Кулибаба Елена
Воспитание бережливости посредством реализации социально значимых экологических проектов
▼ Скачать +Заказ
Воспитание бережливости посредством реализации
социально значимых экологических проектов
(из опыта работы МБДОУ МО г. Краснодар «Детский сад № 85»)
Коллектив авторов- воспитатели Шишкина В. В., Кулибаба Е. О., Харалампиди Е. Г.
Публикация «Воспитание бережливости посредством реализации социально значимых экологических проектов» размещена в разделах
- Бережливость. Бережливые технологии
- Проекты. Проектная деятельность
- Экология, экологическое воспитание, природа
- Темочки
Внедрение технологий бережливого образования в нашем детском саду организуется через различные формы работы: социально-значимые экологические проекты, уроки бережливости, природоохранные акции, трудовые десанты и др., что способствует формированию бережливого сознания дошкольников, бережливого отношения к вещам, книгам и предметам, своему рабочему месту. На протяжении нескольких лет в детском саду осуществляют свою деятельность мастерские, в которых принципы бережливого образования являются ведущими – это мастерская «Берегиня», «Зелёная аптека», «Бумажные переделки».
При организации деятельности с детьми стараемся учитывать принцип 5 С. Таким образом, мы приучаем детей с раннего возраста к грамотной организации труда и отдыха, объясняем принципы организации рабочего пространства, прививаем навыки экономии времени, бережного отношения к игрушкам и соблюдению чистоты. У детей, находящихся в атмосфере бережливой среды формируется бережливый стиль мышления, что в последствии становится их образом жизни.
Так, например, в мастерской «Берегиня», ребята изготавливают тряпичных кукол из лоскутков ткани. Здесь ребята учатся экономии материалов, вторичному использованию сырья, а также приучаются содержать в чистоте и порядке свои рабочие места и оборудование мастерской. Кроме того, дошкольники учатся пользоваться инструкционными картами, чётко следуя пошаговой инструкции по образцу. Освоив мастерство, ребята совершенствуют и оттачивают свои навыки на разных кукольных изделиях.
В мастерской «Бумажные переделки» ребята занимаются сбережением природных ресурсов. Здесь дети учатся создавать бумагу из вторичного сырья, осваивают процесс изготовления бумаги в условиях детского сада.
Сбережение и правильное использование природных ресурсов является основной целью и в мастерской «Зелёная аптека». Воспитатели мастерской учат детей не только правилам сбора, хранения и изготовления лекарственных продуктов, но и бережному отношению к природе. Так, например, в экологической игре «Поймай бабочку» дети учатся видеть прекрасное, не причиняя вред насекомым. Во время прогулок по экологической тропе дети наблюдают за разнообразием растительного и животного мира и получают знания о том, как человек должен заботится о природе, и беречь её.
Акция «Книжкина больница» позволяет сберечь старые книги, тем самым продлить им жизнь. Такая забота о книгах с малых лет воспитывает в детях любовь и бережное отношение к книгам.
На протяжении последних двух лет наш детский сад принимает участие в больших проектах по сбору макулатуры. Это краевой эколого-просветительский проект по сбору макулатуры «Чистый Край» и Федеральный эколого-просветительский проект по сбору макулатуры "Бумажный Бум»
В рамках социального партнёрства с организаторами акции мы проводим для детей обзорные экскурсии на предприятия заготовителей и переработчиков макулатуры, обучающие занятия, мастер-классы, игры по ресурсосбережению.
Все материалы представлены на платформе московской электронной школы, ссылки на которые вы видите на слайде. На этом сайте размещены видеоматериалы, обзорные экскурсии, различные познавательные материалы и игры для детей. Так, например, посмотрев экскурсию на завод по производству и переработке бумаги, детям становится понятно, куда попадает макулатура и что из неё делают. А изучив видеоматериал по раздельному сбору мусора, учатся правильно сортировать его.
За время участия в проекте на сегодняшний день в детском саду проведено 4 масштабных экологических практикума по сбору макулатуры. Во время первого сбора общими усилиям собрано 1.028 кг. На вырученные деньги мы посадили саженцы деревьев на территории детского сада.
Первая акция по сбору макулатуры мотивировала детей, родителей и педагогов, благодаря чему во время второго сбора мы собрали 1.415 кг. Итогом акции стало пополнение библиотеки детского сада новыми энциклопедиями.
Третий сбор показал ещё лучший результат – 1.723 кг. В этот раз вырученные деньги пошли в бюджет каждой группы, и ребята вместе с воспитателями сами принимали решение, на что их потратить. Таким образом, учась планировать и расходовать бюджет, получать первичные экономические навыки, азы финансовой грамотности.
Во время 4 сбора мы уже собирали не только бумагу, газеты и картон, но и пластиковые предметы – бутылки, крышки и др. Организованная в детском саду внутренняя соревновательная система, в рамках которой, по итогам сбора определялись и поощрялись победители так мотивировала всех участников, что в этот раз мы собрали 2.900 кг.
Увидев желание ребёнка и интерес к проводимой акции, родители активно отозвались и стали наши партнёрами. Более того, они подключили в помощь своих знакомых, друзей по сбору макулатуры. Образовалась сеть участников, которая вышла за пределы детского сада. За время реализации такого большого и полезного проекта у всех участников сформировалась привычка собирать бумажные отходы, пластиковые крышки в специальный контейнер, как в группе, так и дома. На утреннем круге дети с удовольствием сообщали о том, как сдавали пластиковые отходы, батарейки и пр. с родителями …Табрис, как решили семейным советом разделять сбор мусора и что из этого получается…
Конечно, очень важным моментом является подведение итогов. За время реализации проекта мы озеленили территорию детского сада, пополнив природную зону новыми деревьями и кустарниками; пополнили библиотеку детского сада новыми книгами и энциклопедиями; научили детей экономности и бережливости.
Каждая проведённая акция по сбору макулатуры позволила нам внести свой небольшой вклад в общее дело по сбережению и сохранению нашей планеты.
За хорошие результаты, наши партнёры вручают нам почётные грамоты, подарки и сувениры детям. Так, помимо вырученных денег за собранные в 2020-2021 учебном году 3 тонны макулатуры, нам подарили музыкальную колонку. В этот раз, всем победителям вручили сувениры и подарки.
Таким образом, организованная в детском саду работа по использованию технологий бережливого образования позволяет нам сформировать правильное, в данном случае «бережливое» мышление у всех участников образовательных отношений. То есть сформировать определенную культуру бережливого отношения к ресурсам и материалам, времени и пространству, а также к своему собственному здоровью и здоровью окружающих у воспитанников, родителей, педагогов.