Неживая Татьяна Борисовна
Воспитание ловкости детей с помощью подвижных игр в МБДОУ
▼ Скачать + Заказать документы
Подвижные игры и игры – эстафеты как средство развития ловкости у детей старшего дошкольного возраста.
1.1 Значение, задачи и средства физического воспитания детей старшего дошкольного возраста
Под физическим развитием понимается формирование опорно-двигательного аппарата, основных двигательных качеств (ловкость, гибкость, координация движений и др., навыков и умений.
Публикация «Воспитание ловкости детей с помощью подвижных игр в МБДОУ» размещена в разделах
Физическое воспитание - педагогический процесс, направленный на формирование двигательных навыков, психофизических качеств, достижения физического совершенства.
Оно не только играет важнейшую роль в формировании физической культуры ребенка, но и предает ему как общечеловеческие (универсальные, так и национально-культурные ценности. Основы физической культуры усваиваются ребенком и успешно развиваются и совершенствуются под воздействием воспитания. Физическое воспитание способствует гармоническому развитию личности ребенка.
Физическое воспитание - составная часть воспитания. Это педагогический процесс, направленный на достижение физического совершенства. В процессе физического воспитания осуществляется одновременно умственное, нравственное, эстетическое и трудовое воспитание.
Под системой физического воспитания понимают социальные организации, направленные на достижение физического совершенства. В свою очередь физическое совершенство включает высокую степень здоровья, высокую степень физического развития, высокую степень физической подготовленности.
Физическое развитие - процесс изменения форм и функций человеческого организма. К формам относится уровень развития антропометрических и биометрических показателей (рост, масса тела, сила мышц, окружность грудной клетки, жизненная емкость легких, и др.) Одним из проявлений функций являются физические качества - быстрота, ловкость, сила, выносливость и другие.
Физическая подготовленность - это уровень развития двигательных навыков, умений, физических качеств, который определяется требования и нормами.
Целью физического воспитания является подготовка к жизни, к труду и защите Родины. Эта цель единая для всей системы физического воспитания нашей страны.
В соответствии с целью физическое воспитание предусматривает решение следующих задач:
1. Оздоровительные: укрепление здоровья, всестороннее физическое развитие, закаливание организма.
2. Образовательные: формирование двигательных навыков и умений, развитие физических качеств (быстрота, ловкость, гибкость, сила, выносливость и др., овладение специальными знаниями.
3. Воспитательные : содействие умственному, нравственному, эстетическому, трудовому воспитанию.
Задачи конкретизируются в зависимости от контингента занимающихся: их возрастных особенностей, состояния здоровья, уровня физического развития, физической подготовленности, профессиональных интересов.
Формирование здоровья детей, полноценное развитие их организма - одна из важных задач физического воспитания, где целью является воспитание здорового, жизнерадостного, жизнестойкого, физически совершенного, гармонически и творчески развитого ребенка.
Система физического воспитания строится на определенных принципах:
1. Принцип оздоровительной направленности.
Создание рационального двигательного режима в дошкольном учреждении для каждого ребенка, по правилу - "не навреди здоровью".
2. Принцип разностороннего развития личности.
При решении специфических физкультурных задач решается так же задачи умственного, нравственного, эстетического, трудового воспитания.
3. Принцип гуманизации и демократизации.
Вся физкультурная работа строится на основе комфортности - ребенку нужны приятные эмоции от общения со сверстниками, физических упражнений ("мышечной радости"). Демократизация обеспечивает воспитателю право свободного выбора форм и средств работы с детьми.
4. Принцип индивидуализации.
Планируя работу с дошкольниками, воспитатель должен учитывать особенности каждого ребенка.
Формы работы по физическому воспитанию с дошкольниками представляет собой комплекс оздоровительно-образовательных и воспитательных мероприятий, основу которых составляет двигательная деятельность. К ним относятся:
1) Физкультурные занятия. Образовательная форма работы с детьми, проводится три раза в неделю (один раз на воздухе).
2) Физкультурно-оздоровительная работа в течение дня (утренняя гимнастика, физкультминутки, подвижные игры и физические упражнения на прогулке, закаливающие мероприятия).
3) Активный отдых (физкультурные досуги и праздники, дни здоровья и каникулы, туризм).
4) Самостоятельная двигательная деятельность проводится на прогулке.
5) Домашние задания по физической культуре.
В многообразии средств физического воспитания игре принадлежит совершенно особое место. Появление игры было оправдано с биологических позиций необходимостью передачи опыта от одного поколения к другому.
Игра по праву занимает одно из центральных мест в сфере физического воспитания. Различают три основные группы игр: творческие, подвижные и спортивные.
1.2 Развитие физических качеств у детей старшего дошкольного возраста.
Физические качества ребёнка включают в себя такие понятия, как сила, быстрота, выносливость, ловкость, гибкость, равновесие и глазомер.
Физические качества - это сложный комплекс морфофункциональных, биологических и психических свойств организма, которые определяют силовые, скоростно - силовые и временные характеристики движения ребёнка.
Правильно организованное педагогическое воздействие по целенаправленному формированию и совершенствованию физических качеств оказывает положительное влияние на здоровье ребёнка, на работоспособность организма, умственное развитие. Определённый уровень развития физических качеств их гармоничность позволяют детям совершать разнообразные движения более целесообразно и экономно. При меняющихся условиях среды развитые физические качества способствуют появлению активности, самостоятельности, уверенности, самообладания. Физические качества позволяют легко осваивать технику движений, более свободно владеть телом, распоряжаться своим телом в пространстве, используя хорошо развитое мышечное чувство. Целесообразное формирование физических качеств позволяет значительно повысить уровень физической подготовленности детей, успешно решать вопросы подготовки к школе.
Наибольший прирост в показателях скоростных способностей отмечается у детей 5 и 6 лет. На пятом году он составляет от 43,2 до 63,6%, на шестом от 42,6 до 54,5%. Максимальные величины прироста в показателях скоростно - силового и силового характера приходятся на шестой год жизни. В показаниях, характеризующих быстроту и точность движений, и ловкость, значительный прирост отмечен на седьмом году жизни, а общей физической работоспособности в старшей группе.
Ловкость же необходима при выполнении всех основных движений, в подвижных играх, спортивных упражнениях. Она соединяет в себе многие двигательные качества.
Как же именно повысить ловкость ребенка? Что же такое ловкость?
1.3. Ловкость как психофизическое качество, её характеристика
Вопрос о том, что представляет собой ловкость, является дискуссионным.
Так Н. А. Ноткина считает, что ловкость представляет собой способность быстро овладевать новыми движениями, быстро и точно перестраивать свои движения в соответствии с требованиями внезапно меняющейся обстановки.
И. В. Волков характеризует ловкость как способность быстро и наиболее совершенно решать двигательные задачи, особенно возникающие неожиданно, как высшую ступень способности координировать свои движения.
В. Л. Лях даё т такое определение: Ловкости - качество управления движениями, обеспечивающее правильное, быстрое, рациональное решение двигательной задачи.
Все перечисленные понятия характеризуют комплексный характер ловкости, которая точнее определяется как координационные способности многообразные и сложные.
Характерно, что среди специалистов нет единого мнения в том, сколько вообще существует координационных способностей. Наиболее полный их перечень представляет В. Л. Лях, выделяя следующие составляющие:
1. Способность к сохранению статического и динамического равновесия, т. е. к сохранению устойчивой позы в различных положениях тела или при выполнении движений;
2. Способность к согласованности движений, т. е. умение, согласованно выполнять различные движения отдельными частями тела;
3. Способность к реакции;
4. Способность дифференцировать пространственные, временные и силовые параметры движения;
5. Способность к ориентированию в пространстве, т. е. умение своевременно изменять положение тела и осуществлять движения в нужном направлении.
Э. Я. Степаненкова включает в понятие ловкость такие компоненты :
- быстрота реакции на сигнал;
- координация движений;
- быстрота усвоения нового;
- осознанность выполнения движений и использования двигательного опыта.
В. М. Зациорский выделяет несколько измерителей ловкости :
1. Координационная сложность задания, определяемая требованиями к согласованности одновременно или последовательно выполняемых движений;
2. Точность выполнения движений, т. е. степень его соответствия пространственным, временным и силовым характеристикам, требованиям двигательной задачи;
3. Время выполнения движения.
Так как ловкость является сложным комплексным качеством, то в каждом отдельном случае в зависимости от условий выбирают тот или иной из перечисленных измерителей.
Проявление ловкости - это формы управления движениями, но в высшей форме. Это связано с тем, что координационные способности в большей мере обусловлены центрально - нервными влияниями, зависят от пластичности корковых нервных процессов, от способности различать темп, амплитуду и направление движения, степень напряжения и расслабления мышц, особенности окружающей обстановки, и в меньшей мере зависят от морфологических и биологических влияний.
Ловкость необходима при выполнении всех основных движений, в подвижных играх. Она соединяет в себе многие качества. Сила мышц, скоростные качества, гибкость представляют собой своеобразный субстрат ловкости. Её уровень зависит от степени развития других физических качеств, с другой стороны определяет возможности их рационального использования.
В методической литературе указывается на то, что воспитание ловкости складывается :
- во-первых, из воспитания способности осваивать координационно сложные двигательные действия,
- во-вторых, из воспитания способности перестраивать двигательную деятельность в соответствии с требованиями меняющейся обстановки,
- в-третьих, в воспитании повышенной точности восприятия своих движений в пространстве и времени.
Пути развития ловкости :
1. Ловкость возрастает при овладении новыми разнообразными движениями. При отсутствии новых двигательных ощущений снижается способность к обучению. Поэтому важно включать элемент новизны и в те движения, которыми дети владеют.
2. Необходимо давать усложнения, новые сочетания знакомых движений, изменять привычные условия выполнения движения.
При подборе упражнений на развитие ловкости необходимо помнить, что их хорошее выполнение сравнительно быстро вызывает утомление, снижает точность, координацию. Поэтому их проводят не продолжительное время и в начале двигательной деятельности.
В основе методики развития ловкости лежат следующие положения:
- применение необычных исходных положений в знакомых упражнениях: бег из исходного положения - сидя, лёжа, стоя на коленях и т. д. ;
- изменение скорости и темпа движения, использование разных ритмических сочетаний, различной последовательности элементов;
- смена способов выполнения упражнений: метание сверху, снизу, сбоку, прыжки на одной или двух ногах, с поворотом;
- использование в упражнениях предметов, что содействует умению распределять движения в пространстве и во времени, сочетать их с движениями тела, требующими разносторонней координации и тонких мышечных ощущений;
- выполнение согласованных движений несколькими участниками: приседание, наклоны в парах, поднимать и опускать обруч, верёвку, держась за них по 3 - 4 человека;
- более сложные сочетания основных движений: бег змейкой, обегая кубики, доставая в прыжке подвешенный предмет; ходьба по гимнастической скамейке с пролезанием в обруч и т. д. ;
- использовать упражнения, в которых необходимо сохранять равновесие либо восстанавливать его после потери: бег с остановками по сигналу, вращения, прыжки, приседания, стояние на одной ноге.
1. Для развития способности к реакции используют упражнения с быстро меняющимися заданиями, броски и ловля мяча в парах (с отскоком и без, с выполнением хлопка перед ловлей).
2. Для развития дифференцировки пространственных, временных и силовых параметров движения применяют прыжки на заданную длину по зрительным ориентирам, бег и прыжки по разметкам, сделанным на разном расстоянии.
3. Метание в цель, прокатывание мяча по коридору, челночный бег и т. д. необходимый для развития способности к ориентированию в пространстве.
Вавилова считала, что ловкость необходима при выполнении всех основных движений, в подвижных играх, спортивных упражнениях. Она соединяет в себе многие двигательные качества. В одном случае сочетается с быстротой, например при обегании кегель, в другом - с хорошим чувством равновесия при ходьбе с кирпичиками на кирпичик. В ловкости проявляется способность точно оценить и выполнить движение с учетом его пространственных, временных и силовых характеристик.
Тарасова Т. А. в свою очередь считала, что ловкость развивается при условии пластичности нервных процессов, способности к ощущению восприятию собственных движений и окружающей обстановки.
Хухлаева Д. В. писала о том, что к развитию ловкости приводит систематическое разучивание с детьми новых упражнений. Обучение повышает пластичность нервной системы, улучшает координацию движении и развивает способность овладевать новыми, более сложными упражнениями.
С целью воспитания ловкости, как умения преобразовывать движения в связи с меняющейся обстановкой их применения, широко используют подвижные игры, бег и другие упражнения на местности, связанные с преодолением препятствий и ориентированием, при этом очень важно постоянно обновлять упражнения, менять условия их применения.
1.4. Значение и характеристика подвижной игры
В развитии двигательной деятельности ребёнка дошкольного возраста подвижной игре принадлежит ведущая роль.
Подвижные игры зародились в далёком прошлом в недрах народного быта. Состязания в силе, ловкости, быстроте, меткости.
Е. А. Аркин определяет подвижную игру как мощное и незаменимое средство воспитания ребёнка, основной рычаг дошкольного воспитания.
Кандидат психологических наук Новосёлова С. Л. говорит об игре, как одном из тех видов детской деятельности, которые используются взрослыми в целях воспитания дошкольников, обучения их различным действиям с предметами, способам и средствам общения. В игре ребёнок развивается как личность, у него формируются те стороны психики, от которых впоследствии будут зависеть успешность его учебной и трудовой деятельности его отношения с людьми.
Преимущество игры среди различных физических упражнений Аркин Е. А. видит в эмоциональной насыщенности, придающую ей особую привлекательность, мобилизующей силы детей, доставляющей радость и удовлетворение; в характере двигательной деятельности, содействующей работе значительной массы крупных мускулов; в разнообразии движений, устраняющей опасность утомления; в возможности регулирования самими детьми темпа и энергии движений; в проявлении личной инициативы и развитии психических качеств - смелости, дисциплины, находчивости и т. д.
Развитие ребёнка в игре происходит, прежде всего, за счёт разнообразной направленности её содержания. Есть игры, прямо нацеленные на физическое воспитание, эстетическое, умственное и т. д.
Подвижные игры оказывают всестороннее влияние на физическое развитие и оздоровление организма ребёнка. Двигательная активность детей в процессе игры вызывает деятельное состояние организма: усиление всех жизненно важных функций, обменных реакций.
Разнообразные игровые движения требуют вовлечения всех мышечных групп в работу, усиливают кровообращение, активизируют работу лёгких, способствует насыщению организма кислородом, повышению общего жизненного тонуса. Интенсивная мышечная деятельность содействует развитию гибкости скелета, суставов, скелетных мышц, увеличивает их мускульную силу, развивает необходимую координацию. Игры способствуют развитию моторики ребёнка, уменьшению заторможенности, умению соизмерять движения в соответствии с задачей. Следовательно, игра целостно воздействует на организм ребёнка, активизирует взаимосвязанные функции органов и систем, в том числе и нервной системы, что в свою очередь повышает функциональный уровень всей психической деятельности ребёнка.
Подвижная игра как двигательная деятельность обладает определё нной спецификой: она требует от ребёнка быстрой реакции на сигналы и неожиданные изменения игровой обстановки.
Почти в каждой подвижной игре существуют сигналы к изменению игровых действий и движений детей, также требующие быстрой реакции. Например, сигналы «построиться!» в игре «Дружные ребята» вызывает быструю реакцию детей, выражающуюся в изменении действий, направления и характера движения: лёгкий бег в рассыпную изменяется на целеустремлённый в прямом направлении для скорейшего построения в колонны друг за другом на заранее обусловленных местах.
П. Ф. Лесгафт писал: «В играх применяется всё то, что усваивается при систематических занятиях, поэтому все производимые здесь движения и действия вполне должны соответствовать силам и умениям занимающихся и производиться с возможно большей точностью и ловкостью».
Это положение подтверждается работами таких педагогов как М. М. Конторович, Л. И. Михайлова, А. И. Быкова, Т. И. Осокина и др. Они разработали методику проведения подвижных игр в детском саду, обосновали усложнение содержания и правил от группы к группе, определили роль воспитателя.
В процессе игры ребёнок направляет своё внимание на достижение цели, а не на способ выполнения. Он действует целеустремлённо, приспосабливаясь к игровым условиям, проявляя ловкость и тем самым совершенствуя движения.
Существуют следующие классификации подвижных игр :
1. Кожухова Н. Н. разделила игры:
- По сложности;
- По двигательному содержанию
- По степени физической нагрузки
- По использованию пособий и снарядов
- По преимущественному формированию физических качеств
Также Кожухова классифицировала игры по сложности:
Элементарные игры.
Сюжетные игры имеют готовый сюжет и твердо зафиксированные правила, игровые действия связаны с развитием сюжета и с ролью, которую выполняет ребенок. Это игры преимущественно коллективные (небольшими группами и всей группой). Народные игры относятся к сюжетным Бессюжетные игры содержат интересные для детей двигательные игровые задания, ведущие к достижению понятной им цели. Это: игры типа перебежек, ловишек (не имеют сюжета, образов, но имеют правила, роль, игровые действия) игры с элементами соревнования (индивидуального и группового) несложные игры-эстафеты (проводятся с разделением на команды; ребенок стремится выполнить задание, чтобы улучшить результат команды) игры с использованием предметов (кегли, серсо, кольцеброс, бабки, «Школа мяча») требуют определенных условий; правила в них направлены на по- рядок расстановки предметов, пользования ими, очередность действий играющих плюс элемент соревнования с целью достижения лучших результатов Игры-забавы для маленьких детей («Ладушки», «Коза рогатая») побуждают детей к двигательной активности Игры-аттракционы — в них двигательные задания выполняются в необычных условиях и часто включают элемент соревнования Игровые упражнения, где каждый ребенок действует отдельно, выполняя указания взрослого.
Сложные игры.
Спортивные игры (городки, бадминтон, настольный теннис, баскетбол, волейбол, футбол, хоккей) требуют собранности, организованности, наблюдательности, овладения определенной техникой движений, быстроты двигательной реакции. В дошкольном возрасте используются элементы спортивных игр, и дети играют по упрощенным правилам
2. У М. М. Конторович и Л. И. Михайловой, принято деление игр по степени вызываемого у детей мышечного напряжения: на игры большой, средней и малой степени подвижности. Большая подвижность — участвует вся группа (бег, прыжки, «Ловишки», «Пятнашки») средней подвижности — активно участвует вся группа, но характер движений относительно спокойный (ходьба, передача предметов) малой подвижности — движения выполняются в медленном темпе, к тому же интенсивность их не значительна (игра с ходьбой, игры на внимание, «морская фигура», «Найди и промолчи»).
Несмотря на разную классификацию все выделяют в подвижных играх сюжетные, бессюжетные, игры - забавы.
Однако следует учесть, что бессюжетные игры требуют от детей большей самостоятельности, быстроты, ловкости, ориентировки в пространстве, чем сюжетные. Это объясняется выполнением конкретного двигательного задания. Условия выполнения такого задания определяются правилами.
Поскольку правила требует от участников довольно быстрых и ловких движений, наибольшее распространение бессюжетные игры имеют в среднем и старшем возрасте.
Выдающийся русский педагог П. Ф. Лесгафт разработал оригинальную систему физического воспитания в России. Большое место в ней отводится подвижной игре.
Каждая игра, указывает Лесгафт, должна иметь определённую цель, а форма игры - отвечать этой цели. Необходимо, чтобы действия в игре соответствовали умениям ребёнка управлять собой и вызывали «возвышающее чувство удовольствия», эти действия предварительно усваиваются в систематических упражнениях.
Лесгафт указывает, что систематическое проведение подвижных игр содействует развитию у детей умения управлять своими действиями, дисциплинируют его тело, то есть приучать действовать с различным напряжением. Игры учат ребёнка действовать с большой ловкостью, целесообразностью и быстротой; выполнять правила, владеть собой, ценить товарищество.
Е. А. Аркин считал подвижную игру мощным и незаменимым средством развития ребёнка, основным рычагом дошкольного воспитания.
В подтверждение этому: Н. К. Крупская в одном из своих выступлений говорила: «Игра учит ребят организованности, она ребят воспитывает». В высказываниях Крупской Н. К. подчёркивается также значение игры для физического развития.
«Есть масса игр, которые физически укрепляют, которые развивают трудовые навыки, которые укрепляют меткость глаза, развивают ловкость. Игры, развивающие ловкость, силу, умение попадать в цель и всякие, такие вещи, которые при труде имеют громаднейшее значение, чрезвычайно важно практиковать в наших дошкольных учреждениях». Крупская Н. К. 1967 год
Подвижные игры, по убеждению Аркина, вносят радость в жизнь ребёнка и способствуют укреплению организма главным образом путём развития и усовершенствования двигательного аппарата. Игры приучают детей к дисциплине, сосредоточению и планомерности действий.
Также подвижные игры рассматривал Кильпио Н. Н., он говорил о том, что подвижные игры целесообразно варьировать. Однако варианты нужны не только для того, чтобы внести разнообразие, поддержать интерес детей к игре : основная задача заключается в постепенном усложнении игры (её движений, правил, игровой ситуации, условий проведения и методики руководства). В своём сборнике игр Кильпио Н. Н. предлагает игры с мячами, обручами, палками, шнуром и т. д., представляет интересно разработанные варианты с каждым отдельным предметом.
Т. А. Тарасова считает, что подвижные игры наиболее успешно помогут ребенку в формировании ловкости и предлагает требования по подбору подвижных игр для детей старшего дошкольного возраста. Она отмечает, что прежде чем организовать работу, необходимо произвести отбор и классификацию подвижных игр, способствующих развитию ловкости : игры с использованием общеразвивающих упражнений, действий с мячом, скакалкой, на закрепление навыков лазанья, перелезания и т. д. Она также считает, что необходимо составить план проведения подвижных игр для развития ловкости, который включает в себя перечень игр, используемых в совместной деятельности педагога с детьми – непосредственно образовательной деятельности по физическому воспитанию, на прогулке, при проведении спортивных досугов и развлечений; игр, рекомендованных для работы воспитателям. В самостоятельной деятельности должны использоваться игры, уже хорошо знакомые детям.
Отталкиваясь от вышеизложенного, делаем вывод, что для развития ловкости можно использовать следующие виды игр:
1. Игры преимущественно с бегом. («Ловишки», «Ловишки-перебежки», «Не оставайся на полу», «Вороны и воробьи», «Липкие пеньки»)
2. Игры с различными предметами. (Ловишки с мячом», «Удочка», «Перестрелка», «Я иду, иду, иду»)
3. Игры с быстрой сменой движений. («Гуси –лебеди», «Охотники и обезьяны», «Охотники и утки»)
4. Игры-эстафеты («Пингвины», «Змея», «Замени предмет»)
Вывод:
При развитии ловкости необходимо учитывать возрастные особенности детей.
При подборе упражнений на развитие этого физического качества необходимо помнить, что их хорошее выполнение сравнительно быстро вызывает утомление, снижает точность, координацию. Поэтому их проводят не продолжительное время.
Для развития ловкости необходимо использовать различные игры и их варианты. Обычно игры, развивающие физические качества (ловкость, применяются либо вначале занятий, либо после достаточного перерыва для отдыха.