Елена Васильевна Алексеева
Воспитание культуры поведения у старших дошкольников с использованием сказок
В дошкольном возрасте дети восприимчивы и склонны подражать окружающим. Они с интересом познают мир, усваивают новые стандарты, активно учатся общаться, проявляют свои индивидуальные особенности. Зачастую, опыт, приобретенный в процессе общения со взрослыми и сверстниками, носит негативный характер. Дети повторяют манеру поведения, жесты, плохие привычки. Часто можно наблюдать, как дети проявляют жестокость, враждебность, наглость по отношению к друг к другу, а иногда даже к родителям и другим взрослым. Такая манера поведения становится заметна в старшем дошкольном возрасте, когда дети пытаются казаться лидерами за счет плохого поведения. Важно, чтобы она не стала нормой для ребенка. Дошкольное учреждение призвано дать первые шаги на пути воспитания подрастающего поколения, заложить фундамент нравственности. Одними из задач по программе обучения и воспитания в детском саду являются:
Публикация «Воспитание культуры поведения у старших дошкольников с использованием сказок» размещена в разделах
- Вежливость, этикет, культура поведения и общения
- Воспитание детей. Материалы для педагогов
- Культура поведения для детей
- Сказкотерапия. Воспитание сказкой
- Старшая группа
- Темочки
- развитие у детей способности к самоанализу и самооценке;
- формирование уважительного отношения к старшим и ровесникам;
- воспитание уважения к правам человека, любви к окружающей природе, Родине, семье.
В связи с этим, задача педагога образовательного учреждения – найти такие методы и способы взаимодействия с дошкольником и его семьей, чтобы грамотно реализовать вышеперечисленные задачи, показать пример культуры поведения в обществе. С давних времен сказка является не только методом развлечения ребенка, но средством формирования основ поведения, отношения к окружающему и фундаментом основ поведения в обществе. Ещё с рождения на примерах прибауток и коротких стихотворений мамы знакомят малышей с тем, как нужно следить за собой, не обижать младших, любить животных и т. д. Когда ребенок подрастает, то его начинают знакомить со сказками, которые формируют основы поведения и правильного отношения к окружающему. Как известно, именно старший дошкольный возраст сенситивен для формирования правил поведения в обществе. Дети готовы воспринимать сюжет сказки, анализировать героев, проводить самоанализ и делать выводы. Процесс усвоения сказки начинается с ее чтения и обсуждения. Причем в обсуждении ребенок должен быть уверен, что он может высказывать любое свое мнение, то есть все, что он говорит, не должно подвергаться осуждению. При подготовке к чтению предварительно педагог может провести беседу, показать иллюстрации. После прочтения у ребенка возникает обратная эмоциональная связь, появляется свое отношение к персонажам, на основе которого и появляются правильные стереотипы поведения. Детская сказка предлагает образы, с помощью которых усваиваются жизненные ситуации. В одних авторы воспитывают уважение к старшим : «Как ослик учился уважать старших» (Михаил Пляцковский). В других говорят о равенстве и братстве: «Посланец света» (Николай Рерих) [3]. В русских народных сказках часто высмеивается подлость и трусость, например: «Заяц-хвастун», «Как лиса волку шубу шила», «Иван-царевич и серый волк». Поучительными сказками для детей становятся с сюжетами о правде и лжи, например: Г. Х. Андерсен «Истинная правда», Г. Х. Андерсен «Новое платье короля», Василий Сухомлинский «Почему Сереже было стыдно?», «Как мальчишки мед съели», Николай Носов «Карасик», Валентина Осеева «Что легче?» и другие. Важно в старшем дошкольном возрасте знакомить детей с рассказами и сказками, которые учат правилам поведения в обществе. Об этом пишут классики. Например, это цикл рассказов Виктора Драгунского : «Тайное становится явным», «Хитрый способ», «Где это видано, где это слыхано», Сергея Михалкова «Дядя Степа». Также знакомят с правилами поведения современные авторы : Тамара Крюкова «Калоша волшебника», Галина Шалаева «Правила поведения для воспитанных детей» и т. д. Педагогу важно грамотно организовать образовательное пространство, так, чтобы ребенку было интересно познавать окружающий мир. Именно чтение сказок развивает кругозор, знакомит с закономерностями и учит правилам поведения при общении со взрослыми и сверстниками. Важно не упустить период взросления ребенка и познания ценностей жизни, прививать правильные эталоны, воспитывать уважение, сознательность, честность и другие важные качества.