Екатерина Жихарева
Воспитание музыкальной культуры у детей с помощью слушания музыки
▼ Скачать + Заказать документы
Воспитание музыкальной культуры с помощью слушания музыки.
С каждым годом все больше детей получает в детских садах систематическое музыкальное развитие. Первым звеном в системе музыкального воспитания является слушание музыки.
Как художественное слово или картина,музыка должна стать для детей доступным средством выражения чувств,настроений,мыслей.
Публикация «Воспитание музыкальной культуры у детей с помощью слушания музыки» размещена в разделах
- Воспитание детей. Материалы для педагогов
- Работа музыкального руководителя
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» октябрь 2016
Слушание музыки развивает интерес,любовь к ней,расширяет музыкальный кругозор,повышает музыкальную восприимчивость детей,воспитывает зачатки музыкального вкуса.
Музыка напевного характера вроде колыбельных улучшает качество пения:дети начинают петь более протяжно. Спокойной музыкой можно создать у них соответствующее настроение,внутреннюю сосредоточенность. Слушать такую музыку особенно важно легковозбудимым детям с неустойчивой нервной системой. Опыт показывает,что иногда целесообразно заканчивать музыкальное занятие не маршем,а слушанием спокойной музыки.
Систематическое слушание музыки в детском саду помогает детям в более старшем возрасте лучше понимать и любить ее. Из всех видов искусства музыка наиболее трудна для понимания:мелодия лишена непосредственной видимости,как в литературе.
Программа в музыке для детей обычно ограничивается одним названием произведения,например «Болезнь куклы» и «Новая кукла» П. И. Чайковского. Этим приемом композитор направляет внимание детей и облегчает понимание музыкального произведения.
Музыкальные произведения для детей должны быть художественными,мелодичными,доставлять наслаждение своей красотой. Кроме того,они должны передавать чувства,настроение,мысли,доступние детям.
Объем детского внимания невелик. Поэтому для слушания подбирают небольшие по объему произведения с яркой мелодией,несложной гармонией,ясной формы,негромкой силы звучания и небыстрые по темпу. Громкое звучание возбуждает детей,а слишком быстрый темп затрудняет восприятие мелодии.
Для слушания вокальной музыки подбираются более трудные песни,чем те,которые исполняют сами дети. Прослушав эти песни,дети начинают их петь,причем передают м елодию неправильно. Это разрушает навык правильной передачи мелодии,который прививается в пении. В таком случае надо не разрешать детям петь,а предложить им только слушать.
Слушание музыки можно давать как часть занятия или в виде концерта. На занятии слушание музыки используется и в качестве методического приема. Так. прежде чем разучивать с детьми песню,педагог поет ее,а дети слушают. При этом дается задание-определить характер музыки,части музыкальног произведения,какие движения можно выполнять под ту или иную часть музыки.
Отобрав дооступные музыкальные произведения,надо создать интерес к исполняемой музыке,подвести к ее восприятию,вызвать эмоциональный отклик. Этому способствует вступительное слово,предворяющее слушание. Вводное слово должно быть кратким,понятным. Также вступительным словом может быть и небольшое стихотворение.
Музыка,как вокальная,так и инструментальная,должна исполняться искренне,эмоционально,выразительно. Важно учитывать непосредственные впечатления детей,их реакцию на музыку. Обычно произведения спокойного,лирического характера не сразу вызывает отклик у ребят.
Оценка детьми прослушанной музыки бывает краткой :скучная,веселая,громкая. тихая,медленная,быстрая. Обычно они правильно определяют характер музыки. Если ответы отдельных ребят далеки от подлинного содержания,надо пояснить и поправить их.
Для понимания детьми характера музыки хорошо сопоставлять два разнохарактерных произведения. Так детям младшей группы играли колыбельную и русскую нсародную плясовую.
Кроме слушания произведений,на обычных музыкальных занятиях для детей старших групп слушание музыки можно давать в виде концерта. В программу таких концертов хорошо включить и вокальную и инструментальную музыку.