Светлана Аристова
Воспитание культуры поведения на дороге у детей старшего дошкольного возраста
▼ Скачать + Заказать документы
Воспитание культуры поведения на дороге у детей старшего дошкольного возраста посредством ознакомления с правилами дорожного движения
Жизнь современного человека невозможна без дорог, соединяющих города и села, и автотранспорта, обеспечивающего перевозку пассажиров и грузов. С каждым годом количество транспорта и интенсивность его движения на улицах нашего города увеличивается, и, с одной стороны, это хорошо, но с другой, повышается вероятность попасть в дорожно-транспортное происшествие (ДТП). Все мы живем в обществе, где надо соблюдать определенные нормы и правила поведения в дорожно-транспортной обстановке. Очень часто виновниками ДТП являются сами дети, которые стараются перебежать дорогу в неположенных местах, играют вблизи дорог, неправильно входят в транспортные средства и выходят из них. Поэтому в настоящее время значительно вырос уровень детского дорожно-транспортного травматизма, каждое третье ДТП с участием детей происходит недалеко от дома. Это обусловлено недостатком в организации воспитания и обучения детей дошкольного возраста безопасному поведению на улице.
Публикация «Воспитание культуры поведения на дороге у детей старшего дошкольного возраста» размещена в разделах
- Вежливость, этикет, культура поведения и общения
- Воспитание детей. Материалы для педагогов
- Культура поведения для детей
- Старшая группа
- Темочки
Безопасность жизнедеятельности в современном мире выделяется как одна из главных проблем человечества. Именно поэтому свой педагогический опыт я посвятила формированию у детей необходимых умений и навыков, а также положительных устойчивых привычек безопасного поведения на улице.
Актуальность данного вопроса на современном этапе очевидна, поскольку проблемы, связанные с безопасностью ребенка – дошкольника невозможно решить только в рамках дошкольного учреждения. Единые требования, предъявляемые к детям со стороны педагогов и родителей, будут способствовать успешному овладению детьми азбукой дорожного движения. И главной задачей является – развитие в ребенке понимания опасности, которую таит в себе автомобильный мир. Важно сделать это, пока дошкольник не перенял и не принял неправильных стереотипов поведения на дороге, к сожалению, на сегодняшний день преобладающих во взрослой среде. Лишь путем соответствующего воспитания и обучения ребенка с раннего возраста, когда начинается его подготовка к пожизненной «профессии» участника дорожного движения, пешехода, а впоследствии и водителя, можно сохранить его жизнь и здоровье. В этом должны принимать участие и родители, и дошкольное учреждение, ведь детский сад является самой первой ступенью в системе непрерывного образования.
Целью работы является:
Создание в группе условий, оптимально обеспечивающих процесс обучения дошкольников правилам дорожного движения и формирование у них необходимых умений и навыков, выработки положительных, устойчивых привычек безопасного поведения на улицах города.
Задачи:
обучать детей безопасному поведению на дороге;
познакомить со значимостью дорожных знаков и научить понимать их символические изображения;
совершенствовать у детей навыки и умения наблюдать за дорогой и транспортом, предвидеть опасные ситуации и обходить их;
расширять и активизировать словарный запас детей по «дорожной» лексике;
активизировать работу среди родителей по пропаганде правил дорожного движения и безопасного образа жизни;
воспитывать дисциплинированность и сознательное выполнение правил дорожного движения, культуру поведения в дорожно-транспортной среде.
Новизна педагогического опыта работы заключается в интеграции образовательных областей, в использовании информационно-коммуникативных технологий, разработке и апробации комплексных занятий (ООД, проектов, дидактических, настольных, подвижных игр по формированию навыков безопасного поведения на дороге посредством использования игрового, занимательного материала с целью достижения желаемого результата.
1. Основные принципы работы:
принцип индивидуального и дифференцированного подхода;
принцип взаимодействия «дети – дорога»;
принцип последовательности;
принцип наглядности;
принцип деятельности – включение ребенка в игровую, познавательную, поисковую деятельность;
принцип интеграции – интегративность всех видов детской деятельности;
принцип взаимодействия с ребенком в условиях дошкольного учреждения и семьи.
2. Методы и технологии:
моделирование опасных и безопасных дорожных ситуаций;
интерактивный метод обучения;
технология игрового обучения;
метод наблюдения и беседы;
личностно-ориентированная технология.
3. Средства реализации
Использование информационно-коммуникативных технологий в воспитательно-образовательном процессе в дошкольном учреждении – это один из новых и актуальных вопросов в нашей дошкольной педагогике. Для ознакомления детей с правилами дорожного движения использую компьютерные презентации, обучающие мультфильмы, которые обеспечивают наглядность и способствуют комплексному восприятию и запоминанию материала. Для прослушивания сказок, разучивания стихотворений и детских песенок о правилах дорожного движения использую стереосистему. Формирование у дошкольников устойчивых навыков безопасного поведения на дороге невозможно без тесного сотрудничества с семьями воспитанников. Важно, чтобы родители осознавали, что нельзя требовать от ребенка выполнения какого-либо правила поведения, если они сами не всегда ему следуют. Взрослые должны понимать, что от соблюдения правил безопасного поведения зависит самое главное – жизнь и здоровье маленького человека. С целью привлечения родителей к решению этой проблемы, использую различные формы работы:
папки-передвижки по ПДД: «Правила для родителей», «Советы родителям», «Светофор», «Только вышел я за двор и увидел светофор…», «Детям знать положено», «Внимание, дорога!»;
консультации: «Каждый родитель пример для подражания», «Развитие познавательных интересов у детей старшего дошкольного возраста в процессе обучения их правилам дорожного движения», «Формирование культуры безопасного поведения у детей дошкольного возраста», «Профилактика дорожно-транспортного травматизма в семье», «Правила для родителей»;
рекомендации: «Обучение детей наблюдательности на улице», «Ребенок на улице», «Правила перевозки детей в автомобиле», «Правила поведения на остановке маршрутного транспорта»;
памятки: «Что должны и чего не должны делать сами родители при движении?», «Правила поведения на остановке маршрутного транспорта», «Правила перевозки детей в автомобиле»;
родительские собрания с приглашением инспектора ГИБДД;
анкетирование для родителей: «Взрослые и дети на улицах города», «Обучение детей правилам дорожного движения», «Семья и транспорт»;
беседы по предупреждению дорожно-транспортного травматизма: «Мостовая для машин – тротуар для пешехода», «Пора, не пора – не ходи со двора»;
выставки методической литературы для родителей: В. А. Деркунская «Образовательная область «Безопасность»», Т. Г. Кобзева «Правила дорожного движения», Н. В. Коломеец «Формирование культуры безопасного поведения у детей 3-7 лет», Т. А. Шорыгина «Безопасные сказки. Беседы с детьми о безопасном поведении дома и на улице», О. В. Чермашенцева «Основы безопасного поведения дошкольников», Е. Я. Хабибулина «Дорожная азбука в детском саду», В. В. Журавлева «Проектная деятельность старших дошкольников».
От того, насколько хорошо ребенок усвоил правила безопасного поведения на улице и как применяет их в реальной ситуации на дороге, зависит его здоровье.
Работая в группе компенсирующей направленности с детьми с тяжелыми нарушениями речи, столкнулась с тем, что тема формирования основ безопасности особо актуальна. Нарушение внимания и памяти ведет к тому, что ребенок не видит опасность. Чтобы дети с нарушениями речи лучше усваивали материал по ПДД – необходима конкретная и четкая речь педагога и последовательное усложнение программных требований.
Дети старшего дошкольного возраста уже имеют определенное количество знаний и представлений об окружающем, но работа продолжается и усложняется, что заставляет педагога постоянно ставить перед детьми новые задачи, требующие проявления самостоятельности, активности мышления, умения проявить знания на практике. Дети знакомятся с такими понятиями, как «многополосное движение», «островок безопасности», со средствами регулирования дорожного движения – дорожными знаками. В старшем дошкольном возрасте основным направлением работы является интеллектуально-игровая деятельность в виде занимательных игр, логических задач, головоломок, кроссвордов, развивающих сообразительность и внимание.
Для знакомства с новым материалом и его освоением имеет большое значение проведение ООД: «Транспорт нашего города», «Виды транспорта», «Приключения Чудика на улицах города», «Безопасная дорога», беседы: «О полосатой «зебре» и дорожном знаке «пешеходный переход»», «Служба 01, 02, 03 всегда на страже», «Что такое перекресток?», общение, чтение художественной литературы, рассматривание иллюстраций, наблюдения, просмотр мультфильмов, презентаций, прослушивание сказок, заучивание стихотворений, отгадывание загадок, развлечения: «Веселые светофорики», досуги по данной тематике, разбор жизненных ситуаций, доступных понимаю ребенка. Они позволяют донести до него важность выполнения правил дорожного движения.
На площадке нашего дошкольного учреждения выделена зона ПДД (разметка дороги, пешеходного перехода, на которой организуются интересные и поучительные встречи с сотрудниками ГИБДД, где дети вместе с педагогами повторяют правила, участвуют в играх и эстафетах по правилам дорожного движения, разбирают ошибки в поведении пешеходов. А также большое значение имеют городские акции, в которых принимают участие педагоги, родители и дети.
Наблюдения на прогулках и экскурсии к перекрестку помогают детям выделять отличительные особенности пассажирского и грузового видов транспорта, следить за работой светофора, уточнять назначения его световых сигналов для пешеходов и водителей. Важно содействовать различению проезжей части и тротуара обочины. Элементарное ориентирование в пространстве заключается в согласовании своих действий с определенными правилами (на красный свет – стоять, на зеленый – переходить улицу).
Для более эффективной работы составлен перспективный план на учебный год, где определены цели и задачи, а также методы работы педагогов с детьми и родителями, подобрана художественная литература.
Все знания, полученные детьми, закрепляются
в дидактических играх: «Собери светофор», «Найди свой цвет», «Эволюция транспорта», «Законы улиц и дорог», «Собери транспорт», «Наша улица (макет)», «Дорожные знаки», «Светофор», «Вот наша улица», «Подумай и отгадай», «Отгадай транспорт», «Стрелка, стрелка покружись…», «Автомульти», «Автошкола» и др. ;
в настольных играх: «Кто быстрее?», «Собери знак», «Отремонтируй светофор», «Определи знак», «Поставь дорожный знак», «Наш друг постовой», «Найди безопасный путь», «Как проехать» и др. ;
в подвижных играх: «Передай жезл», «Кто быстрее?», «Внимание, пешеход», «Гараж», «К своим знакам», «Добеги до знака», «Красный-зеленый», «Цветные автомобили», «Стоп-иди», «Аккуратный пешеход», «Веселый трамвайчик» и др.
В группе создан информационно-познавательный стенд «Дети и дорога», на котором размещена различная информация, дидактические игры, сказки, кроссворды, загадки, стихи и т. д. ; центр безопасности «Школа юного пешехода», который включает: макеты улиц; светофор; плакаты, сюжетные картинки: «Опасные ситуации на дороге», кроссворды; транспортные игрушки; конструкторы и строитель; атрибуты для сюжетно-ролевых игр: жезл, свисток, фуражка, жилеты-накидки, флажки для перехода через улицу, коврик «Дорожная азбука», дорожные знаки (переносные, нагрудные; картотека подвижных игр по дорожной тематике; картотека дидактических игр, настольно-печатных игр; картотека стихов и загадок.
Впечатления от целевых прогулок и экскурсий дети переносят в сюжетно-ролевые игры: «Пешеходы и водители», «Островок безопасности», «Мы едем, едем, едем…», «Мы водители» и др., где водители управляют машинами, дорогу переходят пешеходы, дети с родителями идут по тротуару в детский сад.
Дорожное движение требует от ребенка большого внимания, поэтому значительное место отвожу словесным играм на внимание: «Что изменилось»; «Где находится предмет»; «На свое место»; «Перепутаница», «Угадай транспорт», «Красный – зеленый», «Автомульти», «Кто больше назовет дорожных знаков», «Ответь на вопрос: «Да или нет»» и др.
В течение учебного года в нашем дошкольном учреждении проходят смотры-конкурсы по ПДД: «Дорога глазами детей», «Зеленый огонек».
Воспитанники вместе с педагогами группы и родителями изготовили справочники пешехода, книжки-малышки по правилам дорожного движения, а также приняли участие в акциях: «Автокресло – детям!», «Водители-родители, берегите нас!», в профилактическом месячнике «Соблюдая правила, сохраняем жизнь!» и во Всероссийской детской эстафете безопасности «Дорога – символ жизни».
Гостем нашего дошкольного учреждения часто бывает наша театральная студия «Капитошки», которая показывает интересные представления для детей по правилам дорожного движения: «Наш друг – светофор», «Посмотри на лево, посмотри направо», «Наша страна Светофория» и др.
Анкетирование родителей и наблюдения за детьми позволяют сделать вывод об итогах работы.
Результативность опыта:
1. Отсутствие фактов дорожно-транспортного травматизма среди детей нашей группы.
2. Активное участие детей в игровых ситуациях по ориентированию в пространстве с применением правил дорожного движения.
3. Правильное ориентирование дошкольников в разных дорожных ситуациях.
4. Понимание детьми значимости дорожных знаков и различение их символов.
5. Участие и победа воспитанников во Всероссийском конкурсе «Зеленый огонек» с работами «Мы едем в зоопарк» (1 место, «Наш помощник светофор» (1 место, «Моя безопасная улица» (1 место, «Счастливая дорога» (1 место, «Веселые светофорики» (1 место); участие в городских конкурсах: «Зеленый огонек» с номинацией «Внимание, дорога» (1 место) и «Дорога глазами детей» с номинацией «Мой друг Светофор» (1 место).