Людмила Болотина
Воспитание чувства ответственности в семейном кругу
▼ Скачать + Заказать документы
Вашему ребенку предстоит жить и трудиться в коллективе: сегодня в детском саду, завтра – в школе, а затем – в институте, на производстве. Будет ли он хорошим товарищем, как он станет относиться к своим обязанностям, к окружающим, каким образом будет строить отношения с людьми – с позиций собственного «я», «мое» или «мы», «наше», - над этими вопросами надо думать уже сейчас.
Темочки:
Все родители понимают, что ближайшая перспектива в воспитании ребенка дошкольного возраста – подготовить его к школе. Однако не все отдают себе отчет в том, что подобная подготовка будущего первоклассника заключается не только в овладении им суммой знаний, умений и навыков, но и в своевременной выработке положительных навыков общения со сверстниками. Найти место в коллективе, быть признанным другими ребятами – жизненная потребность каждого ребенка. Ведь от этого зависит его эмоционально-психологический комфорт. Вот почему один из критериев правильно взятой линии воспитания в семье – это стремление родителей формировать у ребенка черты будущего коллективиста.
К сожалению, случается, родители ставят своего ребенка в условия, при которых он становится пассивным объектом их забот и внимания, потребителем всех семейных благ. Взрослым и невдомек, что, ставя малыша в особое положение, они наносят урон нравственному развитию ребенка. Привыкший к особому положению в семье, он и в отношениях с ребятами проявляет себя как диктатор, способный лишь подчинять и властвовать, что, естественно, делает его неуживчивым в детском обществе.
Но ошибочно думать, что первые коллективные навыки ребенок приобретает в обществе сверстников. Ведь малыш приходит в детский сад, уже имея определенные представления об отношениях с окружающими: он – в центре внимания, его желания – закон для других. С таких позиций ребенок пытается строить отношения со сверстниками и в детском саду: «Я первый!», «Это мое», «Не дам!», «Буду – не буду» и т. д. И напрасно рассчитывают родители на то, что детское общество, как по мановению волшебной палочки, сможет излечить все эти недуги.
Как бы ни старался педагог сформировать в ребенке коллективные навыки, они не станут прочными, если в семье он продолжает занимать центральное место. Ребенок приобретает от близких жизненный опыт и способы поведения, занимает ту позицию в системе семейных отношений, которую ему отводят взрослые.
Первый коллектив в жизни ребенка – это семья. В этой связи на родителей ложится особая ответственность за создание таких внутренних семейных отношений, которые бы характеризовались равноправием всех его членов, в том числе и самих маленьких. Там, где ребенок равноправный (а не особенный) член семьи, где он причастен к ее делам, разделяет ее заботы, выполняет (в меру своих возможностей) определенные трудовые и моральные обязанности, там создаются более благоприятные условия для формирования в нем коллективистских черт, активной позиции.
В семье ребенок доходит до понимания, что такое права и обязанности каждого – и больших, и маленьких. Он повседневно убеждается, что в семье существуют какие-то правила (а они обязательны и для него, от соблюдения которых во многом зависит совместимость удобств и интересов каждого. Не подчиняться же этим правилам просто невозможно, так как все выходящее «из ряда вон» дружно осуждается: «Ты видел, чтобы кто-либо из нас поступал так?», «Если всем нельзя, значит и тебе тоже», «Всем поровну». Многое в поведении ребенка определяется «общественным» мнением семьи. И чем дружнее семья, тем весомее ее коллективный авторитет.
Полезно использовать любую ситуацию, в которую ребенок поставлен перед необходимостью подчиняться правилам общежития. Например, «Взрослые отдыхают – не шуми», «С игрой придется повременить: будем убирать квартиру, а ты будешь помогать», «Заболела мама, поэтому твой день рождения переносится до ее выздоровления» и т. д и т. п. Все это создает чувство сопричастности к семейным событиям и ответственности перед старшими, перед существующими традициями. Так, понятия «я», «мое» расширяются до понимания «мы», «наше». Если же ваш ребенок растет в атмосфере семейного равенства, то ему и в голову не придет, что «главное внимание», «лучшее место», «первый кусок» принадлежат только ему.
Воспитание разумных потребностей у ребенка – одно из важнейших условий приобретения коллективистских черт. Человек, у которого не сформирована способность к самоограничению, самодисциплине, не выработано умение управлять своими желаниями, рано или поздно вступает в противоречие с общественными требованиями: он остается неподготовленным к тому, чтобы хорошо учиться, соблюдать правила общежития, добросовестно работать, приносить пользу людям.
Важно, чтобы уже сейчас вся система воспитания была направлена на формирование в ребенке чувства ответственности за свои поступки, умения уважать общественное мнение семьи, считаться с ее материальными возможностями, участвовать в общих заботах и делах старших.
Разумное равенство всех членов семьи – непременное условие в усвоении ребенком очень важного понятия: я не один на свете, рядом со мной отец, мать, бабушка, брат, сестра – у них также есть свои желания, с которыми приходится считаться. У брата и сестры одинаковые права на любовь и внимание родителей, на лакомства и удовольствия. У растущего человека не должно складываться представления о том, что на правах маленького он может пользоваться преимуществами за счет других членов семьи, что родителям положено пользоваться малым.
«Для других» и «о других», а не «для себя» и «о себе» - это должен усвоить ребенок с малых лет в семье. Попытайтесь с этих позиций посмотреть на своего ребенка – сумели ли вы заложить в нем эти начала?
Может ли он, к примеру, отказаться от покупки дорогой игрушки, если вы не имеете возможности приобрести ее немедленно? Умеет ли беречь отдых взрослых, не нарушая шумными играми общего покоя семьи? Может ли по собственной инициативе проявить заботу о близких, хотя бы в каких-то мелочах: поднести хозяйственную сумку, уступить удобное место возле телевизора, спросить вас о самочувствии?
Побуждать в детях стремление быть полезным, делать доброе для других! Если ребенок может по собственной инициативе поступиться чем-то своим ради другого, то можно считать, что вы заложили первый кирпичик в фундамент будущего коллективиста.