Трощенко Ирина
Вопросы воспитания духовной личности молодого поколения
▼ Скачать +Заказ
Мы живем в эпоху активных преобразований, когда научнотехнический прогресс заполняет все свободное пространство. Стремительное развитие технологий влечет за собой серьезные последствия. Плоды научного прогресса могут вытеснить духовные ценности, привести к вырождению человечества.
На каком фоне сегодня идёт формирование молодого поколения? Роль семьи в воспитании в настоящее время чрезвычайна низка, у родителей нет времени этим заниматься, среднее специальное учреждение как социальный институт воспитания в современной России испытывают массу трудностей. За ворохом бумаг, за гонкой активизации в соцсетях и новых требований преподаватель часто не успевает качественно учить, что уж говорить о воспитании. Тут же наблюдается кризис и в досуговой сфере, студенты всё чаще предоставлены сами себе, телевидению и особенно необъятномуинтернету, которые и влияют на формирование ценностных ориентаций молодежи. И поэтому перед нами стоит важная задача - используя новые технологии, учить ребят отличать ценное от блестящей мишуры. Развивать духовное богатство каждого студента, прививать любовь к своим близким, своему краю, к родине, помочь стать высоконравственной личностью,
Публикация «Вопросы воспитания духовной личности молодого поколения» размещена в разделах
достойным гражданином своего Отечества.
Необходимо находить время для общения с молодыми людьми,
рассказывать им о живущих или живших рядом людях, которых они знают, которые достигли каких-то высоких целей в жизни. А разве они знают, что командующий фронтом Николай Федорович Ватутин - выходец из простой крестьянской семьи? Рассказать им. А если вместе обсудить книгу Понасенкова Е. Н. «Первая научная история войны 1812 года», которая наделала много шума среди молодежи. Но для этого нам самим нужно прочитать хотя бы отдельные фрагменты из этой книги и объяснить обучающимся, что отечественная война 1812 года не была для французов оборонительной, хотя русские войска и сопроводили наполеоновскую армию до самого Парижа.
Было бы хорошо организовать встречу патриотической и современной песни или посмотреть какую-нибудь молодежную передачу и обсудить ее, рассказать о молодежном движении прошлых лет, опираясь на живые примеры, на участников тех событий, которые знакомы им. Наверное, было бы интересно провести диспут вживую. Взять хотя бы замечательные слова Николая Островского: «Самое дорогое у человека — это жизнь. Она даётся ему один раз, и прожить её надо так, чтобы не было мучительно больно за бесцельно прожитые годы, чтобы не жёг позор за подленькое и мелочное прошлое…» [2]. Узнать, как молодые люди понимают эти слова, что считают ценным в жизни, что значит подленькое, мелочное. А вот слова Николая Некрасова, с которыми наверняка столкнется каждый человек: «Поэтом можешь ты не быть, Но гражданином быть обязан»…
Воспитание патриотизма, нравственности, развитие духовной личности - это сложный процесс, это деятельность всего педагогического коллектива, общественности и родителей. В живом взаимодействии, в разнообразных отношениях с окружающими студент развивается, познает себя, реальную действительность, усваивает связи и отношения между собой и миром, добивается жизненных целей. Воспитание невозможно без активной деятельности. «Воспитание есть организация деятельности», - писал психолог Л. С. Выготский [3].
Преподавателю необходимо изыскивать любую возможность для разговора «по душам» со своими воспитанниками. Важно разговаривать не только о заслугах и победах наших соотечественников в прошлом, но и о том, что происходит в мире сейчас, сегодня, о чем говорят по телевизору, пишут в Интернете, обо всем, что может их волновать. Сколько возможности у педагогов найти контакт с молодыми людьми, сколько душ откроется при совместной работе. Только преподаватель вооруженный самыми современными знаниями, научит воспитанников слышать голоссвоей совести и оставаться людьми во всех жизненных ситуациях.
Несомненно, Российское общество нуждается в осуществлении эффективной государственной политики в области духовно-нравственного воспитания на основе традиционно присущих российской культуре ценностей, от которой напрямую зависит будущее страны, ее сохранение и развитие, экономическое и социальное благополучие российского народа. Именно поэтому одной из поставленных задач национального проекта РФ «Образование» является воспитание гармонично развитой и социально ответственной личности на основе духовно-нравственных ценностей народов РФ, исторических и национально-культурных традиций.