Ирина Мишурова
Воспитание правильных привычек
▼ Скачать + Заказать документы
Воспитание правильных привычек
Мы воспринимаем человека по его привычкам. Они могут быть хорошими или вредными. Большинство из них мы приобретаем в детстве. Поэтому от нас, родителей, зависит, будут ли у нашего ребенка хорошие привычки, или он будет дурно воспитан.
Публикация «Воспитание правильных привычек» размещена в разделах
Когда же и как начинают формироваться привычки у малыша? Как только ребенок научился чему-то новому, у него появилась какая-то новая вещь, постепенно он приобретает новую привычку. Научился малыш сам одеваться и раздеваться – можно формировать привычку аккуратно складывать свою одежду. Научился ребенок хорошо читать – может возникнуть, при содействии родителей, привычка читать ежедневно. Пошел ребенок в школу – возникает привычка складывать портфель вечером заранее или же спешно утром (и какая из этих привычек закрепится – зависит от родителей). Появилась необходимость подогреть себе обед или ужин дома – следует немедленно формировать привычку мыть за собой посуду и убирать со стола. Не приобретена добрая привычка – на ее месте стихийно возникнет плохая (не приучили 3-4-летнего малыша убирать свои игрушки – значит, у него закрепится привычка разбрасывать свои вещи). Хорошую привычку воспитать значительно легче, чем исправить потом плохую.
Как же воспитать хорошую привычку?
Привычка легко формируется, когда ребенок подражает взрослым (родителям, воспитателям, учителям). Если ребенок видит, как вы сами, придя с работы, бросаете свои вещи, где попало, вам наверняка не удастся приучить его складывать свои вещи на место. Именно родители должны показать пример культурного поведения, объяснить значение его правил. Подражая вам, дети быстро учатся здороваться и прощаться, благодарить, тихо закрывать за собой двери и т. д. То же касается и правил поведения на улице. Если мама или папа с ребенком перебегают улицу на красный свет или в неположенном месте, «так машин нет», то они не смогут выработать у ребенка привычку соблюдать правила уличного движения. Ребенок должен понимать, почему нужно вести себя именно так, и получать удовольствие от осознания того, что поступил правильно. И это удовольствие родители должны увеличивать похвалой. Не жалейте похвал (но и не переборщите с ними) за правильные и хорошие поступки и поведение. Ведь дети охотно повторяют действие, приводящее их к успеху, к удовольствию.
Ребенку надо объяснять, почему каждый день надо тщательно чистить зубы и умываться. Говорить, например, так: «С человеком, у которого желтые зубы и черные ногти, неприятно разговаривать. А еще грязнули часто болеют и должны ходить к зубному врачу, потому что в грязи размножаются микробы и заражают человека опасными болезнями». Для малышей такие объяснения вполне убедительны, и они пытаются выполнять эти гигиенические процедуры. Родители некоторое время наблюдают за тем, как они это делают, помогают при необходимости и хвалят. Постепенно эти действия доводятся до автоматизма. Главное, никогда не выполнять за ребенка то, что он должен сделать сам, не пускать за стол с грязными руками, не включать мультики, пока не сложит одежду и т. д. При таких условиях (если родители не будут делать исключений, потому что устали, либо не имеют времени или еще что) хорошая привычка выработается быстро и закрепится.
Иногда родители сами невольно создают плохие привычки, вместо того чтобы их предотвратить. Например, ребенок плачет в магазине, требуя купить ему игрушку. Мама, чтобы успокоить ребенка (или чтобы на них люди не смотрели, покупает. У ребенка создастся привычка достигать истериками того, что ему нужно. Родители не понимают, что сила привычки огромна. Если ребенок уже привык, что родители уступают капризами, он потребует этого от всех людей, даже понимая, что это неправильно. Ребенка-любимчика сможет перевоспитать только жизнь, а жизнь – вещь безжалостная и жестокая. Ребенок будет страдать, и, возможно, исправится. И сколько же страданий готовят детям родители, когда не могут противостоять их прихотям!
Следовательно, не чрезмерная опека родителей, а их разумный контроль помогает детям усвоить хорошие привычки. Неправильно реагируя на действия детей, родители сами разрушают хорошие привычки и создают плохие. Задача родителей – вырастить воспитанного человека, который будет поступать правильно, независимо от того, наблюдает кто за ним или нет. Поэтому родители должны выработать у ребенка хорошие привычки, которые помогут ему адаптироваться в этом мире, быть уверенным и счастливым.