якушенко татьяна
Воспитание культуры поведения у детей старшего дошкольного возраста
▼ Скачать + Заказать документы
Введение
Формирование основ моральных качеств человека начинается ещё в дошкольном детстве. От того, насколько успешно осуществляется этот процесс, во многом зависит дальнейшее нравственное развитие детей. Важно формировать у него необходимые нравственные чувства, представления, понятия и на их основе – поступки, соответствующие нормам поведения гражданина современного общества.
Публикация «Воспитание культуры поведения у детей старшего дошкольного возраста» размещена в разделах
- Вежливость, этикет, культура поведения и общения
- Воспитание детей. Материалы для педагогов
- Культура поведения для детей
- Старшая группа
- Темочки
В дошкольные годы под руководством взрослых ребёнок приобретает первоначальный опыт поведения, отношения к близким людям, сверстникам, вещам, природе, усваивает моральные нормы общества. Руководя деятельностью детей, воспитатель формирует у них такие важные для человека черты, как любовь к Родине, доброжелательность и уважение к окружающим, бережное отношение к результатам труда людей, желание посильно помогать им, активность и инициативу в самостоятельной деятельности [3,24].
Под совместной трудовой деятельностью ребенка подразумевается такая деятельность педагогов с детьми, когда взрослые выступают не только в качестве лица, организующего и направляющего труд детей, но и в качестве непосредственного участника трудового процесса.
В Федеральном государственном стандарте по дошкольному образованию указывается, что в дошкольном возрасте приобщение к труду по содержанию представляет собой: самообслуживание и элементарный бытовой труд (в помещении и на улице). Необходимыми условиями трудового воспитания являются использование форм и методов работы с детьми, соответствующих их психолого-возрастным и индивидуальным особенностям; построение образовательного процесса на основе сотрудничества взрослых с детьми, ориентированного на интересы и возможности каждого ребёнка [1,67].
Однако не во всех дошкольных учреждениях осуществляется взаимодействие взрослого и ребенка на уровне сотворчества, содействия в игровой, трудовой и познавательной деятельности. Встречаются трудности в подборе объектов трудовой деятельности, ограничена сфера труда дошкольников.
Важное значение трудовому воспитанию придавали К. Д. Ушинский, А. С. Макаренко, Н. К. Крупская, В. А. Сухомлинский.
Углублёнными исследованиями проблемы трудового воспитания занимались В. Г. Нечаева, Е. И. Радина, Р. С. Буре, Г. Н. Година и многие другие.
Цель: определить педагогические основы совместной трудовой деятельности воспитателя с детьми как средства нравственного воспитания.
Задачи:
1. Рассмотреть понятие культуры поведения.
2. Показать особенности психического развития детей старшего дошкольного возраста.
3. Раскрыть методику воспитания культуры поведения.
Глава 1. Теоретические основы культуры поведения у детей старшего дошкольного возраста.
1.1 Понятие культуры поведения, её компоненты и содержание
Активное умственное развитие старшего дошкольника способствует формированию более высокой по сравнению со средним дошкольным возрастом степени осознанности поведения. Дети 6 – 7 лет начинают понимать смысл нравственных требований и правил, у них развивается способность предвидеть последствия своих поступков. Поведение становится более целенаправленным и сознательным. Создаются возможности для формирования у детей ответственности за свое поведение, элементов самоконтроля, организованности. В дошкольном возрасте дети накапливают первый опыт нравственного поведения, у них формируются первые навыки организационного и дисциплинированного поведения, навыки положительных взаимоотношений со сверстниками и взрослыми, навыки самостоятельности, умение занять себя интересной и полезной деятельностью, поддерживать порядок и чистоту окружающей обстановки.
Понятие «нравственное поведение» тесно граничит с «культурой поведения». Существует множество определений понятия «культура поведения». Так, например, в педагогическом словаре: «Культура поведения – соблюдение основных требований и правил человеческого общежития, умение находить правильный тон в общении с окружающими. Культура поведения – совокупность форм повседневного поведения человека (в труде, в быту, общении другими людьми, в котором находят внешнее выражение моральные эстетические нормы этого поведения. Культура поведения включает : манеры общения, этикет, высшая степень отточенности, отшлифованности действия и поступков человека, совершенство его деятельности в различных сферах жизни».
Здесь, термином «культура поведения» мы будем понимать совокупность полезных для общества устойчивых форм повседневного поведения в быту, в общении, в различных видах деятельности.
Культура поведения не сводится к формальному соблюдению этикета, она тесно связана с нравственными чувствами и представлениями, и в свою очередь, подкрепляет их.
В содержании культуры поведения дошкольников можно условно выделить следующие компоненты: культура деятельности, культура общения, культурно-гигиенические навыки и привычки [3, 23].
Сущность составляющих элементов культуры поведения позволит более конкретно проследить задачи воспитания и их постепенное усложнение.
Таким образом, культура поведения человека - это весь человек, во всей совокупности не только внешних проявлений, но и внутренних качеств. А это значит, что на каждом из нас лежит ответственность за собственную культуру поведения, за окружающих людей и особенно за растущих, за тех, кто идет на смену.
1.2 Принципы формирования культуры поведения детей дошкольного возраста
Формирование культуры поведения – одна из актуальных и сложнейших проблем, которая должна решаться сегодня всеми, кто имеет отношение к детям. То, что мы заложим в душу ребенка сейчас, проявится позднее, станет его и нашей жизнью. Сегодня мы говорим о необходимости возрождения в обществе культуры поведения, что непосредственно связано с развитием и воспитанием ребенка до школы.
Интерес к проблеме формирования культуры поведения дошкольников обусловлен тем, что резко снижается воспитательное воздействие семьи и российской национальной культуры в сфере воспитания. Перед дошкольными образовательными учреждениями в числе наиболее важных стоят задачи формирования с самого раннего детства базовой культуры личности, высоких нравственных качеств.
В детском саду для этого немало возможностей. В процессе повседневного общения со сверстниками дети учатся жить в коллективе, овладевают на практике моральными нормами поведения, которые помогают регулировать отношения с окружающими. Чем младше ребенок, тем большее влияние можно оказать на его чувства и поведение.
Для развития личности ребенка, формирования культуры поведения, требуется соблюдение таких принципов как:
системность [2,29]. Работа по формированию культуры поведения должна проводиться систематически. Педагог гибко распределяет содержание в течение всего процесса. Целесообразно проводить во второй половине дня специально организованные занятия. Что же касается нерегламентированной деятельности детей, то эти формы работы могут осуществляться как в утреннее время, так и во второй половине дня. Однако все это не исключает работы воспитателя с детьми вне занятий, так как нельзя заранее обозначить всю гамму спонтанно возникающих ситуаций и сложностей, и от педагога могут потребоваться дополнительные объяснения, ответы на вопросы, организация игровой ситуации, привлечение соответствующей художественной литературы.
Опора на положительное. Педагоги обязаны выявлять положительное в ребенке и, опираясь на хорошее, развивать другие, недостаточно сформированные или отрицательно сориентированные качества, доводя их до необходимого уровня и гармонического сочетания. В воспитательном процессе недопустима конфронтация, борьба воспитателя с воспитанником, противопоставление сил и позиций. Только сотрудничество. Терпение и заинтересованное участие воспитателя в судьбе воспитанника дают положительные результаты. Опытные воспитатели не скупятся на комплименты, щедро авансируют будущие положительные сдвиги. Они проектируют хорошее поведение, внушают уверенность в успешном достижении высоких результатов, оказывают доверие воспитанникам, ободряют их при не удачах.
Гуманизация воспитательного процесса. Принцип требует гуманного отношения к личности воспитанника; уважения его прав и свобод; предъявления воспитаннику посильных и разумно сформулированных требований; уважения к позиции воспитанника даже тогда, когда он отказывается выполнять предъявляемые требования; уважения права человека быть самим собой; доведения до сознания воспитанника конкретных целей его воспитания; ненасильственного формирования требуемых качеств; отказа от телесных и других унижающих честь и достоинство личности наказаний; признания права личности на полный отказ от формирования тех качеств, которые по каким-либо причинам противоречат ее убеждениям[2,31].
Единство воспитательных воздействий. Все лица, причастные к воспитанию, действовали сообща, предъявляли воспитанникам согласованные требования, шли рука об руку, помогая другу, дополняя и усиливая педагогическое воздействие. Если такое единство и координация усилий не достигается, а противодействует, то на успех рассчитывать трудно. Воспитанник при этом испытывает огромные психические перегрузки, так как не знает, кому верить, за кем идти, не может определить и выбрать среди авторитетных для него влияний правильные. Надо сложить действие всех сил [2,32].
Организуя деятельность детей, воспитатель создает условия для формирования их взаимоотношений на основе правил культуры поведения, терпимости, вежливости.
В результате реализации методических принципов можно ожидать, что ребенок может стать гармонично – развитой личностью, уметь достойно вести себя в любой обстановке, понимать смысл и значение тех или иных правил культуры поведения. Уметь приветливо разговаривать друг с другом, со взрослыми, вежливо общаться со сверстниками, уметь справедливо оценивать свои поступки и поступки сверстников, быть доброжелательными, честными, справедливыми.
Таким образом, важной особенностью содержания методических принципов является тесная связь с реальной жизнью ребенка, его социально эмоциональным опытом. Поэтому, помимо специально организованных занятий, можно использовать самые разные ситуации, возникающие в процессе взаимодействия детей (на других занятиях, в игре, на прогулке, дома, с целью обогащения программного содержания занятий и развития социальной компетентности детей.
1.3 Методы работы по воспитанию культуры поведения детей дошкольного возраста
Задача каждого педагога увлечь детей жизнью в детском саду и заинтересовать. Современный педагог, занимающий активную педагогическую позицию, старается вызвать интерес детей к познанию, поскольку без этого процесс воспитания неполноценен.
Что бы вызвать интерес у детей, нужны более современные, эффективные методы работы в ДОУ.
Воспитание - это процесс целенаправленного и систематического воздействия на развитие человека. Наряду с обучением категория воспитания является одной из основных в педагогике.
Конкретные представления о культуре поведения усваиваются растущим человеком вместе с опытом поведения, с накапливанием нравственных представлений [2, 42].
В формировании у детей культуры поведения перед педагогом встают задачи:
1. Учить детей уважительно относиться к окружающим людям, считаться с их делами, интересами, удобствами;
2. Воспитывать культуру общения ребенка со взрослыми и сверстниками, выражающуюся в общительности, вежливости, предупредительности, сдержанности, умении вести себя в общественных местах;
3. Воспитывать культуру речи, предусматривающую умение ребенка вежливо обращаться с просьбой, называя взрослых на «вы» и по имени и отчеству, не перебивать говорящих и выслушивать других, говорить четко, ясно произнося окончания слов, владеть голосом, не засорять речь лишними словами;
4. Воспитывать культуру деятельности - умение обращаться с игрушками, книгами, личными вещами, имуществом детского сада, умение подготовиться к предстоящей деятельности, выполнять и заканчивать ее, убрав все на свои места;
5. Выработать элементарные навыки самоорганизации свободного времени в соответствии с установленным распорядком жизни в группе.
Все методы воспитания в педагогике можно подразделить на две категории: методы, оценивающие деятельность людей, и методы, побуждающие их к вполне определенным действиям. В основу группировки методов здесь положена деятельность людей. К первой группе относятся поощрения и порицания, ко второй - убеждение и побуждение.
Метод убеждения. В мировой практике воспитания, убеждение - главный педагогический метод воспитания.
Сущность убеждения заключается в воздействии словом и делом на сознание воспитуемого. Этот метод в цивилизованном обществе является главным потому, что он обеспечивает воспитание у людей общечеловеческих, морально-политических качеств. Убеждать - значит разъяснять.
Метод побуждения. С точки зрения педагогики, побуждение как метод воспитания заключается в том, что человек нацеливается на деятельность, желательную для коллектива. Побуждение - важнейший метод воспитания, ставящий личность в одобренные обществом рамки поведения. Формами поведения являются различные приемы межличностного взаимодействия воспитателя и воспитуемого. Такой формой может быть и приказ. В этом случае приказ выступает как средство управления и организации деятельности, как средство осуществления взаимодействия между рабочими группами.
Метод поощрения. В практической деятельности всегда приходится оценивать деятельность людей. Для этого используют методы поощрения и порицания. Педагогически правильно примененное поощрение положительно сказывается на поведении человека, оно способствует сплочению коллектива. Поощрение - неотъемлемый элемент системы воспитания. Оно выступает в разных формах: от одобрительного взгляда и искреннего пожатия руки до премии и награды.
Каждый человек хочет, чтобы его труд был оценен по достоинству. Если он вложил во что-то много своих сил и упорства, то ожидает за это положительной оценки [3, 131].
Метод порицания. Порицание - это реакция на нежелательную деятельность и поведение. Она помогает оформиться крепкому человеческому характеру, воспитывает чувство ответственности, тренирует волю.
Важный залог успеха в воспитании культуры поведения - высокий уровень организационно-педагогических усилий в детском саду, это стиль работы в детском саду, культура оформлений помещений детского сада, оснащение педагогического процесса необходимыми пособиями и оборудованием.
В старшей группе при целенаправленном воспитании дети приобретают прочные навыки вежливости, не забывают приветливо поздороваться, попрощаться (теперь уже без напоминаний педагогов) со всеми взрослыми и сверстниками. Педагог закрепляет умение выслушивать взрослых, вежливо обращаться с просьбой и просить разрешения зайти в кабинет заведующей или врача, благодарить за услугу, при необходимости предлагать свою помощь. Их приучают с уважением относиться к труду и отдыху старших, дружить с товарищами, проявлять заботу о маленьких, оказывать им помощь в раздевании и одевании, стараться успокоить плачущего.
Если красивые поступки становятся для ребенка внутренней потребностью, можно считать, что у него сформирована культура поведения.
Таким образом, можно выделить следующие методы по формированию культуры поведения детей дошкольного возраста :
1. Метод убеждения.
2. Метод поощрения.
3. Совместная практическая деятельность.
4. Метод порицания.
Каждый из этих методов необходим, и они являются эффективными, если соблюдать ряд педагогических требований.
Заключение
Культура поведения – характерный признак хорошего воспитания. Формируя представление о нормах и правилах поведения, необходимо влиять на отношения ребенка со сверстником, родителями, другими людьми, помогая ориентироваться в общественной жизни.
Формирование нравственного воспитания у детей происходит под воздействием объективных условий жизни, обучения и воспитания, в процессе различной деятельности, усвоения общечеловеческой культуры и будет эффективно осуществляться, как целостный процесс педагогической, соответствующей нормам общечеловеческой культуры, организации всей жизни ребенка с учетом их возрастных и индивидуальных особенностей. Поэтому учебно-воспитательная работа должна включать в себя нравственные идеи и осуществляться в разнообразных и эффективных формах, содержательно и при должной эмоциональной насыщенности.
Богатство нравственного содержания игровых занятий, разнообразие видов деятельности вне занятий, уклад жизни в семье – важнейшие источники формирования нравственности детей.
В ходе решения задач, поставленных перед исследованием, изучены формы, содержания и возможности нравственного воспитания дошкольников.
Вывод: для успешного формирования нравственных представлений и поступков необходимо:
- знание особенностей нравственного развития личности;
- полное понимание сущности нравственного воспитания как психолого-педагогического процесса;
- знание "механизмов" формирования нравственности;
- умение планировать работу по формированию культуры поведения, уметь разрабатывать и применять на практике пути и средства нравственного воспитания;
Нравственные отношения, представления, поступки, которые формируются на занятиях, закрепляются или несколько видоизменяются в свободное время. Это может быть коллективная игра или совместный труд. Но все разрозненные, порой противоречивые факты, полученные из разных источников, должны быть объединены в сознании ребенка и стать основой для формирования нравственных качеств личности.
Сложность процесса формирования личности состоит в том, что воспитательные воздействия перерабатываются ребенком с учетом имеющегося у него опыта, его психических особенностей.
Список использованной литературы
1. Алябьева Е. А. Нравственно-этические беседы и игры с дошкольниками / Е. А. Алябьева– М. : ТЦ Сфера, 2003. - 128с.
2. Бархатова В. В. Воспитание культуры поведения / В. В. Бархатова// Дошкольное воспитание. - 1991. - №11. - С. 41- 44
3. Болотина Л. Р., Комарова Т. С., Баранов С. П. "Дошкольная педагогика : Учебное пособие для студентов средних педагогических учебных заведений. 2-е изд. " / Л. Р. Болотина – М. : Издательский центр "Академия", 1997. -240с.
4. Буре Р. С., Воробьева М. В. / С. Р. Буре, М. В. Воробьева – Дружные ребята. Воспитание гуманных чувств и отношений у дошкольников. М. : – 2004. -141с.
5. Васильева Л. – Гангус. "Азбука вежливости"/ Гангус-Л. Васильева – М. : - 2005. - 127с.