Нина Холдырчева
Духовное воспитание дошкольников на основе православных праздников «Праздник Входа Господня в Иерусалим»
▼ Скачать + Заказать документы
Программное содержание:
Образовательные: продолжать знакомить детей с событием Входа Господня в Иерусалим.
Развивающие задачи: способствовать развитию интереса детей к традициям подготовки к празднованию Вербного воскресенья, Пасхи. Развивать интерес к народным и православным праздникам, учить понимать их смысл.
Публикация «Духовное воспитание дошкольников на основе православных праздников „Праздник Входа Господня в Иерусалим“» размещена в разделах
- Вербное воскресенье
- Воспитание детей. Материалы для педагогов
- Народные, фольклорные праздники. Сценарии, развлечения
- Православие. Основы православной культуры, праздники
- Сценарии праздников. Развлечения, досуги, утренники
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» декабрь 2016
Воспитательные задачи : поддерживать в детях радостное ожидание праздника Пасхи, воспитывать любовь и благоговейное отношение к Богу. Прививать детям чувство любви и уважения к культурным ценностям и традициям русского народа. Воспитывать нравственные чувства путем приобщения детей к культуре русского народа. Воспитывать у детей интерес к культурно-историческому прошлому.
Материал к занятию: Икона «Входа Господня в Иерусалим», икона «Распятие Христа», иллюстрация «Освящение вербы в церкви»; букетик вербы в вазе, интерактивная доска, презентация со слайдами; лестница «Великий пост»; мольберт, комочки ваты, клей, кисть для клея, тарелочки на каждого ребенка, альбомный лист, веточка вербы.
Методы и приемы:
Чтение отрывка из стихотворения А. А. Фета «Уж верба вся пушистая».
Беседа о празднике Вербное воскресенье.
Рассматривание иконы «Вход Господень в Иерусалим».
Чтение стихотворения Е. Санина о распятии Христа.
Рассказ о праздновании Входа Господень в Иерусалим в России.
Чтение стихотворения Т. Шорыгиной «В России пальмы не растут».
Традиции, приметы, пословицы и поговорки о праздновании Вербного воскресенья.
Продуктивная деятельность: аппликация «Верба».
Подведение итогов.
Предшествующая работа:
Рассматривание иконы «Вход Господень в Иерусалим», беседа об истории возникновения праздника; аппликация «Верба» из разного материала; «построение лестницы» Великого поста, беседа о Великом посте; чтение стихотворений и рассказов о праздновании Вербного воскресенья.
Ход непосредственно образовательной деятельности: (показ иллюстрации веточек вербы)
(Слайд № 1. Верба цветет)
Уж верба вся пушистая
Раскинулась кругом.
Опять весна душистая
Повеяла крылом…
- О каком времени года говорится в стихотворении?
- О весне.
-Может быть, кто-то знает, кто написал эти стихи? (Ответы детей.)
- Эти замечательные стихи написал великий русский поэт 19 века А. А. Фет.
(Слайд № 2. Портрет А. А. Фета).
Фета называют мастером пейзажной лирики. Свое восхищение картинами природы в разное время года он отражал в своих стихотворениях.
- Ребята, а кто помнит, какое дерево в наших краях зацветает раньше всех других деревьев?
- Верба.
- В народе говорят: «Верба расцвела - значит, весна пришла! (Слайд № 3. Верба растет по берегам рек).
- А знаете ли вы, какой праздник отмечают православные христиане весной, связанный с вербой? (Ответы детей.)
- А кто помнит, когда отмечается Вербное воскресенье? (Ответы детей.)
(Вербное воскресенье православная церковь отмечает за неделю до Светлой Пасхи - через 6 недель после Чистого понедельника.)
Показ «лестницы» Великого поста.
-Если посмотреть на нашу «лестницу Великого поста», то на какой ступеньке мы с вами окажемся в этот день?
-На 6-ой.
-Церковное название этого праздника звучит так : «Вход Господень в Иерусалим».
- А как вы думаете, кто такой Господень?
– Иисус Христос.
(Слайд № 4. «Вход Господень в Иерусалим»).
- Давайте рассмотрим икону праздника и найдем на ней Спасителя.
-На ослике едет Иисус Христос, а за ним его ученики.
-Как вы думаете, с какой целью Иисус Христос входит в Иерусалим?
- Для празднования Светлой Пасхи.
Чтение стихотворения Е. Санина:
Одеждою и пальмами
Украшена дорога.
Какое ликованье!
Какая благодать!
Торжественно, со славою
Встречают люди Бога,
Чтобы потом его
Распятию предать!
-Кто помнит, почему именно ослика привели к нему его ученики, а не коня?
-Если бы Христос въехал на коне, то это означало бы, что он пришел в Иерусалим с плохими намерениями.
- Вход Господень в Иерусалим на ослике был символом мира. Но, несмотря на это, священники ветхозаветной церкви были полны зависти и злобы к Христу, решили его убить, распять на Кресте.
(Слайд № 5. «Распятие Христа»)
Спасителю одному было ведомо, что после этого его ждут тяжелые испытания во имя спасения человечества - неделя Его страданий. Неделя до Пасхи - это и есть Страстная неделя. Каждый день в Страстной неделе считается Великой. И все верующие соблюдают строгий пост в это время.
Один из его учеников, Иуда, предает Спасителя, отдает в руки священникам ветхозаветной церкви.
В пятничный день Христа распяли. В воскресенье, в день Великой Пасхи, Бог воскресил Его и поднял на небеса.
(Слайд № 6. «Вознесение Христа»)
- С какими словами у православных христиан принято приветствовать друг друга в день Пасхи?
-Христос воскрес!
-А что отвечают на это?
-Воистину воскрес!
-Праздник «Вход Господень в Иерусалим» в Великую Русь пришел в 10 веке и стал называться Вербным Воскресеньем.
(Слайд № 7. Люди идут в церковь).
-Посмотрите, как люди идут в церковь в праздник Вербного воскресенья.
-Как вы считаете, почему на Руси праздник Входа Господень в Иерусалим называется Вербное Воскресенье? (Ответы детей.)
(В России за неделю перед Пасхой обычно еще холодно. Деревья только готовятся отойти ото сна, до зеленых листиков еще очень далеко. И лишь верба выпустила из своих почек на веточках бело-серые пушистые живые шарики).
-Почему же у нас в России используют ветки вербы, а не пальмы? (Ответы детей.)
-Послушайте стихотворение Т. Шорыгиной
«В России пальмы не растут».
(Чтение стихотворения Т. Шорыгиной)
Нет в России пальм зеленых,
Лишь березоньки да клены,
Да пушится над водой
Верба веткой молодой.
Верба ветки дарит нам-
Отнесем их в Божий храм,
И под колокольный звон
Их положим у икон.
-Ребята, а что вы знаете о празднике Вербное воскресенье? (Ответы детей.)
- Издавна существовали традиции, связанные именно с этим праздником. Как вы думаете, какая была самая главная традиция
(Слайд № 8. Люди на Службе в церкви.)
- Освящение веточек вербы. Верующие люди приходят в церковь в этот праздник, чтобы постоять на Службе с зажженными свечами, помолиться. (Ответы детей.)
- Еще одна традиция - хранить освященные ветки вербы целый год, их ставили… (за иконы).
-По традиции, верба, освященная в этот праздник, наделялась магическими свойствами. Детишек хлестали веточками вербы, приговаривая: «Не я бью, верба бьет!»
Физкультминутка
Русская народная игра «Займи место».
Сейчас мы с вами поиграем в русскую народную игру «Займи место». Нам для этой игры нужен водящий, с веточкой вербы в руке. Остальные образуют круг. Водящий ходит за кругом и говорит:
С вербой, с вербой
Иду за тобой.
Коснусь вербой,
Беги за мной. Хоп!
Сказав «хоп», водящий ударяет веточкой по спине одного из игроков. Тот, кого ударили, устремляется по кругу навстречу водящему. Кто раньше обежит круг, занимает свободное место, а оставшийся становится водящим.
Продуктивная деятельность.
Аппликация «Верба».
- Существуют народные приметы, касающиеся праздника :
1. Веточки вербы защищают дом от пожаров, наводнений, урагана.
2. Расцветающее дерево может передать здоровье, силу, красоту всем, кто его коснется.
3. В каком направлении дует ветер в Вербное воскресенье, такое и будет преобладать в течение года.
-В вербное воскресенье люди приветствовали друг друга со словами: «Будь большой, как верба; здоров, как вода; богат, как земля!»
Пословицы и поговорки о вербе.
1. Где вода, там верба,
а где верба, там и вода.
2. Верба распутицу ведет, гонит с реки последний лед.
3. На вербу - сани покинь, телегу подвинь.
4. На вербной неделе мороз - яровые хлеба хороши будут.
5. Без вербы не весна.
6. С вербой и зиме не сладить.
7. Увидел на вербе пушок – и весна под шесток.
Подведение итогов:
- Ребята, о чем мы с вами сегодня говорили?
- Что интересного узнали?
- Что больше всего вам понравилось?
- Молодцы, ребята! Вы все были сегодня такие активные.