Кожуховская Елена Ивановна
Воспитание нравственности и патриотизма в системе дополнительного образования
Воспитание доброго, честного, ответственного, любящего свою Родину человека – это основная задача педагога. В новых современных условиях – это актуально как никогда. Это дело государственной важности. Об этом говорил в своем выступлении Президент РФ В. В. Путин на встрече с участниками Архиерейского Собора Русской Православной Церкви:
Публикация «Воспитание нравственности и патриотизма в системе дополнительного образования» размещена в разделах
- Воспитание детей. Материалы для педагогов
- Кружковая работа. Дополнительное образование
- Нравственно-патриотическое воспитание
- Темочки
«В основе всех побед и достижений России - патриотизм, вера и сила духа. Эти неотъемлемые свойства национального характера помогли нашему народу и в 1612 году одолеть Смуту, помогли победить в Великой Отечественной войне 1812 года. Она тоже была великой для нашего народа, так же как и война 1941-1945 годов.
В годы Великой Отечественной войны 1941-1945 годов опора на истинные ценности вдохновляла наш народ и наше воинство, помогала нам побеждать и помогла победить.
Именно сила подлинной, исторической России — России Минина и Пожарского, Дмитрия Донского и Александра Невского, Сергия Радонежского и Серафима Саровского — сокрушила нацизм и спасла мир…»
Воспитание нравственности и патриотизма в системе дополнительного образования возможна на любом занятии, если педагог ставит это в основу своей работы.
Работая по программе объединения «Краеведение» я ставлю следующие задачи:
Расширить и углубить знания обучающихся при изучении истории своего города, истории Республики Хакасия, истории страны.
На своих занятиях воспитывать патриотизм, гуманизм, толерантность, любовь к своей семье.
В программе большое количество часов отвожу героическим страницам нашей Родины, изучению символики, законов, традиций и культуры хакасского народа.
Использую разные формы и методы, чтобы детям было интересно: конкурсы, вечера, игры, экскурсии, встречи, сбор информации для музейной комнаты. Неоценима роль в системе воспитания нравственности и патриотизма встречи с интересными людьми: берем интервью у людей, прошедших горячие точки. Так была встреча с Бяковым Петром Федоровичем участником войны в Афганистане. В музее города Сорска проходят встречи с ветеранами ВО войны, с детьми войны, с тружениками тыла, с ветеранами комсомольского движения, со строителями Сорского молибденового комбината, художниками и писателями. Ходим в пожарную часть, чтобы познакомиться с людьми этой героической профессии. Елена Даниловна Станкевич - председатель Совета ветеранов - частый гость в Доме детского творчества. Сейчас мы вместе готовим архивный материал к 70-летию Великой победы. Надеюсь, что литературно-музыкальный вечер, посвященный К. Симонову, тоже проведем вместе. К выставке технического творчества мы изготовляли храм, к выставке декоративно-прикладного творчества - хакасское подворье, к выставке «Молодой избиратель» сделали флаг РФ, к выставке «700 лет Сергию Радонежскому» - пано по теме. Прежде чем приступить к изготовлению поделки, в обязательном порядке собираем материал об этом событии, обсуждаем и беседуем по заданной теме. Воспитание патриотизма невозможно без воспитания любви к своей семье, поэтому на все мероприятия я приглашаю родителей и членов семьи. Они не только слушают, но и сами принимают участие. А как дети любят изготовлять сувениры для своих родных и близких. У нас есть методическое объединение, есть городское, все мероприятия между учреждениями координируем, привлекаем к участию детей. Наши дети сами дают мастер-классы, умеют защищать свои работы, что тоже способствует воспитанию ответственности и уважения. Умения и навыки, полученные на занятиях, помогают в любой работе. Создавая музейную комнату, прежде создали ее эскиз. Нашлось в комнате место для истории Дома детского творчества: поделки ребят и педагогов, фотографии мероприятий, есть раздел «Воины-земляки», «Родина, честь, слава!», «За здоровый образ жизни!». В газете учреждения «Город мастеров», на сайте всегда освещаем проведенные мероприятия. Если педагог сам патриот, компетентен в своей работе, умеет ставить цель и добиваться ее решения, значит, его ученики будут идти за ним. Те же компетенции в детях можно воспитать только в системе, чему способствует дополнительное образование, где дети определяются по интересам.
Библиографический список
1. Туризм и краеведение // Сборник лучших программ России для руководителя образовательных учреждений, педагогов, учителей школ, воспитателей дошкольных учреждений, вожатых, организаторов отдыха и оздоровления детей. Дополнительные образователь
ые программы. №5(17) 2011. С. 34-48.
2. Встреча В. В. Путина с участниками Архиерейского собора // 01. Февраля 2013год. : https://www.kremlin.ru/news/17409/print (дата обращения 08.10.2014).
3. Общая педагогика: Учебное пособие для студ. высш. учеб. заведений /Под
ред. В. А. Сластенина:В 2 ч. -М. :Гуманит. изд. центр ВЛАДОС,2003.-Ч. 2.
256с. С. 12-21.