Эльмира Гиниятуллина
Волшебный мир театра
▼ Скачать + Заказать документы
Если задаться вопросом, какие психологические проблемы наиболее актуальны для людей XXI столетия, то проблема эмоциональной неуравновешенности и ограниченности, агрессии, отсутствия общения займет одно из первых мест.
Сумасшедший ритм современной жизни, обилие разнообразной информации, калейдоскоп событий и лиц, безусловно, оказывает негативное влияние на человека, семью, общество. Взрослые озабочены тем, чтобы их дети успели интеллектуально развиться и буквально с пеленок начали впитывать в себя побольше разнообразной информации. В этом родители видят залог будущей успешности и устроенности своих детей в современном мире. Но зачастую именно стремление родителей к раннему интеллектуальному развитию ребенка приводит к подавлению его естественной эмоциональной активности, что отрицательно сказывается на формировании нервной системы и в целом на развитии здоровья ребенка. Развитие эмоциональной сферы в свою очередь стимулирует работу мозга.
Публикация «Волшебный мир театра» размещена в разделах
- Театр. Театрализованная деятельность
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» февраль 2015
И. И. Павлов писал, что «…главный импульс для деятельности коры полушарий головного мозга идёт от подкорки. Если исключить … эмоции, то кора лишается главного источника силы». Чрезмерная «интеллектуализация» воспитания, «технологизация» нашей жизни привела к тому, что дети чаще общаются с телевизором и компьютером, чем с человеком. Общение между ребенком и взрослыми ограничивается выполнением взрослыми своих основных обязанностей по содержанию ребенка: накормить, одеть. Так часто ребенок является «громоотводом» негативных эмоций взрослых. Не редки случаи, когда ребенок не только не имеет эмоциональной «подпитки» со стороны родителей, но и встречает на своем пути равнодушие, и агрессию. В результате наблюдается его пассивность, замкнутость, неумение сопереживать. Поэтому часто все негативные эмоции ребенок переносит на свое общение со сверстниками.
Одним из целевых ориентиров Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования является «обладание ребёнком установкой положительного отношения к миру, сопереживание неудачам, радость за успехи других, проявление адекватных своих чувств – чувство веры в себя, способность разрешать конфликты».
Данные опроса, проведённого РАН РФ в 2013г., показывают увеличение количества эмоционально неблагополучных детей - 57%; неуправляемых, не умеющих общаться, легко впадающих в гнев или надолго уходящих в себя, замкнутых – 37%.
Ежегодно проводимый, совместно с педагогом-психологом ДОУ, мониторинг развития эмоциональной сферы воспитанников выявил: 33% - легко возбудимые, их эмоции часто становятся причиной дезорганизованности их деятельности. 31% - дети с устойчивым негативным отношением к общению, эти дети стараются держаться обособлено избегают общения. 24% - не уверены в себе, такие дети склонны к беспокойству, тревожности.
Результат опроса родителей воспитанников ДОУ показал, что 97% родителей больше интересует интеллектуальное развитие ребенка, его подготовка к школе. Родители испытывают тревогу по поводу образования и развития ребенка. 94% родителей считают, что их детям предстоит жить в обществе, требующем высокой квалификации, эмоции излишни. 92% родителей не предполагают, что интеллектуальное развитие ребенка напрямую связано с развитием эмоциональной сферы.
Исследованием этого вопроса занимались педагоги и психологи Н. А. Ветлугина, Т. С. Комарова, Т. Г. Казакова, В. И. Петрова, Л. С. Выготский, А. Н. Лонтьев, А. П. Усова, Е. А. Флерина. Многие современные авторы А. В. Запорожец, А. Р. Лурия, Д. Б. Эльконин в своих работах говорят об эффективности развития эмоциональной сферы дошкольника в процессе знакомства с изобразительным искусством, к. п. н. В. В. Вилюнова предлагает музыкально-театрализованный подход.
Театральная деятельность – самый распространённый вид детского творчества, она близка и понятна ребёнку. Входя в образ, он играет любые роли, стараясь подражать тому, что видел, и что его заинтересовало, получая огромное эмоциональное наслаждение. Театрализованные игры позволяют решать многие педагогические задачи, касающиеся формирования выразительности речи интеллектуального, коммуникативного, художественно — эстетического воспитания, развитию музыкальных и творческих способностей. Театральная деятельность помогает развить интересы и способности ребёнка, способствует общему развитию, проявлению любознательности, стремления к познанию нового, усвоению новой информации и новых способов действия, развитию ассоциативного мышления, настойчивости, целеустремлённости проявлению общего интеллекта, эмоций при проигрывании ролей.
В соответствии с ФЗ №273 «Об образовании в РФ», ФГОС ДО (пункт 3.1.6, родители (законные представители) воспитанников должны стать полноправными участниками воспитательно-образовательных отношений. С этой целью, для предупреждения и преодоления трудностей в работе по конструированию, мы решили активно привлекать родителей для решения образовательных задач за пределами непосредственно образовательной деятельности.
Проанализировав работы вышеперечисленных авторов, индивидуальные особенности воспитанников, учитывая результаты мониторинга педагога-психолога ДОО, был разработан проект «Волшебный мир театра».
Цель и задачи проекта
Цель проекта: развитие эмоциональной сферы старших дошкольников в музыкально-театрализованной деятельности.
Задачи проекта:
Создать условия для развития эмоциональной сферы дошкольников в музыкально-театрализованной деятельности;
Разработать перспективный план работы к проекту;
Повысить компетентность родителей в вопросах формирования эмоциональной сферы дошкольников.