Лидия Михайловна Сидоренко
Воспитание ребенка в русских традициях
▼ Скачать + Заказать документы
Игрушки известны с самой глубокой древности. Нет ни одного народа, в культуре которого игрушка не занимала бы своего – очень заметного – места.
Красноречивы находки отечественных археологов. На территории расселения восточных славян обнаружены деревянные лодочки, погремушки, волчки, коньки, птички, мечи, железные топорики с деревянной ручкой, даже детские музыкальные инструменты – дудочки, трещётки, жужжалки. Раскопки жилых кварталов древних городов – Новгорода, Рязани, Киева, Москвы, Твери, Коломны, Зарайска и др. – содержат мелкую глиняную пластику: посуду, фигурки людей, изображения животных, свистульки в виде коней и птичек, игрушечных баранчиков, коников, уточек и т. д.
Публикация «Воспитание ребенка в русских традициях» размещена в разделах
Согласно устной легенде, сам Сергей Радонежский – наиболее чтимый русский святой – не только благословил игрушку как разумную детскую забаву, но и собственноручно делал деревянные игрушки.
Факт, что игрушки всегда сопровождали детство, – неоспорим. Как не подлежит сомнению и то, что мелкая пластика (игрушки в том числе) выполняла в прежние времена гораздо более значимые функции и использовалась в культуре гораздо разнообразнее.
Сегодня исследователи выделяют несколько типов игрушек, классифицируя их по различным признакам. Не углубляясь в научные рассуждения, отметим основные типы. Прежде всего, это образная игрушка, изображающая людей и животных. Подражательная игрушка воспроизводит вещный мир взрослых, их труд, быт, предметы материальной культуры. Выделяется дидактическая игрушка, не имеющая прямых аналогов в природе и реальной жизни людей, -погремушки, жужжалки, головоломки. Существуют игрушки плоские и объемные, натуралистические и символические (даже вполне абстрактные, игрушки одинарные и употребляемые только или преимущественно в наборе (кубики, лото, солдатики, посуда); игрушки готовые и те, что следует собрать своими руками (конструкторы, картинки из деталей). Особый разряд составляют так называемые моторные игрушки – мячи, волчки, палочки, скакалки; они рассчитаны и на индивидуальные, и на коллективные подвижные игры.
Вместе с тем надо помнить, что игрушка – не просто развлечение, средство физического развития и обучения, прежде всего игрушка – это культурный объект. С помощью игрушек решаются задачи духовного воспитания, социальной адаптации в среде сверстников и взрослых, происходит включение в традиционную культуру общества принятыми в нём ценностями, представлениями о правде, красоте, пользе, нравственных идеалах и этических нормах.
Дети в игре воспроизводили почти все жизненные ситуации. Они играли в свадьбу, прием гостей, в похороны и рождение младенца. Несомненно, это приобщало их к традиции, закладывала определённые моральные устои, вводило в обрядовая культуру. Ведь, изображая обряд, дети запоминали порядок ведения его, правильное использование вещей в том или ином ритуале, наконец, усваивали словесно музыкальную сторону: подражая взрослым и перенимая текст, мелодию от более старших участников игры, дети овладевали основным обрядовым репертуаром, манерой пения, искусством причитания, своеобразный обрядовой пластикой и пр.
Детские игры в обряды наделялись в особых контекстах магической силой. Если замечали, что игра в свадьбу устраивается возле дома, где есть невеста на выданье, это всячески поощряли, полагая, что дети могут как бы накликать, спровоцировать настоящую свадьбу. Если же дети начинали играть в похороны у одного из углов избы, их старались отогнать подальше, отвлечь на другие занятия, поскольку в этом случае игровое поведение детей рассматривали как вещее предзнаменование.
Эмоциональное воздействие игрушек.
Хорошо известно, что игрушка обладает большим эмоциональным воздействием на ребёнка. Но чтобы эмоциональное воздействие было положительным, следует знать, что делает игрушку (для каждого возраста, особенно для младенца и малыша двух – пяти лет) эмоционально привлекательной, желанной, что вызывает у ребёнка удовольствие от общения с ней. Важен и размер игрушки. Вероятно, многие сталкивались с тем, что большие (а в глазах ребёнка поистине огромные) игрушки, натурально воспроизводящие человека или животного, пугают ребёнка. Конечно, никто не станет специально подбирать игрушки одного («правильного») размера, но нельзя все же забывать о том, что одна из главных привлекательных черт игрушки состоит в её сомасштабности ребёнку, только в этом случае она выполняет главную свою функцию – приближает к ребёнку окружающий мир, позволяет говорить с этим миром на «ты», помогает самоутверждению маленького человека, удовлетворяет естественному стремление чувствовать себя большим среди маленьких и возлагает на себя ответственность за них.
Все мы снабжая ребёнка игрушками, хотим чтобы они доставляли ребёнку радость, были близкие ему. Но далеко не всегда достигаем этого.
Нередко молодые родители, покупая игрушку для своего ребёнка, сами того не осознавая, ориентируются на собственные вкус, не очень задумываясь о том, что не всякая игрушка подходит определённому возрасту. Более того, сегодня, зайдя в любой магазин, видишь, что большая часть представленного игрушечного товара рассчитана на взрослого покупателя, а не на ребёнка. Часто игрушки не отвечают своему прямому назначению: с ними нельзя играть, на них можно лишь смотреть, любоваться ими. Далеко не все они по цветовой гамме, сложности, размерам соответствуют тому возрасту, на который указывает рекомендация производителя. Они не учитывают психологии ребёнка, не отвечают элементарным требованиям, которые, кстати, давно интуитивно соблюдались традиционным искусством и сейчас хорошо известно специалистам по детской психологии, работникам детских дошкольных учреждений, а также тем, кто занимается в разного рода кружках и студиях с младшими школьниками.
Игрушка – средство и объект игры, именно она задаёт игре сюжет. И главная роль здесь принадлежит игровому образу. На стадии манипулятивной игры в младенческом возрасте (т. е. игры с предметами) этого не происходит, здесь важны телесные, сенсорные ощущения, положительные чувственные впечатления, эмоциональная привлекательность. Но уже с трёхлетнего возраста игрушка в глазах ребёнка наполняется символическим смыслом. Вокруг неё выстраивается удивительный мир детской фантазии и подражание взрослым. Игрушка становится тем важнейшим объектом, на которой ребёнок проецирует свой мир и который начинает выполнять необходимую для ребёнка роль посредника между внешним и внутренним миром.