Вера Горохова
Воспитание личности средствами народного искусства
▼ Скачать + Заказать документы
Воспитание личности средствами народного искусства
ир находится в начале нового третьего тысячелетия. Каким он будет – во многом зависит от нас, взрослых, и от тех основ, которые мы заложим в сознании детей – будущих созидателей новой жизни. От этих основ будет зависеть благосостояние государства и общества, духовное и материальное. Что же определяет, характеризует человека и общество, прежде всего?
Публикация «Воспитание личности средствами народного искусства» размещена в разделах
- Воспитание детей. Материалы для педагогов
- Народная культура, фольклор
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» ноябрь 2013
Его культура. Культура человека есть отражение его внутреннего мира. Вся деятельность человека, его образ жизни, поступков зависит от этого внутреннего мира, от того, как человек мыслит, чувствует, как понимает и воспринимает мир, в чем видит смысл жизни и свое человеческое назначение, т. е. от его личностной культуры и сознания.
Развитие личности человека, его становление, формирование его духовного мира происходит на разных этапах жизни. Однако особо значимым является период дошкольного детства. Именно в дошкольном детстве у ребенка начинают развиваться чувства, черты национального характера, которые определяют его отношение к окружающему миру, влияют на становление детского мировоззрения, личности в целом.
Решая проблему развития основ личности ребенка- дошкольника, большую роль мы отводим искусству. При этом, соблюдая принцип регионального компонента, в первую очередь отдаем предпочтение народному искусству Хохломы. Являясь частью национальной культуры, оно, по определению известного отечественного педагога Т. С. Комаровой, «несет огромный духовный заряд, эстетический и нравственный идеал». Жизнерадостное по колориту, живое и динамическое по рисунку, оно пленяет и очаровывает детей, понятно и легко воспринимаемо ими.
Становление базиса личностного развития дошкольника определило цель деятельности: воспитание духовно богатой и творческой личности, осознающей свои корни, национальные истоки, способной адаптироваться в современном мире.
Тематика занятий с детьми – бесед, занятий путешествий, экскурсий - интересны и разнообразны. :
• «С чего начинается Родина»
- «Семенов – столица Золотой Хохломы»;
• «Чудесные превращения дерева:
- «Как рождается Хохломская чашка»,
-«Почему Хохлома Золотая»;
• «Добрым людям на загляденье» :
-«Красота рукотворная «,
-«Таинственный мир природы в Хохломской росписи»;
• Тема «Путешествие за пером Жар-птицы», предполагает знакомство с легендами, сказаниями об истории, традициях промысла;
• «Талант и мастерство человека живут два века» :
-«Мастерами славится земля»;
-«Мастер золотые руки»;
-«Знакомство с мастерами – умельцами, результатами их труда» и т. д.
Ознакомление детей с особенностями декоративного искусства, присвоение через искусство нравственно - эстетических ценностей своего народа, развитие первого чувства Родины имеет огромное значение для становления личности ребенка, осознание себя частицей своего народа, города, края.
Каждая тема общевоспитательного блока подкрепляется участием детей в других видах деятельности: игровой, художественно-эстетической, продуктивно-изобразительной. Каждая из них несет свое значение. Так, рассматривая произведения декоративно-прикладного искусства, дети испытывают чувство радости, удовольствия от богатства цвета, разнообразие мотивов росписи, проникаются уважением к народному мастеру создавшему их, у них возникает стремление самим научиться создавать прекрасное.
Занятия же художественным творчеством на основе народного искусства способствует удовлетворению потребности детей в самоутверждении (овладев определенными навыками и умениями, ребенок способен создать узор по мотивам народной росписи, использовать элементы росписи в дизайнерской деятельности).
Строя свою работу на основе декоративного искусства Хохломы, мы с раннего возраста стареемся окружить ребенка предметами декоративного искусства; учим его видеть, любоваться и восхищаться красотой предметов. Затем ребенок, с нашей же помощью, узнает как эти предметы создавались, начинает замечать особенности росписи, видеть новые грани, понимать красоту и неповторимость узора.
Занимаясь устроением предметной среды, мы стремимся к реализации основного требования к ее организации - содействие становлению ребенка как личности : среда, «должна служить удовлетворению потребностей интересов самого ребенка, дать ему возможность постоянно чувствовать себя полноценным «владельцем» пространства, иметь свободный доступ к средствам изобразительной деятельности, способствовать формированию творческого потенциала в личности ребенка». Поэтому для достижения поставленной цели педагогами активно используется средовое пространство ДОУ :
-интерьер детского сада, где представлены подлинные образцы Хохломского искусства, обогащающие впечатления, радующие глаз;
-центры декоративного творчества в группах;
-изостудия, где проходят беседы- знакомства с искусством, встречи с мастерами- художниками, занятие кружка «Завиток»;
-Музей искусства родного края, где собраны изделия промысла разных лет (в них прослеживается развитие, становление традиции промысла, а также детские работы, участвовавшие в выставках ежегодного Всероссийского фестиваля «Золотая Хохлома»;
-очень любят дети бывать в комнате русского быта «Горнице». Здесь они знакомятся со сказками, легендами из истории народного промысла, национальным бытом.
Важным условием в становлении личности ребенка является взаимодействие ДОУ с социокультурными учреждениями города: вместе с детьми мы - частые гости историко-художественного музея города, Центра детского творчества, художественного лицея, выставочного зала Дома культуры.
Экскурсии на фабрику «Хохломская роспись» имеют общеразвивающий эффект. Дети, кроме наблюдения за трудом художниц, общаются с окружающими: рассказывают о себе, своих увлечениях, задают вопросы, чтобы больше узнать об удивительном. К тому же у многих детей на фабрике работают их мамы или другие знакомые им люди. Дети имеют возможность посидеть за столом художницы, подержать в руках изделие и даже порисовать ее кистью. Дети горды тем, что прикоснулись к «большому искусству». Это очень значимые моменты в воспитании дошкольников, они вызывают яркие эмоции, желание бережно сохранять традиции к труду мастеров - умельцев.
Одно из условий успешной социализации дошкольника - тесная взаимосвязь детского сада и семьи, активное участие родителей в совместных праздниках и посиделках, в оборудовании среды ДОУ, в создании игр и пособий на материале Хохломского искусства, в организации экскурсий и интересных встреч.
Считаем, что творческий подход к организации работы по социализации детей на материале народного искусства, ее системность и комплексность, включение в деятельность заинтересованных педагогов и родителей дает положительный результат, предоставляет нам возможность воспитывать нравственно здоровых детей.
Являясь формой свободного самовыражения и самоутверждения, народное искусство в полной мере способствует совершенствованию чувств, становлению и формированию основ личности ребенка - дошкольника.