Анна Роженцева
Коммуникативно-творческий проект по развитию речи у детей младшего дошкольного возраста «Волшебный сундучок»
▼ Скачать + Заказать документы
А. А. Роженцева
Волшебный сундучок
коммуникативно-творческий проект
по развитию речи у детей младшего
дошкольного возраста
Автор–составитель А. А. Роженцева, воспитатель муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения «Нововосточный детский сад «Светлячок»
Публикация «Коммуникативно-творческий проект по развитию речи у детей младшего дошкольного возраста „Волшебный сундучок“» размещена в разделах
- Проекты творческие
- Проекты. Проектная деятельность
- Развитие речи. Речевое развитие детей
- Социализация. Социально-личностное и коммуникативное развитие
- Средняя группа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» декабрь 2013
Данный проект направлен на развитие речи у детей младшего дошкольного возраста с использованием малых форм фольклора, воспитание у них любви к устному народному творчеству. Будет полезен воспитателям дошкольных учреждений, педагогам дополнительного образования, родителям.
Паспорт проекта
Образовательная область: Коммуникация
Тип проекта : коммуникативно-творческий.
По характеру контактов: проект «Волшебный сундучок» ориентирован на воспитанников младшего возраста. В реализации проекта принимают участие воспитанники второй младшей группы «Кнопочки», воспитатели МБДОУ «Нововосточный детский сад «Светлячок» и родители воспитанников группы.
По количеству участников: групповой, фронтальный.
По продолжительности: долгосрочный, с 1августа 2012г. по 31 мая 2013г.
Актуальность проекта
В конце 20 века в нашу жизнь начала вливаться огромная лавина заимствованных терминов из иностранных языков, что угрожает языку, а значит и культуре. Дети младшего дошкольного возраста, усваивая родной язык, овладевают важнейшей формой речевого общения - устной речью. Поэтому решение проблемы развития речи детей средствами малых форм фольклора на сегодняшний день имеет особую значимость.
Исследования психологов и практиков показывают, что
устное народное творчество (народные песенки, потешки, пестушки) представляет собой прекрасный речевой материал, который можно использовать, как в организованной образовательной деятельности, так и в совместно-партнерской деятельности детей дошкольного возраста. В. А. Сухомлинский утверждал: «Сказки, песенки, потешки, являются незаменимым средством пробуждения познавательной активности, самостоятельности, яркой индивидуальности».[15]
Взрослые - хранители опыта, накопленного человечеством, знаний, умений, культуры. Передать этот опыт можно не иначе как с помощью языка.
Ценность фольклора заключается в том, что с его помощью взрослый легко устанавливает с ребенком эмоциональный контакт, обогащает чувства и речь ребенка, формирует отношение к окружающему миру, т. е. играет полноценную роль во всестороннем развитии. Ласковый говорок прибауток, потешек, песенок вызывает радость не только у малыша, но и у взрослого, использующего образный язык народного поэтического творчества для выражения своей заботы, нежности, веры в ребенка. [5,15]
Произведения устного народного творчества имеют огромное познавательное и воспитательное значение. Песенки, приговорки, потешки - первые художественные произведения, которые слышит ребенок.
Пословицы и поговорки называют жемчужинами народного творчества; они оказывают воздействие не только на разум, но и на чувства человека; поучения, заключенные в них, легко воспринимаются и запоминаются. Пословицы и поговорки образны, поэтичны, наделены сравнениями. Загадки – это полезное упражнение для детского ума. Сказки являют собой особую фольклорную форму, основанную на парадоксе реального и фантастического. Планомерная работа с детьми по заучиванию русских народных песенок начинается со второй младшей группы. [2,3,4]
По результатам обследования, проведенного в начале года, можно сделать следующие выводы: у детей младшей группы низкий уровень звуковой культуры речи, слабо развит грамматический строй речи, а связная речь почти отсутствует. На среднем уровне показатели сформированности словаря.
Исходя из этого, стало возможным четко наметить проблему, определить тему проекта, его цель и задачи.
Были приняты к сведению пожелания родителей об их участии в реализации проекта.
Цель и задачи проекта
Цель - использование произведений русского народного фольклора для развития речи детей младшего дошкольного возраста.
Задачи:
обучать родной речи с использованием малых форм фольклора;
развивать слуховое внимание, артикуляционный и слуховой аппарат, звукоподражание;
способствовать отражению представлений о фольклоре в разнообразных видах детской деятельности: коммуникативной, игровой, чтении художественной литературы, художественно-творческой;
воспитывать эмоциональную отзывчивость, доброжелательное отношение к окружающим, открытость к общению и сотрудничеству со взрослыми и сверстниками;
совершенствовать систему взаимодействия с родителями в процессе работы.
Методы:
Рассматривание предметов русского народного творчества.
Беседы с детьми.
Дидактические игры.
Настольный театр.
Пальчиковые игры.
Обследования.
Чтение художественной литературы.
Слушание музыки.
Ожидаемые результаты проекта
1. Повышение интереса детей к устному народному творчеству;
2. Использование в своей речи пословиц, поговорок в сюжетно-ролевых играх – потешки;
3. самостоятельная организация народных игр – забав с помощью считалок, загадок, скороговорок.
Возможности проекта для родителей
1. Повышение интереса к использованию малых форм фольклора для речевого развития детей младшего дошкольного возраста в домашних условиях;
2. Участие в проведении праздников, досугов, развлечений.
Возможности проекта для воспитателя
1. Повышение компетентности в использовании произведений русского народного фольклора при работе с детьми младшего дошкольного возраста по формированию уровня звуковой культуры речи, развития грамматического строя, расширение и активизация словаря;
2. Уточнение представлений об особенностях жизни русского народа;
3. Укрепление связи с родителями.
Перечень основных направлений проекта
1. Непосредственно образовательная деятельность по ознакомлению с малыми формами фольклора (проводятся 1раз в неделю) :
Сказки;
Русская изба и ее обитатели;
Народные праздники;
Во саду ли, в огороде;
Пословицы;
Колыбельные песни.
2. Оснащение предметно-развивающей среды :
создание дидактических игр;
изготовление атрибутов к театрализованной деятельности детей и занятий;
оформление методической разработки для использования в работе с детьми: потешки, пословицы, поговорки, загадки.
3. Работа с родителями:
участие в создании мини-выставки декоративно-прикладного искусства;
совместная практическая деятельность родителей и детей;
выставка рисунков «Пасхальные яйца»;
акция «Подари книжку группе»;
родительское собрание «Влияние фольклора на развитие детей младшего дошкольного возраста».
Краткое описание проекта по этапам :
Название проекта : «Волшебный сундучок»
Тип проекта : коммуникативно-творческий.
По продолжительности – долгосрочный, с 1 августа 2012 года по 31 мая 2013 года.
Для реализации проекта разработан план мероприятий, предусматривающий три этапа:
1.08.2012-1.09.2012 На подготовительном, информационно-аналитическом этапе решались задачи организационного характера: определение уровня развития речи и сформированности словаря через диагностирование воспитанников группы, изучение литературы, подбор и систематизация материала для детей и родителей по данной теме, составление плана работы.
1.09.2012 – 15.09.2013. На основном этапе проекта выполнялись задачи, поставленные для достижения цели. Для этого были созданы условия для работы по всем направлениям деятельности с детьми и родителями. Для выполнения намеченного плана проводятся циклы непосредственно образовательной деятельности по теме проекта, досуги, развлечения. Для прослушивания детьми произведений русского народного творчества подобраны потешки, прибаутки, считалки, колыбельные, пословицы и поговорки. Родители пополнят свои знания через предложенную информацию, путем участия в совместной деятельности с детьми.
15.05.2013-31.05.2013 Заключительный этап посвящен подведению итогов работы над проектом, проведение сравнительной диагностики по образовательной области «Коммуникация». Разработка методического сборника для использования в работе с детьми младшего дошкольного возраста.
План реализации проекта
Август
№ Тема
1. Обследование детей 2 младшей подгруппы по определению уровня развития речи и сформированности словаря
2. Подбор и изучение литературы и методических материалов для определения темы проекта, его цели и задач
3. Составление плана работы над проектом
4. Подбор и систематизация материала для детей и родителей по теме проекта
5. Родительское собрание «Влияние фольклора на развитие детей младшего дошкольного возраста»