря.

В каждой местности есть свои артисты, спортсмены, художники, поэты, пе-

редовые рабочие. Дошкольники должны иметь представление о героях граж-

данской и Великой Отечественной войн, защищавших их родной край.

В старших группах уже можно так строить работу, чтобы каждый воспитан-

ник проникся славой родного края. Почувствовав свою причастность к мест-

ным общественным событиям. Однако было бы неверно, знакомя детей с род-

ным краем, ограничится показом лишь его особенностей. В таком случае у

ребят может и не сложиться правильное представление о родном крае, как

части большой страны – России, в котором они живут.

Нужно обязательно подчеркнуть, что каким бы особенным ни был родной

край, в нем непременно находит свое отражение то, что типично, характерно

для всей страны:

люди работают на заводах, фабриках, стройках, в разных учреждениях,

в магазинах, на фермах, в полях и т. д., они всегда готовы помочь друг

другу;

в родном городе, районе, селе, как и в других местах соблюдаются

народные традиции: отмечают общенародные и знаменательные даты,

чтят память погибших героев, провожают новобранцев на службу в ар-

мию, чествуют знаменитых людей, ветеранов труда и т. д. ;

здесь, как и по всей стране, проявляют заботу о детях; - в родном краю

могут жить люди разных национальностей, они вместе трудятся, отды-

хают;

здесь, как и по всей стране, люди должны беречь и охранять природу;

каждый человек, любящий Родину, должен проявлять уважение к

труду, интерес к культуре родного народа.

Учитывая возрастные и индивидуальные особенности детей своей группы,

педагог сам определяет объем и содержание знаний, которыми должны овла-

деть старшие дошкольники.

Можно ли говорить о воспитании к родному краю без сообщения детям опре-

деленных знаний о нем? Отбор и систематизация таких знаний проводится с

учетом умственных возможностей дошкольников: принимается во внимание

характер их мышления, способность к обобщению, анализу, т. е. уровень ум-

ственного развития ребенка служит своеобразной предпосылкой и необходи-

мым условием воспитания начал патриотических чувств.

Воспитатель должен так организовать пополнение знаний о родном крае и

родной стране, чтобы вызвать у детей интерес, развить любознательность.

Непосредственные наблюдения в сочетании с усвоением доступных знаний

способствует развитию образного и логического мышления ребенка.

Эмоционально воспринимать окружающее детям помогают яркое, живое

слово, музыка, изобразительное искусство. Слушая песни, стихи о родном

крае, о подвигах и труде, о природе родной страны, ребята могут радоваться

или печалиться, ощущать свою причастность к героическому.

Во время прогулок в лес, в поле к реке взрослый учит видеть красоту окру-

жающей природы, бережно к ней относиться. Так решаются задачи не только

познавательные, эстетические, но в конечном счете и нравственные.

Необходимость подключения семьи к процессу ознакомления дошкольников

с социальным окружением объясняется особыми педагогическими возмож-

ностями, которыми обладает семья и которые не может заменить дошкольное

учреждение. Позиция родителей является основой семейного воспитания ре-

бенка. С малых лет ребенок может ощутить причастность к жизни своего

народа, почувствовать себя сыном не только своих родителей, а и всего оте-

чества. Это чувства должно возникнуть еще до того, как ребенок осознает по-

нятие «родина», «государство», «общество».

Всем хорошо известно, Родина начинается с родного дома, улицы, города,

поселка. Изучать с детьми места, где живешь, любишь бродить по знакомым

улицам, знать чем они славятся, - задача, которая вполне по плечу любой се-

мье. Родителям можно посоветовать и такие формы привлечения дошкольни-

ков к общественной жизни, как прогулки и экскурсии с целью знакомства с

историческими местами (близкой истории, памятниками погибшим воинам,

посещение краеведческого музея, музея изобразительных искусств и др.

Семья – первый коллектив ребенка. И в нем он должен чувствовать себя рав-

ноправным членом. Постепенно ребенок понимает, что он частица большого

коллектива – детского сада, школы, а затем и нашей республики, страны. Об-

щественная направленность поступков постепенно становится основой вос-

питания гражданских чувств, умения любить родной край, страну, умения бе-

речь природу, приобщаться к культуре родного края.

«Нравственно – патриотическое воспитание детей старшего дошкольного

возраста через чувственное отношение к родственникам» Родина, Отече-

ство. В корнях этих слов близкое каждому образы: мать, отец, родители, те,

кто дает жизнь новому существу. Суть патриотического воспитания состоит

в том, чтобы посеять и взрастить в детской душе семена любви к родной при-

роде, к родному дому и семье, к истории и культуре страны, созданной тру-

дами родных и близких.

В дошкольный период детства происходит становлении личности ребенка,

раскрываются его индивидуальные особенности. На этом жизненном этапе

самыми близкими людьми для малыша становятся воспитатели и родители.

Через формирование доброжелательности отношения ребенка к его родствен-

никам, мы педагоги имеем уникальную возможность привить детям лучшие

нравственно-патриотические качества. Активное взаимодействие5 семьи и

педагогов позволит воздвигнуть тот фундамент, на котором смогут базиро-

ваться семейные традиции, позволяющие воспитателю найти правильный

подход к ребенку и его внутреннему миру.

Родной дом – это сложное многогранное понятие. Оно включает в себя се-

мью, где ребенок родился и вырос; атмосферу домашнего очага, которая во

многом определяется семейными традициями, дом где он живет его первых

друзей. Постепенно понятие «родной дом» для ребенка расширяется. Это уже

его родная улица, детский сад, родной город (село, позже не только малая

родина (родной край, но и большая многонациональная Родина – Россия,

гражданином которой является ребенок, и, наконец, планета Земля. Развитие

любви, привязанности к родному дому в его значении служит первой ступе-

нью патриотического воспитания детей дошкольного возраста.

В нравственно-патриотическом воспитании огромное значении имеет пример

взрослых, в особенности близких людей. На конкретных фактах из жизни

членов семьи. (Дедушки, бабушки, участников ВОВ, их фронтовых подви-

гов). Необходимо формировать детей такие важные понятия как долг перед

Родиной, любовь к Отечеству, ненависть к врагу, трудовой подвиг и т. д.

Важно подвести ребенка к пониманию, что его родители, его бабушка, де-

душка победили, потому что любят свою Отчизну, Родину и чтят память о

героях отдавших жизнь за счастливую жизнь людей. Имена героев увекове-

чены в названии городов, улиц, площадей, в их честь воздвигнуты памятники.

В детских садах эта работа проводится в процессе экскурсий, целевых прогу-

лок, рассматривание фотографии городов, конкурс рисунков, оформлении

уголка по патриотическому воспитанию.

Продолжением данной работы является знакомство детей с другими горо-

дами России, со столицей нашей Родины, с гимном, флагом, гербом государ-

ства.

Воспитывая любовь к семье, мы тем самым прививаем любовь к Родине, по-

этому очень важно, чтобы дети увидели «гражданское лицо» своей семьи

(Знают ли они, что дедушки и бабушки получили медали, знают ли дети, зна-

менитых своих предков и т. д.) Показать детям, зависимость между деятель-

ностью одного человека и жизнью всех людей – вот что важно для воспитания

нравственно – патриотических чувств. Организованная таким образом работа

способствует правильному развитию микроклимата в семье, а также способ-

ствует воспитанию любви к своей стране.

Нравственное развитие, формируя любовь к своему городу, необходимо под-

вести к пониманию, что их город частица Родины, поскольку во всех местах

есть много общего:

Повсюду люди трудятся для всех (воспитатели воспитывают детей,

учителя их учат, врачи лечат больных и т. д.);

Везде соблюдается традиции: Родина помнит героев, защитивших её от

врагов;

Люди берегут природу;

Есть общие профессиональные и общественные праздники.

В настоящее время эта работа актуальна и особенно трудна, т. к. в молодых

семьях вопросы воспитания патриотизма, гражданственности не считается

важным и вызывает у родителей недоумение. Привлечение семьи к нрав-

ственно – патриотическому воспитанию детей требует от воспитателя осо-

бого внимания и чуткости к каждому ребенку.

Необходимо отметить, что резко в настоящее время у людей наблюдается ин-

терес к своей генеалогии, корней своего рода в разных поколениях. Поэтому

семейное изучение своей родословной поможет детям начать осмысление

очень важных и глубоких знаний.

Корни каждого – в истории и традиции семьи своего народа; Семья

ячейка общества, хранительница традиций;

Счастье семьи – счастье благополучие всего народа общества государ-

ства,

Большое значение имеет семейные экскурсии по городу, знакомство с

достопримечательностями и т. д. Итоги таких экскурсий находят свое

отражение в конкурсах (выставках рисунках, фотовыставках.

Безусловно, все это приобщает ребенка к истории своего края, города, своего

народа и воспитание любви к Родине.

С целью формирования интереса к своей семье, бережному отношению к чле-

нам своей семьи, в группе можно оформить консультации на темы:

«Сказка, как средство патриотического воспитания»,

«Знакомство с родным городом»,

«Крепкая семья - сильная Россия»,

«Направленность ребенка на мир семьи».

Проводить беседы с детьми «Отдыхаем всей семьей», «Моя семья», «Моя Ро-

дина – Россия». Проводить анкетирование родителей по вопросам семейного

воспитания детей. Так же предложить родителям изобразить семейное древо,

семьи каждого ребенка на закрепление знаний детей о своей родословной.

Организовать выставку детских рисунков «Моя любимая семья», «Государ-

ственные символы России».

Не менее важным условием нравственно – патриотического воспитания детей

является тесная взаимосвязь с родителями. Доводить до сознания родителей

то, что в вашей семье под вашим руководством растет будущий гражданин.

«Все, что совершается в стране через вашу душу и вашу мысль должно при-

ходить к детям» - эту мысль, заповедь А. С. Макаренко необходимо использо-

вать при работе в нравственно – патриотическом воспитании с детьми и ро-

дителями.

Актуальность, цели и задачи патриотического воспитания детей. «Только тот,

кто любит, ценит и уважает накопленное и сохранённое предшествующим

поколением, может любить Родину, узнать её, стать подлинным патриотом»

С. Михалков.

В современных условиях, когда происходят глубочайшие изменения в жизни

общества, одним из центральных направлений работы с подрастающим поко-

лением становится патриотическое воспитание. Сейчас, в период нестабиль-

ности в обществе, возникает необходимость вернуться к лучшим традициям

нашего народа, к его вековым корням, к таким вечным понятиям, как род,

родство, Родина. Чувство патриотизма многогранно по своему содержанию:

это и любовь к родным местам, и гордость за свой народ, и ощущение нераз-

рывности с окружающим, и желание сохранить, приумножить богатство

своей страны.

Быть патриотом – значит ощущать себя неотъемлемой частью Отечества. Это

сложное чувство возникает еще в дошкольном детстве, когда закладываются

основы ценностного отношения к окружающему миру, и формируется в ре-

бёнке постепенно, в ходе воспитания любви к своим ближним, к детскому

саду, к родным местам, родной стране. Дошкольный возраст как период ста-

новления личности имеет свои потенциальные возможности для формирова-

ния высших нравственных чувств, к которым, и относиться чувство патрио-

тизма.

В проекте Национальной доктрины образования в Российской Федерации

подчеркивается, что «система образования призвана обеспечить воспитание

патриотов России, граждан правового демократического, социального госу-

дарства, уважающих права и свободы личности, обладающих высокой нрав-

ственностью и проявляющих национальную и религиозную терпимость». Ре-

ализация такой системы образования невозможна без знаний традиций своей

Родины, своего края. В основе этого сложного педагогического процесса ле-

жит развитие чувств.

Понятие патриотизм включает в себя чувство ответственности перед обще-

ством, чувство глубокой, духовной привязанности к семье, дому. Родине,

родной природе, толерантное отношение к другим людям.

Ценностно - ориентированный подход к содержанию обуславливает раскры-

тие культурных истоков через интеграцию видов детской деятельности, через

средства познания, дающие возможность ребенку раскрыть культурные тра-

диции и самостоятельно демонстрировать свое отношение к ней.

В последние годы возросло внимание к духовному богатству культурного

наследия народа. В этом следует видеть стремление народов к националь-

ному возрождению. Нет ни одного народа, который бы не стремился к сохра-

нению своего национального своеобразия, проявляющегося в родном языке,

фольклоре, традициях, искусстве. Сегодня ведущим принципом воспитания

следует считать воспитание, осуществляемое на корнях национальной тради-

ции. Воспитание целостной личности требует применение взаимосвязанных

средств и различных форм влияния.

В традиционной культуре любого народа все компоненты находятся в син-

кретичном виде, однако, следует выделить наиболее доступные детям по со-

держанию, форме воплощения, эмоциональной насыщенности: народные

игры, праздники, декоративно-прикладное искусство, традиции и обычаи.

Дошкольный возраст, как возраст формирования основ личности, имеет свои

потенциальные возможности для формирования высших социальных чувств,

к которым относится и чувство патриотизма. Чтобы найти верный путь вос-

питания многогранного чувства любви к Родине, сначала следует предста-

вить, на базе каких чувств эта любовь может сформироваться и без какой эмо-

ционально-познавательной основы она не сможет появиться. Если патрио-

тизм рассматривать как привязанность, преданность, ответственность по от-

ношению к своей Родине, то ребенка еще в дошкольном возрасте учим быть

привязанным к чему-то, кому-то.

Прежде, чем человек будет сопереживать бедам и проблемам Родины, он дол-

жен приобрести опыт сопереживания как человеческого чувства. Восхище-

ние просторами страны, ее красотами и богатствами возникает, если научить

ребенка видеть красоту вокруг себя. Прежде, чем человек сможет трудиться

на благо Родины, он должен уметь добросовестно и ответственно выполнять

любое дело, за которое берется.

В детские годы формируются основные качества человека. Особенно важно

напитать восприимчивую душу ребенка возвышенными человеческими цен-

ностями, зародить интерес к истории России.

Базой патриотического воспитания является нравственное, эстетическое, тру-

довое, умственное воспитание. В процессе такого разностороннего воспита-

ния зарождаются первые ростки гражданско-патриотических чувств.

Таким образом, в педагогическом аспекте под патриотическим воспитанием

мною понимается процесс формирования сознательного человека, любящего

свою Родину, землю, где он родился и рос, гордящегося историческими свер-

шениями своего народа и его культурой. В роли содержательных источников

патриотического воспитания в образовательном процессе выступает взаимо-

связанная целостность чувств, эмоций и отношений

Публикации по теме:

Доклад для педсовета «Искусство как фактор воспитания любви к родному краю»Доклад для педсовета «Искусство как фактор воспитания любви к родному краю» Воспитывая ребенка на традициях, исторических событиях, достопримечательностях малой Родины, мы помогаем ему установить положительные.

Физкультурный досуг «Путешествие по родному краю» (средняя группа) (4–5 лет) Цель: Способствовать формированию основ ЗОЖ, потребности заниматься физической культурой. Задачи: • предоставить детям возможность.

Фотозарисовка «Осенняя прогулка по родному краю»Фотозарисовка «Осенняя прогулка по родному краю» Попова Валентина Фотозарисовка " Осенняя прогулка по родному краю" Совсем недавно в выходные мне посчастливилось выбраться на природу.

Библиотека изображений:
Опубликовано в разделах:
Автор публикации:
Воспитание у детей любви к родному краю в условиях семьи и ДОУ. Консультация для воспитателей
Опубликовано: 22 августа 2024 в 23:32
0Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Воспитание у детей любви к родному краю в условиях семьи и ДОУ. Консультация для воспитателей» (включая файлы) размещена пользователем Лариса Суслова в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 0.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
25 августа. День шахтера. Передвижка «Профессия шахтер»

Свой профессиональный праздник шахтеры отмечают в последнее воскресенье августа. В 2024 году День шахтера приходится на 25 августа.

22 августа. День Государственного флага Российской Федерации

22 августа мы празднуем День Государственного флага Российской Федерации. Праздник учрежден в 1994 году, когда бело-сине-красный флаг был возрожден в качестве национального триколора.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД