Получи документы

Воспитание инициативы и самостоятельности дошкольников посредством трудовой деятельности. Опыт работы

Нечаева Ксения Андреевна
Воспитание инициативы и самостоятельности дошкольников посредством трудовой деятельности. Опыт работы
▼ Скачать + Заказать документы

Труд - важнейшее средство воспитания, начиная с дошкольного возраста; в процессе его формируется личность ребенка, складываются коллективные взаимоотношения.

Дети, воспитанные с ранних лет в труде, отличаются самостоятельностью, организованностью, активностью, опрятностью, умением себя обслужить. Труд это то, что развивает маленького человека, поддерживает его, помогает ему самоутвердиться. Именно поэтому тема воспитания трудолюбия у детей всегда будет оставаться актуальной.

Темочки:

Для формирования элементарной трудовой деятельности у дошкольников в соответствии с ФГОС ДО необходимо, создание соответствующих условий. Только при условии хорошей организации предметно-развивающей среды группы, ребенок сможет испытать радость от труда, поэтому я особое внимание уделила организации предметной среды, т. е. наличие необходимого оборудования в соответствии с задачами развития трудовой деятельности детей дошкольного возраста.

Все групповое пространство нашей группы доступно детям, что способствует формированию устойчивого интереса к трудовой и самостоятельной деятельности, развитию продуктивно- творческих способностей дошкольника, формированию трудовых навыков и воспитанию трудолюбия. В группе имеется «Уголок дежурных», а также разнообразие трудового инвентаря для хозяйственно-бытового труда, труда в природе и на участке

В центре ИЗО имеется разнообразие и доступность материалов для художественного ручного труда (бросовый, природный, художественный и др.)

Труд детей в детском саду многообразен. Это позволяет поддерживать у них интерес к деятельности, осуществлять их всестороннее воспитание.

В среднем дошкольном возрасте трудовое воспитание представляет собой следующие виды деятельности:

• углубление и расширение представлений о рабочей деятельности взрослых людей;

• самообслуживание (удовлетворение своих повседневных потребностей);

• хозяйственно-бытовой труд (приведение в порядок группового помещения и участка);

• ручной труд (простейший ремонт игрушек, подклеивание книжек и коробок);

• трудовые задания в природе (работа на огороде, цветнике, в экологическом уголке комнаты группы).

Углубляя и расширяя представления детей о рабочей деятельности взрослых людей я воспитываю позитивное отношение к труженику.

Знакомство детей с трудом взрослых это не только средство формирования системных знаний, но и значимое социально-эмоциональное средство приобщение к миру взрослых, приобретение детьми опыта общения с людьми. Дети получают возможность расширить и уточнить знания о профессиях.

Ведущим видом деятельности в дошкольном возрасте является игра, и поэтому самая распространенная и эффективная форма ознакомления с трудом взрослых — именно игра.

В группе оформлены центры для сюжетно ролевых, с учетом возрастных и гендерных особенностей. Помимо оформленных центров, есть наборы для сюжетно-ролевых игр, все это помогает мне знакомить детей с профессиями.

Все дети, с большим удовольствием играют в этих центрах, как под руководством взрослого, так и самостоятельно.

Основной вид самостоятельной трудовой деятельности в среднем дошкольном возрасте — это самообслуживание. Поэтому я продолжаю стимулировать к нему детский интерес, совершенствую имеющиеся у ребят трудовые навыки (умывание, мытьё рук, одевание и раздевание, а также прививаю новые (причесаться, помыть за собой чашку). Учу своих воспитанников называть, в каком порядке они снимают и надевают одежду. Также перед детьми ставлю и более сложные задачи: собираясь на прогулку, они должны стараться сами завязать себе шарфик, пробовать зашнуровать ботиночки.

В средней группе у дошкольников часто появляется желание научить чему-то товарища. Педагог, конечно же, должен поддерживать это стремление для воспитания у детей важных навыков взаимопомощи и доброжелательности. Однако нельзя допускать, чтобы одни ребята злоупотребляли помощью других.

В жизни детей 4–5 лет всё большее значение начинает уделяться элементарному бытовому труду. Как и в более раннем возрасте, основной его формой остаётся выполнение поручений. Поскольку ребята ещё недостаточно хорошо владеют соответствующими навыками, я даю задание одному ребёнку либо же небольшой группе (из 2–3 человек). Коллективные поручения (на всех) только начинаю практиковать, при этом я помогаю воспитанникам, распределяю между ними обязанности, даю задания, которые, казалось бы, не будут иметь ощутимого результата (к примеру, куда-нибудь сходить, подойти к няне и что-то ей сказать). Однако они очень важны для формирования самостоятельности, ответственности.

При выполнении хозяйственно-бытового труда крайне важно, чтобы ребята научились доводить начатое дело до конца, делая при этом волевое усилие.

Поручая детям те или иные задания, нельзя допускать перенапряжения: оно чревато переутомлением и, как следствие, негативным отношением к труду. Продолжительность непрерывной рабочей деятельности для малышей 4–5 лет не должна превышать 10 минут.

В средней группе дети уже довольно хорошо работают с бумагой, могут смазать большую поверхность клеем, учатся пользоваться ножницами и линейкой. Поэтому вместе с детьми мы занимаемся ремонтом книг, коробок, атрибутов, игрушек. Сортируем природный материал, раскладываем его по коробкам.

Очень важно приучать детей к самостоятельности – сам придумал, сам вырезал, сам вылепил, сам склеил и т. д. (не отказывая одновременно ему в помощи с возникшими трудностями). И не маловажно воспитывать в детях бережное обращение со своими поделками, не отвлекаться во время работы, доводить задуманное до конца, не бросать работу, помогать товарищу закончить работу. Пропущенная через сердце детская работа не имеет цены, понятно, что её название – эксклюзивная и она должна войти в историю развития малыша.

Также в детском саду взрослый показывает дошкольникам пример заботливого отношения к миру природы, одновременно вовлекая их в трудовую деятельность. Осенью мы участвуем в сборе урожая на огороде дошкольного учреждения. Зимой же с радостью подкармливаем пернатых. В весенний период наблюдаем, как взрослые перекапывают огород, цветник, обрезают кустарники, сажают цветы и овощи. Наблюдаем, как воспитанники подготовительной группы сами высевают семена. Всё это вызывает у них стремление самим активно поучаствовать в трудовой деятельности.

Другое важное направление трудовой деятельности в природе — привлечение детей к уходу за комнатными растениями. Хотя дежурство в групповом уголке природы начинается лишь со старшей группы, дети под моим присмотром поливают цветы, рыхлят землю, аккуратно протирают листочки. Вместе с ребятами мы регулярно осматривает экологическую зону в центре природы, для того чтобы видеть происходящие там изменения.

Чтобы труд приносил моим воспитанникам радость, и не превратился в скучное однообразное действие, я использую различные приёмы и методические находки.

В процессе занятия задействую различных игровых персонажей. Например, предупреждаю детей, что сегодня Мишка проверит, как они моют руки, не намочит ли кто-нибудь рукава из-за того, что плохо их подвернёт. А кукла Катя, оказывается, мечтает стать поваром и хочет побольше узнать об этой важной профессии. Задача ребят — отвечать на её вопросы.

Кроме того, использую игры: дидактические, речевые, сюжетно-ролевые, подвижные. При работе с детьми среднего возраста большую роль играет наглядность. Поэтому предлагаю ребятам для рассматривания различные картинки, плакаты, пиктограммы, презентации.

Трудовое воспитание детей будет более эффективным при использовании средств художественной литературы. В первую очередь речь идёт о фольклоре. Он всегда вносит в занятие эмоциональную ноту. Нельзя научить ребёнка трудиться, используя потешку, пословицу или загадку, однако с помощью этих фольклорных жанров можно вызвать у дошкольника интерес к трудовой деятельности, стремление быть похожим на того, кто работает, помочь детям понять важность труда для общества.

Правильная организация трудовой деятельности дошкольника — основа его полноценного развития. Ребёнок чувствует свою ценность, возможность принести пользу окружающим. В процессе труда происходит усвоение полезных знаний о предметах и материалах, их назначении и использовании. Что касается воспитанников средней группы, то их более привлекает сам трудовой процесс, нежели его результат. И задача педагога — создать атмосферу сотрудничества, максимально заинтересовать детей этой деятельностью, сделать так, чтобы она приносила им большое удовольствие.

Список литературы:

1. Л. В. Куцакова, Нравственно-патриотическое воспитание ребенка дошкольника, Москва, 2004г. ;

2. Т. С. Комарова, Л. В. Куцакова, Л. Ю. Павлова, Трудовое воспитание в детском саду, Москва, 2006г. ;

3. С. А. Козлова, Нравственно-трудовое воспитание дошкольников, Москва, 2002г. ;

4. Т. А. Маркова, Воспитание трудолюбия у дошкольников, Москва, 1991г. ;

5. Р. С. Буре Нравственно-трудовое воспитание детей в детском саду, Москва, 1987г.

6. Буре Р. С., Година Г. Н. Учите детей трудиться. Москва, 1983г.

Публикации по теме:

Развитие детской инициативы и самостоятельности, посредством преобразования развивающей предметно-пространственной средыРазвитие детской инициативы и самостоятельности, посредством преобразования развивающей предметно-пространственной среды Большую роль в развитии детской инициативы и самостоятельности в настоящее время отводят среде, в которой находится ребенок. В этом году.

Развитие познавательной активности у детей дошкольного возраста посредством проектной деятельности (опыт работы) «Дети должны жить в мире красоты, игры, сказки, музыки, рисунка, фантазии, творчества. Этот мир должен окружать ребенка и тогда, когда мы.

Опыт работы «Лэпбук как средство речевого развития дошкольника посредством театрализованной деятельности»Опыт работы «Лэпбук как средство речевого развития дошкольника посредством театрализованной деятельности» Выполнил воспитатель: Цурган Анжела Вячеславовна; ГБОУ СОШ № 3 СП "Детский сад № 6"г. Сызрань. Лэпбук -это тематическая, самодельная, интерактивная.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Воспитание инициативы и самостоятельности дошкольников посредством трудовой деятельности. Опыт работы
Опубликовано: 17 февраля 2025 в 16:59
+11Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Воспитание инициативы и самостоятельности дошкольников посредством трудовой деятельности. Опыт работы» (включая файлы) размещена пользователем Нечаева Ксения Андреевна (УИ 2400927) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев
Календарь
21 февраля 2025 пятница
Родной язык - народа достоянье!
Идем на экскурсию!
22 февраля 2025 суббота
Президент подписал закон о ратификации Договора о дружбе, сотрудничестве и взаимной помощи между РФ и ДНР



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД