Гаврилова Наталья
Воспитание и развитие ребенка с синдромом Дауна
▼ Скачать + Заказать документы
«Потребность в родительской любви не только самая сильная из всех человеческих потребностей, но и самая длительная….».
Роль семьи значима для ребенка любого возраста. Каждый участник взаимодействия интерактивен: он постоянно влияет, воздействует на других членов семьи. «Поэтика отношений» между самыми близкими родственниками становится как условием психического благополучия, так и источником психотравм друг для друга. В настоящее время методологической основой клинико- психологических исследований семьи чаще всего являются представления о ней как о социальном пространстве, в котором по-разному выстраиваются эмоциональные отношения. Важно понять, в чем состоит триггерный механизм возникновения психологических проблем. Точкой отсчета объективно может стать заболевание ребенка или рождение ребенка с ограниченными возможностями здоровья. Сегодня мы более подробно рассмотрим особенности детско-родительских отношений в семье с ребенком с синдромом Дауна.
Публикация «Воспитание и развитие ребенка с синдромом Дауна» размещена в разделах
- Воспитание детей. Материалы для педагогов
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Синдром Дауна. Развитие и обучение солнечных детей
- Темочки
В повседневной жизни родители детей с синдромом Дауна сталкиваются с множеством проблем. С одной стороны, они испытывают трудности при выборе воспитательных и образовательных средств воздействия на своих детей, а с другой глубокие, внутренние психологические проблемы, обусловленные рождением в семье «солнечного» ребенка.
Рассмотрим психологические конструкты, характеризующие детско-родительские отношения в семьях, воспитывающих детей с синдромом Дауна. Одна из распространенных типологий делит семьи на гармоничные и дисфункциональные:
В гармоничной семье быстро и адекватно реагируют на изменение внешней и внутренней ситуации, результат позитивное изменение в семье, рост и креативность ее членов; в таких семьях притяжение между родителями; подсистемы имеют четкие границы.
Дисфункциональная семья, это семья, которая не обеспечивает личностного роста каждого из своих членов. Это семейные системы, которые пытаются сохранить привычные стереотипы взаимодействия вне зависимости от изменения внешних условий; родительские позиции неадекватны, утрачивают гибкость, становятся повышенно устойчивыми, неизменчивыми.
Остановим свое внимание на гармоничной семье. Здесь родители, подошедшие к вопросу воспитания детей очень серьезно, добиваются значительных результатов по интеграции своего «особенного ребёнка» в социуме. Семья оказывает всестороннюю поддержку и обеспечивает процесс познания окружающей действительности, приобщая к навыкам работы и культурным ценностям. Воспитание детей происходит в атмосфере любви и доброжелательности, уважительного отношения к ребёнку, что позволяет ему сформировать достойное видение себя в социуме. И так, в семье появился ребенок с синдромом Дауна, для эффективных детско-родительских отношений необходимо выявить и устранить такие сопутствующие заболевания как : врожденный порок сердца, если плохо работает сердце, значит кислород недостаточно поступает в мозг; проверить слух, как правило выявляется кондуктивная тугоухость, зрение, в основном это дальнозоркость. Родителям стоит уделить особое внимание раннему развитию, применять такие методики, как: Доман, раннее развитие рекомендованное БФ Даунсайд ап, важно скомпенсировать слабость мешечного аппарата на раннем этапе и эффективно наращивать нейронные связи. Детей с синдромом Дауна необходимо всему учить, у них очень низкая познавательная активность, связано это со слабостью мозговых нейронов. Порой на обучение элементарному навыку,положить мяч в определенное отверстие,уходит от 1-6 месяцев и здесь важно искоренить мысль рутинности занятий с ребенком. Уже на раннем этапе важно сотрудничать со специалистами. Могут оказать положительное влияние на состояние ребёнка занятия с дефектологом, логопедом, психологом. Грамотный психолого-педагогический маршрут поможет избежать пробелы в будущем. Для гармоничных детско-родительских отношений важно понять, ваш ребенок не болен, у него набор факторов, которые при систематических занятиях успешно компенсируются.
Стоит наладить общение с другими родителями, которые имеют детей с таким же синдромом. Это прекрасная возможность перенять особенности воспитания детей и поделиться уникальным родительским опытом. Личные контакты, телефон или Интернет сделают возможным доступ к накопленному опыту других семей, а также смогут обеспечить моральную поддержку и взаимопонимание, которую не часто встретишь в современном обществе.
Очень полезно детям с синдромом Дауна бывать в коллективе сверстников. Ориентируясь на комфорт ребёнка, это может быть как специализированное учреждение, так и обычный детский сад.
Родителям же необходимо освободиться от чувства вины, ведь в рождении такого ребёнка никто не виноват. А все усилия стоит направить на восстановление собственных сил, воспитание детей и раскрытие их потенциала.
Говоря о потенциале детей с синдромом Дауна, необходимо помнить, что у них гораздо больше общего с обычными детьми, чем можно было бы подумать. Такие дети могут иметь друзей, помогать по хозяйству, кататься на велосипеде, сочувствовать и сопереживать. Они очень добры, открыты и бесхитростны, но стоит отметить, что этому способствует воспитание и психологический комфорт в гармоничной семье.
Родителям и специалистам необходимо помнить, что сильной стороной ребенка с синдромом Дауна является отличное зрительное и тактильное восприятие (им важно смотреть на объект и трогать его, поэтому обучение должно строиться с обязательным учетом этих факторов. Стоит максимально направить усилия на развитие мелкой моторики рук с помощью обучения ребёнка письму, рисованию, игре на музыкальных инструментах, что в свою очередь будет способствовать дополнительному развитию мозга.
Еще одна особенность детско-родительских отношений, это положительное влияние родителей на развитие самостоятельности ребенка. По мере взросления ребенка с синдромом Дауна усиливается его стремление приобрести уверенность в себе. Для того чтобы сформировать уверенность, необходимо на каждом возрастном этапе давать посильные задания: Налить воду в стакан, помыть после прогулки игрушки, вымыть посуду, сделать салат, сходить в магазин за хлебом и т д Для того, чтобы жить в обществе, дети с синдромом Дауна должны достичь определенной степени понимания жизни. Они должны знать, как вести себя за пределами дома и как взаимодействовать с людьми, где бы это ни происходило. Эти основные модели поведения закладываются в семье. Следует особо обратить внимание на период полового созревания. Для комфортных детско-родительских отношений необходимо научить ребенка с синдромом Дауна корректно называть части генеталий. Когда у него есть точный словарь для обозначения интимных частей тела, ему легче будет сказать и о случаях насилия, если таковые возникнут. К тому же словарь помогает ребенку точно и достоверно описывать то, что с ним происходит во время болезни. Одно НО: знакомство с интимными частями тела нужно проводить в отдельных местах, например, когда ребенок принимает ванну или переодевается в своей комнате. Когда тело изучили, необходимо рассказать ребенку о том, что интимные части не принято открывать в общественных местах. Родителю стоит поощрять естественную скромность ребенка, заворачивая его после душа в полотенце и переодевая только в приватных местах.
Развитие ребенка с синдромом Дауна в огромной степени зависит от семейного благополучия, участия родителей в его физическом и духовном становлении, правильности воспитательных воздействий. В связи с этим необходимо проводить целенаправленную работу с родителями, в первую очередь, с матерями. Эта работа должна включать обследование внутреннего состояния матерей, выявление наиболее трудных в психологическом плане моментов в жизни семей, оказание консультативной и практической помощи. Необходимо, чтобы родители не оставались один на один со своей бедой, чтобы инвалидность ребенка не становилась только личным делом семьи. Родители детей-инвалидов должны поверить в свои силы и активно совместно решать насущные проблемы своих детей и своей семьи.
В настоящее время оказание психолого-педагогической помощи семьям, воспитывающим детей с отклонениями в развитии, становится все более актуальным. Опыт многочисленных исследований показывает, что систематическая работа с родителями, имеющими детей с ограниченными возможностями, помогает решить задачи по повышению социального и психологического статуса родителей, оптимизации отношений в диаде мать – ребенок и гармонизации семейного климата.
Учитель-логопед Гаврилова Н. Е.
Учитель-логопед Юдина Ю. В.