Ушакова Татьяна
Актуальные вопросы экологического воспитания дошкольников «Программы взаимодействия образовательных учреждений и родителей»
▼ Скачать + Заказать документы
Влияние человечества на окружающую среду в настоящее время является одной из самых актуальных глобальных проблем современности. Неблагоприятное состояние экологии требует от людей сознательного, бережного отношения к природе, глубокого понимания отрицательного антропогенного воздействия и поиска эффективных путей решения экологических проблем. Главным фактором решения экологических проблем современности является формирование экологического мировоззрения и повышение экологической культуры общества.
Публикация «Актуальные вопросы экологического воспитания дошкольников „Программы взаимодействия образовательных учреждений и родителей“» размещена в разделах
- Воспитание ребенка. Консультации для родителей
- Работа с родителями. Взаимодействие с семьями
- Экология, экологическое воспитание, природа
- Темочки
Одним из важных направлений в сфере образования нашего государства является экологическое воспитание и образование. И реализация данного направления должна начинаться с раннего возраста, дошкольного периода, так как именно в детстве наблюдается сильное эмоциональное восприятие окружающего мира, формируется бережное отношение к природе.
В настоящее время в отечественной практике дошкольного образования существуют различные программы по экологическому воспитанию.
Программа «Семицветик» (Ашиковы С. Г. И В. И.) предусматривает одновременное экологическое и культурное обучение детей. Она состоит из двух разделов: в разделе «Природа» дошкольники знакомятся с царствами природы: минералы, растения, животные, человек. В разделе «Человек» дети получают знания о национальных героях и деятелях культуры, которые внести вклад в развитие человечества. Авторы программы считают, что экологическое воспитание способствует становлению личности ребенка, учит ценить его окружающий мир, видеть его красоту, формирует этически нравственное отношение к природе.
Программа «Наш дом – природа» (Рыжова Е. А.) ориентирована на воспитание гуманности, развитие активности, творчества, формирование целостного взгляда на окружающий мир, определение своего места в нем. Обучаясь по данной программе, дошкольники получают знания о взаимосвязях в природе, об ответственном отношении к своему здоровью и бережном отношении к природе, приобретают навыки безопасного поведения в быту, принимают участие в деятельности по охране природы родного края. Программа состоит из десяти блоков, посвященных неживой, живой природе, взаимодействию человека и природы. Для того, что повысить заинтересованность детей на занятиях большая роль в программе отведена историям о живой природе и экологическим сказкам.
Программа «Юный эколог» (Николаева С. Н.) предусматривает экологическое воспитание дошкольников и профессиональное развитие педагогов. Большое внимание в рамках программы уделяется практической деятельности, проведению опытов, привлечению детей к уходу за растениями и животными. Полученные экологические знания формируют у ребенка любовь к природе [2, c.137].
Важным условием экологического воспитания дошкольников является работа дошкольного учреждения не только с детьми, но и их родителями. Экологическое воспитание детей дошкольного возраста представляет собой процесс постоянного обучения родителей, нацеленный на повышение экологической культуры семьи в целом. Экологическое просвещение родителей воспитанников является очень важным, но и самым трудным направлением работы учреждений дошкольного образования.
В подавляющем большинстве случаев цели воспитания в детском саду и цели родительского воспитания противоречат друг другу. Основная трудность, с которой сталкиваются педагоги дошкольного образования, - это сформированное экологическое родительское мировоззрение, характеризующееся потребительским отношением к природе. Также современные родители заинтересованы больше в обучении ребенка, а не в его развитии. Работа дошкольных учреждений с родителями по экологическому воспитанию детей должна проводиться непрерывно и поэтапно.
Работа дошкольных учреждений с родителями в области экологического воспитания детей включает в себя предоставление экологической информации и совместную деятельность детей и родителей.
Экологические материалы и информация, предназначенные для родителей, должны быть ярко оформлены, привлекать внимание, заинтересовать и иметь личную значимость. Такой подход, скорее всего, заставит задуматься многих родителей, и даже изменить их экологическое мировоззрение, чем трудно воспринимаемая информация на стендах о проблемах современной экологии, которая носит негативный характер и вызывает неприятие. Наибольший интерес родители проявляют к экологической информации следующего характера:
- характеристика экологической ситуации в городе и районе расположения детского сада;
- материалы и публикации о том, как влияет экология на состояние здоровья детей;
- правила поведения в случаях наступления природных и экологических катастроф;
- обеспечение экологически чистыми продуктами питания;
- информация о комнатных и лекарственных растениях;
- влияние экологического воспитания на развитие личности ребенка [1, c.284].
Очень важно уделять внимание именно совместной деятельности родителей и детей, потому что через нее проявляется воздействие человека на природу. Совместные мероприятия, работа, творчество способствуют сближению детей и взрослых, помогают ребенку приобщиться к миру взрослых, а родителям дают возможность лучше понять своего ребенка.
Совместная деятельность детей и родителей может быть представлена:
- организацией и проведением экологических праздников;
- совместная деятельность на приусадебном участке;
- сбор природных материалов;
- выставка фотографий и рисунков на тему экологии и природы, поделок из природных материалов;
- организация уголка природы в детском саду и совместный уход за ним;
- участие в субботниках, уборке территории детского сада, своего двора, посадка деревьев, изготовление кормушек, организация и проведение других экологических мероприятий и акций;
- экскурсии и походы [3, c.110].
Совместная с детьми деятельность вызывает у самих родителей интерес к природе и экологическим проблемам, а дети, которые постоянно всем интересуются и увлекаются, еще больше активизируют своих мам и пап.
Дети очень любознательны по своей природе, поэтому они проявляют большой интерес к окружающему их миру, включают его элементы в игровую, творческую, трудовую деятельность. Для того, чтобы у ребенка сформировалось положительное представление о природе, правильное отношение к ее объектам и явлениям, родители и педагоги должны уделять большое внимание экологическому воспитанию.
Так как дошкольный возраст считается основополагающим этапом экологического воспитания и образования ребенка, а ведущим видом деятельности в этом возрасте является игра, то игры в экологическом обучении играют очень большую роль. В ходе игровой деятельности дети получают и закрепляют знания о природе, учатся общаться, взаимодействовать с ней и бережно к ней относиться, развивают мышление, воображение, самостоятельность, учатся проявлять свои чувства.
Большую роль в экологическом воспитании дошкольников играет знакомство с творчеством детских писателей, посвящавших свои произведения природе: Паустовский, Пришвин, Сладков, Бианки, а также чтение и заучивание стихов о природе Тютчева, Некрасова, Пушкина, Бунина.
Рационально организованная и систематически проводимая совместная работа педагогов дошкольного учреждения и родителей по экологическому воспитанию детей позволяет :
- сформировать у ребенка правильное представление об окружающем мире, объектах и явлениях природы, взаимоотношениях между ними;
- вызывать интерес к изучению окружающего мира, к наблюдению за природными явлениями, растениями, животными;
- воспитать у детей бережное отношение к природе, привить навыки правильного и безопасного поведения;
- развивать различные способности у детей, подготовить детей к школьному обучению [3, c.112].
Общение ребенка с природой можно рассматривать как различные взаимосвязанные между собой мероприятия, направленные на установление духовного контакта ребенка и природных объектов. Данное общение носит не столько интеллектуальный характер, сколько является этической стороной экологического воспитания, которая приносит радость ребенку, формирует бережное отношение к природе, воспитывает гуманность ко всему живому в окружающем мире.
Список литературы
1. Дерябо С. Д. Экологическая педагогика и психология/ С. Д. Дерябо, В. А. Ясвин. - Ростов-на-Дону: Феникс, 2011. - 480с.
2. Серебрякова Т. А. Экологическое образование в дошкольном возрасте/ Т. А. Серебрякова. - М. : Академия, 2013. - 328 с.
3. Татаренко Л. Е. Система сотрудничества педагогического коллектива с родителями как условие оптимизации экологического воспитания дошкольников/ Л. Е. Татаренко, М. В. Фомовская// Молодой ученый. - 2016. - №23. - С. 108-114.