даша свиридова
Воспитание толерантности студентов средствами межкультурной коммуникации в процессе дизайн образования
▼ Скачать + Заказать документы
Введение. Воспитание толерантности студентов обусловлено социальными процессами современного этапа развития человечества, характеризующимися противоборством интеграционных и дезинтеграционных тенденций. С одной стороны, самого широкого спектра культурные связи между странами перерастают в глобальную взаимозависимость, что приводит к появлению новых видов коммуникаций. С другой, под воздействием роста национального самосознания увеличивается число межэтнических и межконфессиональных разногласий, прогрессируют такие явления, как сепаратизм, национальный экстремизм, ксенофобии и пр. Все это актуализирует проблему воспитания толерантности отдельного человека, способного преодолевать межкультурные конфликты, что, в свою очередь, позволит смягчить деструктивные процессы в мировом взаимодействии.
Публикация «Воспитание толерантности студентов средствами межкультурной коммуникации в процессе дизайн образования» размещена в разделах
- Воспитание детей. Материалы для педагогов
- Профессиональное педагогическое образование, студенты
- Толерантность, поликультурное воспитание
- Темочки
Перед высшим образованием поставлена задача по созданию условий для духовно-нравственного развития студентов, для реализации их прав на самореализацию в условиях расширяющихся межкультурных контактов. В связи с этим возрастает роль дизайн образования, основной целью которого является формирование функциональной грамотности будущих специалистов. Ученые (И. Л. Бим, Н. Д. Гальскова, Р. П. Мильруд, Е. И. Пассов и др.) отмечают, что дизайн образование имеет огромный духовный потенциал, позволяющий молодому поколению вступать в полноценное межкультурное общение, как в реальном, так и в виртуальном пространстве. В то же время анализ программ обучения дизайнеров в ВУЗах показывает, что данные цели не всегда реализуются в полной мере, потому, что массовая практика преподавания продолжает базироваться на традиционном подходе, при котором недостаточно акцентируются воспитательные задачи. Современная система высшего образования должна стать не только пространством профессионального, но и духовно-нравственного развития, ориентированного на воспитание толерантности будущих специалистов средствами межкультурной коммуникации, создать условия для формирования данного качества как экзистенциальной ценности.
Таким образом, правомерно утверждать, что воспитание толерантности студентов, формирование менталитета толерантности является важнейшей стратегической задачей дизайн образования в XXI веке.
Цель исследования – разработка духовной ориентации содержания и модели воспитания толерантности студентов средствами межкультурной коммуникации.
Основные результаты.
Так, в трудах Б. С. Гершунекого, В. Лекторского, Дж. Локка, Д. Мил ля, П. П. Никол сона, А. В. Перцова, Б. Уильямса, М. Уолцера,
В. В. Шалина и др. «толерантность» рассматривается как феномен плюралистического мира, как норма цивилизованного компромисса между конкурирующими культурами, как моральный идеал.
Психолого-педагогический аспект развития толерантности представлен в исследованиях А. Г. Асмолова, В. В. Глебкина,
Л. П. Ильченко, Е. А. Некрасовой, Г. У. Солдатовой, Л. А. Шайгеровой,
О. Д. Шаровой, Л. И. Рюмшиной и др., в которых акцент сделан на процессе приобщения подрастающего поколения к искусству жить в мире непохожих людей и идей.
Исследование взаимосвязи межкультурной коммуникации, дизайн образования и воспитания толерантности мы находим в работах
Н. В. Барышникова, Е. Ю. Литвиненко, Е. Г. Петренко, В. В. Сафоновой.
Заключение. Воспитание студентов предполагает целенаправленный духовно ориентированный процесс становления системы ценностей у студентов, направленный на овладение смыслом человеческого бытия; создание благоприятных условий для нахождения воспитанниками оптимального смысла своей жизни. Отсюда воспитание толерантности студентов рассматривается нами как целенаправленный духовно ориентированный процесс становления толерантности как осознаваемой ценности жизни, как нравственного императива события различных экзистенций.
Цель воспитания толерантности студентов: активизация потребности и готовности к конструктивному толерантному взаимодействию с людьми и группами людей независимо от их национальной, социальной, культурной и конфессиональной принадлежности, взглядов, мировоззрения, стиля мышления и поведения.
Принципы воспитания толерантности: персональной установки на развитие толерантности; индивидуально-личностный биосинергийный принцип; культурокреативности и диалога культур; персонализации или опоры на внутреннюю активность студентов; создания толерантной среды в образовательном учреждении; соборности и единения на основе события; воспитывающей рефлексии.
Список литературы
1. Абакумова И. В. Личностный смысл как педагогический фактор и его использование в учебном процессе: Канд. дис. Ростов-н/Д. 1989.
2. Авдулов Н. С. и др. Культура межнационального общения. Ростов-на-Дону: Изд-во СКНЦ ВШ, 2003
3. Антипов Г. А., Донских О. А., Марковина И. Ю., Сорокин Ю. А. Текст как явление культуры. Новосибирск, 1989
4. Арутюнова Н. Д., Г. В. Степанов. Русский язык. М., 1979
5. Асмолов А. Г. Историческая культура и педагогика толерантности // Мемориал. 2001., № 24
6. Асмолов А. Г. Мы обречены на толерантность // Семья и школа, 2001, № 11-12, с. 32-35
7. Асмолов А. Г., Солдатова Г. У., Шайгерова Л. А. О смыслах понятия "толерантность" // Век толерантности. Научно-публицистический вестник. М., МГУ, 2001, с. 8-18.
8. Асмолов А. Г. Слово о толерантности // Век толерантности: Научно-публицистический. вестник. М., МГУ, 2001. Вып. 1.
9. Асмолов А. Г. Толерантность: от утопии к реальности. На пути к толерантному сознанию / Отв. ред. А. Г. Асмолов. М. : Смысл, 2000.