Любовь Петренко
Воспитание толерантности у детей дошкольного возраста посредством ознакомления с разными национальностями
▼ Скачать + Заказать документы
Введение
16 ноября с 1995 года ежегодно отмечается международный день толерантности.
В нашем городе проживает много людей разной национальности.
Несмотря на кажущееся благополучие, отношения между представителями разных национальностей далеки от совершенства. И если крупных национальных конфликтов нет, в обычной жизни многие представители национальностей, порой испытывают значительные проблемы, возникающие из-за несформированности у них толерантности.
Толерантность – терпимость к чужому мнению и поступкам, к чужому образу жизни, поведению, обычаям, чувствам, идеям, верованиям.
Публикация «Воспитание толерантности у детей дошкольного возраста посредством ознакомления с разными национальностями» размещена в разделах
В настоящее время особую актуальность приобретают вопросы интернационального воспитания, а именно - воспитания детей дошкольного возраста в духе толерантности, формирование правильного и адекватного, доброжелательного и уважительного отношения к людям других национальностей. Толерантность - одно их важных личностных качеств, необходимых для успешной социализации ребенка в многонациональном обществе. Сегодня все большее распространение в детской среде получают недоброжелательность, озлобленность, агрессивность, взаимная нетерпимость и культурный эгоизм. Причин этому много - средства массовой информации, социальное окружение детей, также непонимание друг друга возникают в связи с разными ценностями, культурой, языком. Практический опыт по формированию у детей навыков социальной ответственности, уважительного отношения между детьми, независимо от физических возможностей, национальности, - еще недостаточен.
Умение общаться друг с другом, находить компромисс в создавшейся ситуации люди учатся еще в детстве. В зависимости от того, какие отношения складываются у сегодняшних дошкольников в общении со сверстниками, взрослыми, внешним и внутренним миром, зависит их поведение в обществе и отношение к этому обществу.
Именно поэтому сегодня такое большое значение приобретает воспитание толерантности. В этом плане остро встает задача – освещение жизни представителей разных национальностей, утверждение ценностей толерантности и культурного многообразия, ценностей семьи.
В решении задач формирования толерантности особая роль отведена дошкольному образованию и воспитанию как начальному этапу в нравственном развитии ребенка. Терпимость, уважение, принятие и правильное понимание культур мира должно прививаться уже в раннем возрасте, в детском саду. Относиться с уважением и почтением к представителям различных национальностей является неотъемлемым условием толерантного воспитания, и мы воспитатели, должны довести до сознания детей то, что ведь люди равны в своих достоинствах и правах, хотя и различны по своей природе. Период дошкольного детства очень важен для развития личности ребенка: на протяжении всего дошкольного периода интенсивно развиваются психические функции, формируются сложные виды деятельности, закладываются основы познавательных способностей.
РАЗДЕЛ 1. ИНФОРМАЦИЯ ОБ ОПЫТЕ
Актуальность воспитания толерантности у подрастающего поколения обусловлена спецификой современной ситуации, которая характеризуется динамичным развитием, лавинообразными темпами нарастания информации, противоречивостью точек зрения на одно и то же явление.
В современной России нет, пожалуй, ни одного детского коллектива, где бы не встретились дети разных национальностей. Попадая в коллектив, каждый ребенок приносит с собой багаж знаний и представлений о мире, который он получил от своих родителей и, конечно же, в нем есть место для представлений о национальной культуре своего народа. Попадая в поликультурный коллектив, ребенок обогащает свои знания о многонациональном мире, общаясь с детьми других национальностей. В этих условиях происходит систематическое воспитание симпатии и уважения к людям разных национальностей.
Цель: воспитание у детей дошкольного возраста толерантного отношения к людям, через ознакомление с разными национальностями.
Задачи:
1. Формирование у детей духовно-нравственного отношения и чувства сопричастности к культурному наследию.
2. Воспитание уважения к своей нации, понимание своих национальных особенностей.
3. Формирование чувства собственного достоинства как представителя своего народа и толерантного отношения к представителям других национальностей (к сверстникам, их родителям, соседям и другим людям).
4. Расширение форм взаимодействия с родителями по данной теме.
Новизна: Выстроена система работы с детьми 4-7 лет по формированию толерантности через ознакомление с разными национальностями.
Предполагаемый результат: При проведении системной работы по толерантному воспитанию у детей и взрослых появятся навыки конструктивного взаимодействия с народами других национальностей, если в ходе реализации проекта дети приобретут знания о национальностях, о ценностях, о национальных ремеслах, научатся уважать традиции людей других национальностей.
В систему работы включены различные виды непосредственной образовательной деятельности: художественное творчество, слушание художественной литературы, театрализованная деятельность, слушание музыки, детских песен, национальной музыки разных народов.
Все это позволяет активизировать интерес дошкольника вначале к самому себе, потом к своему окружению, семье, обществу, способствует воспитанию толерантности, уважения прав людей других национальностей и рас, а также обеспечивает базу развития их нравственной и правовой культуры при дальнейшем обучении в школе.
РАЗДЕЛ 2. ТЕХНОЛОГИЯ ОПЫТА
Система работы проводилась на базе МАДОУ №42 «Черёмушки» г. Южно-Сахалинска в течение 3 лет. В проекте участвовали дети среднего, старшего и подготовительного возраста (50 человек). Исследование проводилось по этапам: констатирующий, формирующий, контрольный.
Выявления уровня толерантности детей старшего дошкольного возраста (констатирующий этап) На данном этапе я поставила перед собой задачи: 1. Изучить психолого-педагогическую литературу по проблеме исследования.
2. Подобрать и адаптировать диагностические методики.
В начале исследования были изучены психолого-педагогические труды, связанные с рассматриваемой проблемой, а именно: концептуальные основы рассмотрения дошкольного возраста как периода максимального раскрытия потенциальных возможностей ребенка и всестороннего познания окружающего мира (Л. А. Венгер, В. В. Давыдов, А. Н. Леонтьев, Ж. Пиаже и др.); фундаментальные и прикладные исследования по проблеме толерантности отечественных и зарубежных авторов (В. М. Золотухин, В. А. Лекторский, Г. Оллпорт, А. Г. Асмолов, Д. Б. Эльконин, В. В. Давыдов, и др., М. П. Мчедлова, А. П. Садохиной, Н. А. Асташовой, Г. В. Безюлевой, С. К. Бондыревой, Г. М. Шеламовой. А также Федеральные государственные требования к структуре основной общеобразовательной программы, декларация прав ребенка (1959). Декларация принципов толерантности ЮНЕСКО (1995). Конвенция ООН о правах ребенка (1989, семейный кодекс РФ (1995, закон «Об образовании» (2013, «Национальная доктрина образования Российской Федерации».
В ходе исследования было установлено, что национальный состав детей в двух средних группе детского сада разнообразен. Помимо русской, в группах насчитывается 6 национальностей. Из 50 дошкольников 15 человек являются представителями других национальностей. Это азербайджанцы, армяне, украинцы, татары, узбеки, белорусы.
Была определена цель констатирующего этапа: Выявить уровень знаний у детей среднего дошкольного возраста о представлениях других народов и национальностей, как важного показателя этики межнационального общения: уважения, принятия и понимания богатого многообразия культур нашего мира и определение уровня воспитанности межнационального общения.
В эксперименте приняли участие дети средних групп в количестве 50 человек. Они были поделены на две группы: экспериментальную и контрольную (по 25 человек в каждой).
Для решения поставленных задач опытно – практическая работа включала в себя констатирующий, формирующий и контрольный этапы.
На констатирующем этапе были поставлены следующие задачи:
1. Определить уровень знаний о расовых, национальных и культурных особенностях людей и изучить интерес к сверстнику другой расы (национальности).
2. Определить уровень развития у детей эмоционального компонента толерантности.
3. Выявить уровень сформированности представлений у детей дошкольного возраста об уважительном, доброжелательном отношении к детям другой национальности и умений налаживать дружеские взаимоотношения с ними.
В соответствии с поставленными задачами использовались следующие методики:
- беседы (№1 и №2)
- три экспериментальных ситуации: «Выбери напарника для игры», «Нужен твой совет», «Невыдуманная история». (Приложение 1)
На основе выделенных критериев и показателей были определены следующие уровни воспитанности толерантности у детей старшего дошкольного возраста: высокий, средний, низкий.
Высокий уровень: к этому уровню относятся дети, у которых полные, существенные, конкретные знания о других нациях и народностях. Ребенок умеет общаться с другими людьми и поддерживать хорошие взаимоотношения. Проявляется способность к сочувствию, положительно окрашенные эмоции при общении со сверстниками других национальностей и другого пола.
Средний уровень: к этому уровню относятся дети, у которых полные, существенные, конкретные знания о других нациях и народностях. Однако ребенок не всегда может общаться с другими людьми и поддерживать хорошие взаимоотношения. Редко проявляется способность к сочувствию, положительно окрашенные эмоции при общении со сверстниками других национальностей и другого пола.
Низкий уровень: к этому уровню относятся дети, у которых отсутствуют знания о других нациях и народностях. Способность к сочувствию не проявляется.
Таблица результатов
Таблица. Результаты диагностики детей
Группы Всего чел. Уровни
В С Н
Экспериментальная 25 0% 30% 70%
Контрольная 25 0% 40% 60%
При анализе результатов опроса, выяснилось, что дети не в полной мере знакомы с существованием множества наций и народностей, недостаточно владеют информацией в данном направление, толерантность недостаточно развита.
В результате проведенной работы выяснилось, что о своей этнической принадлежности знают 30% детей, о том, насколько дети осведомлены о представителях разно национального окружения свидетельствуют ответы на вопрос "Какие народности национальности ты знаешь?". Полученные в ходе исследования данные также показывают, что дети знают лишь ближайшие национальные группы, но сведения о них весьма ограничены, а в процессе опроса дети, как правило, передают информацию, которую они слышат от окружающих. Отрицательное отношение к отдельным национальностям обусловлено родительским влиянием.
Таким образом, определилась главная цель, которой нужно достигнуть при проведении формирующего эксперимента – это познакомить детей с особенностями, обычаями и традициями разных национальностей, что поможет воспитанию этики межнационального общения, как одного из необходимых моральных качеств личности.
Была разработана система работы по воспитанию толерантности у детей дошкольного возраста посредством ознакомления с национальностями «Мы разные, но мы вместе!». (формирующий этап) (Приложение 2)
Срок реализации программы – 3 года.
Большую помощь в работе по ознакомлению детей с зарубежными странами могут оказать родители: подобрать иллюстрации, открытки, привлекать детей к просмотру телепередач, рассказывающих о жизни, труде, культуре, традициях и обычаях народов зарубежных стран. Воспитатель помогает подобрать родителям литературу для чтения. Если родители поддерживают начинания педагогического коллектива, то толерантное воспитание ребенка успешно продолжится и в семье. Только совместные усилия ДОУ и семьи позволят закрепить у ребенка доброжелательное отношение к народам разных стран, воспитать его добрым, отзывчивым человеком, т. е. сформировать толерантность.
Приоритетом системы работы является воспитание толерантной, личности с активной жизненной позицией и с творческим потенциалом, способной к самосовершенствованию, к гармоничному взаимодействию с другими людьми.
Итак, формирование уважения к народам нашей и других стран начинается с воспитания интереса и симпатии к сверстникам разных национальностей.
Национальная кукла является игрушкой, способствующей воспитанию толерантных чувств. Ее ценность заключается в том, что с ее помощью можно в доступной форме ознакомить детей с бытом народов, природными особенностями национальных республик, пробудить в детских сердцах искреннюю дружбу и любовь к людям всех национальностей.
Воспитание симпатии, дружеского отношения к другим народам происходит в процессе подвижных игр, с использование национальных атрибутов.
В своих играх дети отражают все, что их волнует в окружающей, общественной жизни. Игра больше, чем какой-либо другой вид деятельности, дает возможность насыщать ее социальным содержанием, поэтому она и является важным средством воспитания.
Воспитательное воздействие игры зависит от ее содержания, она может стать средством воспитания дружеских чувств к людям других национальностей лишь в том случае, когда она является средством познания, когда дети овладевают знаниями о национальностях, одновременно проявляя положительное отношение к их представителям.
Большую роль в формирование толерантности у детей дошкольного возраста оказывают пословицы и поговорки. Несмотря на их краткость, в них четко прослеживаются довольно полные рекомендации к поведению в кругу «чужих».
Постоянное обращение к русскому фольклору делает речь детей богаче, образнее. Через знакомство с фольклором дети видят разнообразие существующего мира, принимают его многогранность и не боятся быть отличными от других. Эффективным средством являются сказки, которые знакомят детей не только с фольклором, но и дают представления о добре и зле, в какой-то степени, соотносимые мировоззрением этносов.
Традиционные народные праздники и обряды воздействуют на эмоциональную сферу детей и оставляют в их памяти глубокий след.
Обязательным составляющим праздников были хороводы, пляски, песни, игры. Готовясь к празднику, все доставали свои самые лучшие наряды, которые изготовлялись своими руками.
Огромное значение для толерантного воспитания дошкольников играет народный фольклор. С первых дней жизни ребенок оказывается во власти слова и музыки. Традиционно мама или няня пела ребенку колыбельные песни, пестушки, потешки, которые настраивают его на гармоничный музыкально-поэтический лад. Подрастая, дети погружаются в мир народных песен, сказок и былин. В русском песенном фольклоре чудесным образом сочетаются слово и музыкальный ритм, напевность. В устном народном творчестве как нигде отразились черты русского характера, присущие ему нравственные ценности – представления о добре, красоте, правде, верности, храбрости, трудолюбии. Особое место в таких произведениях занимает уважительное отношение к труду, восхищение мастерством человеческих рук. Знакомя детей с поговорками, загадками, пословицами, сказками, мы тем самым приобщаем их к общечеловеческим нравственным ценностям.
В детском саду на занятиях по изобразительной деятельности или в совместной деятельности с детьми старшего возраста можно изготовить игрушки самим: вылепить из глины, сделать из соломы, связать из ниток или сделать куклу-скрутку из тряпочек, а затем подарить их детям младшего возраста.
Традиции организуют связь поколений. Преемственность старших и младших основывается именно на традициях. Чем многообразнее традиции, тем духовно богаче народ. Ни что не объединяет народ так, как традиции. Поэтому так важно выработать у современного дошкольника уважения к традициям, позитивное к ним отношение, желание поддерживать их и сохранять.
К народным традициям относятся праздники, обряды, обычаи, народные игры, народная игрушка, традиционная кухня. В качестве основных средств воспитания использовались все компоненты народной культуры: фольклор, песни, сказки, пословицы, поговорки, игры, игрушки, хороводы, пляски.
Методика воспитания толерантного воспитания с использованием народных традиций предполагает: создание и обогащение развивающей среды в группе и дошкольном учреждении:
предметно-информационная обогащенность (предметы народного быта, костюмы народа, макеты народных жилищ, краеведческие уголки и экспозиции);
образцы творческой деятельности русского народа (книги, картины, изделия декоративно-прикладного искусства);
эмоционально-ценностная культурная значимость (игрушки разных народов, предметы, обладающие исторической, духовной, эстетической ценностью);
создание мини-музеев «игрушки разных народов», «Русская изба», «Из истории вещей», «Народная кукла», «музыкальные инструменты разных народов»,
В результате этого развивающая среда группы, дошкольного учреждения функционирует в разных измерениях: как источник познавательного развития, как поле самореализации личности и как воспитательное пространство, обеспечивающее нравственное развитие дошкольников.
Русские народные традиции и традиции разных народов открывают огромные возможности для детей, давая им знания и опыт организации и само регуляции своей деятельности. Они помогают выработать способность управлять собственными действиями, переживаниями и состояниями, поступками в соответствии с интересами других людей, требованиями общественного долга.
РАЗДЕЛ 3. РЕЗУЛЬТАТИВНОСТЬ ОПЫТА
Цикл проводимых мероприятий позволяет нам в условиях дошкольного учреждения формировать у детей дошкольного возраста представление о региональных особенностях и иных культурных различиях, а также приобщать к восприятию людей другой культуры, других традиций, проживающих в данной местности, одновременно находя в них общечеловеческие ценности (доброту, дружбу, честность, любовь, справедливость, взаимопомощь).
Для того, чтобы работа по воспитанию толерантности у дошкольников была плодотворной, был задействован большой спектр мероприятий и разных видов деятельности дошкольников.
1) проведение праздников, и других массовых форм, с целью знакомства детей с культурой и традициями народов мира; театрализованную деятельность дошкольников по сценариям, в основе которых сказки народов мира;
2) сюжетно-ролевые игры дошкольников, основной целью которых является освоение и практическое применение детьми способов толерантного взаимодействия;
3) подвижные, дидактические игры разных народов;
4) изучение народных праздников ближайших стран-соседей,
5) игры-занятия, созданных на материалах различных сказок, с целью решения проблем межличностного взаимодействия в сказочных ситуациях;
6) сочинение сказок и историй самими детьми; инсценировки сказок.
Конечно, формирование толерантности происходило постепенно, потому что все дети разные: одни доброжелательные, активные, другие застенчивые, третьи замкнутые, у каждого свои индивидуальные способности и особенности.
Работа по воспитанию у детей толерантности предполагает тесное сотрудничество педагогов детского сада и родителей. Для этого использовали разнообразные формы работы с родителями: собрания, консультации, выставки педагогической и детской художественной литературы, фото стенды, совместные праздники, экскурсии, развлечения, индивидуальные беседы с родителями. Такая согласованность в работе детского сада и семьи является важнейшим условием полноценного воспитания ребёнка, формирования у него нравственных форм поведения, правовой культуры.
Сотрудничество ДОУ с семьей является приоритетным в формировании толерантного поведения у дошкольников, обеспечивая воспитательный процесс и реальное взаимодействия ребенка родителей и социума.
Цикл проводимых мероприятий позволяет нам в условиях дошкольного учреждения формировать у детей дошкольного возраста представление о региональных особенностях и иных культурных различиях, а также приобщать к восприятию людей другой культуры, других традиций, проживающих в данной местности, одновременно находя в них общечеловеческие ценности (доброту, дружбу, честность, любовь, справедливость, взаимопомощь).
Для опровержения или подтверждения гипотезы нашего исследования был проведен контрольный этап исследования, в котором нами были использованы те же диагностические методики, что и на первом этапе.
Наша работа по воспитанию толерантности в формирующем этапе позволила сделать вывод.
В экспериментальной группе:
• высокий уровень – 7 ребёнка, что составляет 30%;
• средний уровень – 18 детей, что составляет 70%;
• низкий уровень – отсутствует, что составляет 0%.
В контрольной группе:
• высокий уровень – отсутствует, что составляет 0%;
• средний уровень – 10 детей, что составляет 60%;
• низкий уровень – 15 ребёнка, что составляет 40%
Результаты контрольного этапа.
Группы Всего чел. Уровни
В С Н
Экспериментальная 25 30% 70% 0%
Контрольная 25 0% 60% 40%
Наша опытно-экспериментальная работа позволяет отметить качественные изменения в воспитании толерантности на основе приобщения к культуре разных народов.
Таким образом, мы убедились, что большинство детей нашей экспериментальной группы стали одинаково доброжелательны ко всем этническим группам. И только у 3 детей мы наблюдали в действиях эгоистичность, недоброжелательность, они никому не отдали свой выбор, сконцентрировавшись на себе.
Результаты данных диагностик позволили нам сделать вывод, что окружающие предметы, воспитывающие в ребенке чувство красоты, доброты, любознательности, должны носить черты национальной культуры, чтобы дети с раннего возраста ощущали себя частью своего народа.
Контрольный этап нашего эксперимента подтвердил выдвинутую нами гипотезу и эффективность реализованных на формирующем этапе мероприятий по воспитанию толерантности у детей дошкольного возраста посредством ознакомления с разными национальностями.
Заключение
Ребенок испытывает потребность в общении с людьми. В общении с окружающими у детей складываются определенные отношения. В педагогике и психологии признается важность общения ребенка с окружающими людьми, но также установлено, что общение ребенка с детьми своего возраста важнее, чем общение с взрослыми. Ребенок, лишенный детского окружения, не может развиваться нормально.
Общение детей разных национальностей оказывает благотворное влияние на их развитие. Дети получают знания о быте, искусстве, культуре другого народа. Систематическое непосредственное общение сказывается на формировании многих сторон личности. Живое общение с людьми разных национальностей воспитывает у детей доброжелательность, дает возможность практически выразить свою симпатию к представителям другой национальности – сверстникам и взрослым, и сохранить такое отношение ко всем народам.
В результате, дошкольники знают, что все люди отличаются друг от друга внешностью и поведением, но обладают и схожими чертами (строение тела, эмоции); им знакомы способы эмоциональной поддержки сверстника, взрослого; они понимают, что причинами конфликта могут быть противоположные интересы, чувства, взгляды, и имеют представление о возможных способах разрешения конфликтов. Дети могут понимать друг друга, осознавать собственную ценность и ценность других людей; проявлять эмпатию и толерантность; сознавать, какое чувство испытывают другие по отношению к их поступкам; выражать свои чувства и понимать чувства другого; находить конструктивное решение конфликта.
Таким образом, происходит воспитание толерантных установок.