Елена Голубева
Воспитание детей дошкольного возраста с учетом их гендерных особенностей
▼ Скачать + Заказать документы
Обращение к гендерному аспекту в образовании обосновывается существованием ряда проблем: снижение уровня здоровья мальчиков и девочек, притупление или потеря чувства гендерной принадлежности, повышение неадекватности форм поведения среди молодежи. Наиболее благоприятным возрастным периодом для начала гендерного воспитания является младший дошкольный возраст. Если мы хотим воспитать мужчин и женщин, а не бесполых существ, растерявших преимущества своего пола, то мы, педагоги и родители должны помочь ребенку раскрыть те уникальные возможности, которые даны ему своим полом от природы.
Публикация «Воспитание детей дошкольного возраста с учетом их гендерных особенностей» размещена в разделах
Что же такое гендер? Понятием гендер современная наука обозначает совокупность социальных и культурных норм, которые общество предписывает выполнять людям в зависимости от их биологического пола. Но не биологический пол, а социокультурные нормы определяют в конечном счете психологические качества, модели поведения, виды деятельности, профессии мужчин и женщин. Быть в обществе мужчиной и женщиной означает не просто обладать теми или иными анатомическими особенностями - это означает выполнять предписанные нам гендерные роли.
В более узком и точном значение "гендер"- это заданный обществом определенный стандарт мужского и женского поведения, и при таком подходе гендеров не два, а гораздо больше. В частности, в Тайланде распознается пять гендеров, включая катой (мужчины, сменившие пол на женский) и два гендера лесбиянок, отличающихся мужским (маскулинным) и женским (феминным, а у чукчей, например, до конца ХХ века различались мужчины-гетеросексуалы, носившие женскую одежду, мужчины-гомосексуалы, также носившие женскую одежду, женщины-гетеросексуалки и женщины, носившие мужскую одежду. Все это---разные гендеры.
Гендерные стандарты - одна из основ современной цивилизации. Неверно утверждать, что гендерные установки "навязывются" обществом, а люди им сопротивляются. Нет, гендерные стандарты по большей части встречают повсеместную поддержку. Женщины обычно хотят выйти замуж не просто за существо мужского пола, а за настоящего мужчину. Аналогично, и мужчинам нужна не просто кукла женского рода, а милая, добрая и красивая женщина. Чтобы происходило именно так, заботливые родители воспитывают мальчиков как мужчин, а девочек - как женщин. При этом считают полезным донести до девочек мысль о том, что женщины не должны замыкаться в узком кругу "женских дел" и домашних обязанностей, что они могут выбирать себе те занятия, которые их заинтересуют и осваивать их. Аналогично, если мужчины добавят себе те способности, которыми обычно владеют женщины - это также обогатит их внутренний мир.
Почему же все-таки гендерное воспитание уместно в детском саду, когда малыш совсем еще мал и не думает о столь далеком будущем? Именно в этот период активного познания окружающей среды и новых людей закладываются основы мировоззрения. Именно тогда, когда ребенок начинает осознавать различия полов и их функций, его необходимо настроить на адекватное понимание своей сущности. Естественно, такой воспитательный подход предполагает учет самых разных аспектов – эстетических, физиолого-гигиенических, педагогических, морально-этических.
Мы работаем с детьми разновозрастной группы с круглосуточным пребыванием, и это накладывает определенную специфику организации воспитательно-образовательного процесса в целом. Мы стараемся использовать дифференцированный подход к детям в процессе непосредственно образовательной деятельности: девочкам чаще даем шаблонные задания и тщательно проговариваем цель и инструкции, а мальчикам предлагаем поисковую работу по тому или иному принципу, не оценивая их поведение в процессе решения поставленной задачи. На физкультурных занятиях предлагаем разные типы упражнений и нагрузки, так как содержательная сторона двигательной деятельности имеет свою специфику в зависимости от пола. У девочек двигательные предпочтения отдаются играм с мячом, со скакалкой, упражнениям в равновесии, танцевальным упражнениям, а у мальчиков – движениям скоростно-силового характера. В ходе познавательной деятельности изучаем особенности полоролевого поведения на основе русского фольклора и обычаев, а также с опорой на семейно-бытовую культуру.
Поскольку дети разных полов имеют специфические интересы, гендерное воспитание в детском саду реализуются в особом подходе и к созданию предметно-развивающей среды. Поэтому для игр предлагаем разные оформления пространства с игрушками для разного пола. В условиях группового помещения нет возможности учесть индивидуальные интересы каждого ребенка, но, например, стены, вдоль которых размещаются игровые зоны для девочек и мальчиков, должны быть светлыми, но могут быть разными, органично сочетаясь по цвету: для девочек предпочтительна окраска в розовые, палево-золотистые, слегка размытые оттенки цветов, которые создают атмосферу легкости, нежности, изящества; для мальчиков – более сдержанная гамма: серебристо-сине-голубая в сочетании со слегка размытыми оттенками желтого и оранжевого цветов.
При распределении трудовых поручений также обязателен учет гендерного признака : девочкам даем работу, требующую аккуратности - вырезание снежинок, уход за растениями, а мальчикам – задания, требующие физической силы - хозяйственная деятельность, моделирование, конструирование.
Гендерное воспитание в детском саду проявляется также в подходе к привитию гигиенических навыков. Дети посещают туалетные комнаты с разными табличками, позволяющими определить, кому можно входить в данную дверь, а кому - нет. Хочется также отметить, что с медицинской точки зрения, мальчики и девочки развиваются разными темпами, поскольку за организацию деятельности у них отвечают неодинаковые участки мозга.
В связи с этим гендерное воспитание в детском саду - не очередная модная тенденция, а необходимый для гармоничного развития личности подход. Итогом такого образовательного процесса является получение знаний о социальных ролях мужчины и женщины, высокий уровень культуры поведения и отсутствие психологических комплексов.