Марине Улиханян
Проект по оригами «Волшебный квадратик»
▼ Скачать + Заказать документы
Оригами – искусство складывания из бумаги фигурок – родилось в Японии около пятнадцати веков назад. Сейчас им увлекаются во всём мире и взрослые, и дети. Сегодня оригами переживает очередную волну интереса. Появились новые направления оригами в области его применения. Так, математики открыли множество возможностей для решения геометрических и топологических задач. Архитекторы и строители увидели в оригамном конструировании возможности для создания многогранных структур из плоского листа. Для педагогов оригами уникальная возможность развития тонкой моторики ребенка, что прямо связано с развитием ипрыкыонтеллекта.
Публикация «Проект по оригами „Волшебный квадратик“» размещена в разделах
- Оригами для детей
- Поделки. Мастерим с детьми
- Проекты. Проектная деятельность
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший проект» октябрь 2022
Секрет огромной популярности оригами очень прост – несложные приёмы работы с бумагой и фантазия позволяют создать увлекательный, ни на что не похожий мир, в котором дружно сосуществуют волки и зайцы, коты и мыши. Оригами дают возможность ребенку открыть для себя волшебный мир листа бумаги, превратить его в облака, снег, радугу, животных и т. п., постичь свойства, структуру, насладиться палитрой цветовых гамм, сочетанием комбинаций, различных форм, величин.
Единственный рабочий материал в оригами – это бумага. Бумага самый доступный и самый дешевый материал для творчества. Ребенок знакомится с бумагой раньше, чем с любым другим материалом. Она привычна, легко поддается любым изменениям. А применение для складывания бумаги любого качества, позволяет заниматься оригами всем, не зависимо от социального положения, возраста, образования.
Занятия оригами не требуют особых приспособлений, оборудованного рабочего места. Поэтому может каждый складывать фигурки везде, в любой ситуации. Ведь необходимы лишь руки и лист бумаги. Недолгий путь создания фигурки, особо важен для тех, кому не терпится получить быстрый результат. Ведь уже через несколько минут после начала работы вы держите в руках готовую фигурку. При этом процесс творчества не ограничивается только складыванием. Ведь готовой фигуркой можно поиграть, преподнести её в подарок другу и даже устроить спектакль для детей с бумажными куклами – героями сказок. Создание оригами фигуры похоже на чудо. Только что у вас в руках был лист бумаги. Несколько поворотов… и птица начинает махать крыльями! Или лягушка скачет по столу! Хотите шапочку от солнца? Пожалуйста. Игрушку для сына? Нет проблем! Изящную открытку, подарочную упаковку, бумажную икебану. Всё можно выполнить из листа бумаги, используя древнюю технологию оригами.
Оригами – идеальная дидактическая игра, развивающая фантазию и изобретательность, логику и пространственное мышление, воображение и интеллект.
Долгосрочный проект «Волшебный квадратик» включает в себя не только обучение оригами, но и создание индивидуальных и коллективных сюжетно-тематических композиций, в которых используются изделия, выполненные в технике оригами. В процессе складывания фигур дети знакомятся с геометрическими фигурами, учатся ориентироваться на листе бумаги, делить целое на части, находить вертикаль, горизонталь, диагональ, а затем реконструировать, видоизменять поделки, делать их более нарядными и прочными. Простота и разнообразие приемов обработки бумаги стимулируют творческую активность детей. В ходе занятий они овладевают навыками и культурой труда, у них развивается мелкая моторика пальцев рук, что важно для развития речи и для их подготовки к успешному обучению в школе.
Цель: всестороннее интеллектуальное и эстетическое развитие детей в процессе овладения элементарными приемами техники оригами, как художественного способа конструирования из бумаги.
Задачи: Знакомить детей с основными геометрическими понятиями (круг, квадрат, треугольник, угол, сторона, вершина и т. д., базовыми формами оригами). Формировать умение следовать устным инструкциям. Обучать различным приемам работы с бумагой. Обогащать словарь ребенка специальными терминами. Создавать композиции с изделиями, выполненными в технике оригами. Развивать внимание, память, логическое мышление и пространственное воображение. Развивать художественный вкус, творческие способности и фантазии детей. Развивать мелкую моторику пальцев рук и глазомер.
Воспитывать интерес к искусству оригами. Расширять коммуникативные способности детей. Способствовать созданию игровых ситуаций, расширять коммуникативные способности детей. Совершенствовать трудовые навыки, формировать культуру труда, воспитывать аккуратность, умение бережно и экономно использовать материал, содержать в порядке рабочее место.
Постановка проблемы.
Федеральные государственные образовательные стандарты предусматривают всестороннее гармоническое развитие дошкольников. Данные диагностики выявления уровня развития конструктивных навыков детей 5 года, через наблюдение показали (на начало учебного года, что у 47% - не сформировано, 36% - сформировано частично. 17% - сформировано.
Тема изучения бумаги, конструирования из бумаги по типу оригами и ее применение актуальна.
У детей есть желание и необходимость пользоваться предметами, изготовленными из бумаги. Для этого заинтересовать родителей совместной ручной деятельностью с детьми, вовлечь в выполнение поделок дома, чтобы закрепить знание базовых форм, привлечь к активному участию в обогащении предметно-развивающей среды в группе.
Особенности организации совместной деятельности: долгосрочный проект «Волшебный мир оригами» рассчитан на 1 год (средний дошкольный возраст). Обучение детей происходит на специально-организованных занятиях.
Способ организации детей – подгруппа.
Совместная деятельность проводится 4 раза в месяц, с октября по май, во вторую половину дня, по 20 мин.
Методические приёмы: Беседа, рассказ, сказка, физкультминутка. Показ видео и мультимедийных материалов. Рассматривание иллюстраций. Показ образца выполнения последовательности работы.
Форма работы: тематическая совместная деятельность.
I этап - Подготовительный
Деятельность детей:
Образовательная область «Познание»
1. Знакомство детей с искусством оригами, получение представлений о значении оригами, о его истории.
2. Знакомство детей со свойствами и особенностями бумаги.
3. Расширение знаний об основных геометрических понятиях: угол, сторона, квадрат, диагональ, прямоугольник и т. д.
4. Развитие познавательной активности.
Образовательная область «Социально-коммуникативное»
1. Активное участие каждого ребенка в выполнении поделки.
2. Формирование чувства заботы о природе через бережное отношение к бумажным поделкам.
3. Расширение словарного запаса.
4. Развитие лексической, грамматической сторон речи.
Образовательная область «Речевое развитие».
Развитие звуковой культуры речи.
Деятельность педагога
1. Создание информационной базы (консультации, папки – передвижки, изучение литературы по теме).
2. Создать условия для создания поделок из бумаги.
3. Организовать образовательный процесс через интеграцию игровой и продуктивной деятельности детей.
4. Диагностирование детей
5. Оформление альбома с иллюстрациями поделок оригами, книги о животных.
6. Анкетирование родителей.
Деятельность родителей:
Активизировать роль родителей в развитии творческих способностей у детей
Расширять знания родителей об особенностях развития конструктивных способностей детей и мелкой моторики в процессе работы по оригами.
Способствовать установлению партнерских, доверительных отношений педагога и родителей в вопросах конструирование из бумаги.
II. этап. Практический.
Организация деятельности с детьми, родителями, педагогами по перспективному плану.
Перспективный план работы с детьми
ОКТЯБРЬ
1 неделя
«Что такое оригами»
Цель: знакомить детей с оригами, вызвать интерес к этой технике; рассказывать о правилах оригами, различных сортах бумаги. Учить работе с материалом (бумагой, бережному отношению к бумаге и готовым изделиям; стимулировать в создании игровых ситуаций. Формировать внимание; развивать мелкую моторику рук.
2 неделя
«Весёлый треугольник»
Цель: знакомить с понятием формы, правилами оригами. Формировать аккуратность, учить точности при складывании. Улучшать координацию тонких движений пальцев.
3 неделя
«Наливное яблочко»
Цель: Научить детей находить противоположные углы и загибать их в одном направлении, закрепить выполнение базовой формы треугольник, нахождение и проглаживание линии сгиба, активизировать словарь, вспомнить понятия о геометрических формах, вкусовых свойствах яблок. Развивать внимание, умение повторять действия после показа, память, самостоятельность, мелкую моторику рук. Воспитывать умение выслушивать мнение товарищей.
4 неделя
«Кошечка»
Цель: Закрепить с детьми складывание и название базовых форм. Учить изготавливать туловище и голову отдельно из квадратов. Учить складывать треугольник пополам «косынкой», поднимать уголки от середины длинной стороны, но, не доводя до вершины верхнего угла. Воспитывать аккуратность в работе, внимание.
НОЯБРЬ
1 неделя
«Ёжик»
Цель: Продолжать учить детей складывать квадрат пополам «книжкой». Понимать термины: «верхний угол», «нижний угол». Развивать глазомер детей. Воспитывать бережное отношение к бумаге.
2 неделя
«Собачка»
Цель: Закрепить знания о геометрических фигурах, умение детей складывать квадрат, получая прямоугольник и треугольник. Чётко проглаживать линии сгиба.
3 неделя
«Книжка»
Цель: Учить сгибать прямоугольник пополам, совмещая короткие стороны.
4 неделя
«Вот какая курочка»
Цель: Продолжать учить детей складывать базовую форму воздушный змей, сгибать заготовку пополам, продолжать учить детей пользоваться клеем. Учить детей вгибать острый угол внутрь, и оттягивать его вперёд. Учить детей различать цвета и оттенки, самостоятельно подбирать бумагу.
ДЕКАБРЬ
1 неделя
«Цыплёнок»
Цель: Закреплять знания о домашних птицах. Развивать умение детей делать правильные, четкие сгибы, складывать квадрат по диагонали; продолжать формировать умение выполнять поделки, используя схему. Развивать мышление и пространственное воображение, ориентировка на листе бумаги и в пространстве, развитие мелкой моторики рук. Развивать конструктивное мышление.
2 неделя
«Лягушка»
Цель: Познакомить с изготовлением простейших поделок в технике оригами путём складывания квадрата по диагонали (базовая форма – «треугольник»)
3 неделя
«Теремок и медвежонок»
Цель. Закрепить умение детей создавать изображения по технике оригами,
складывать бумагу в разных направлениях. Воспитывать у дошкольников дружеские взаимоотношения, доброжелательность, желание приходить на помощь; способствовать созданию у детей радостного эмоционального настроя. Развивать навыки создания поделок в технике оригами. Совершенствовать и развивать мелкую моторику пальцев рук
4 неделя
«Ёлочка»
Цель: создать хорошее настроение в предвкушении приближающегося новогоднего праздника; закрепить умение складывать базовую форму треугольник, находить противоположные углы. Располагать получившиеся треугольники друг, за другом начиная с большего.
ЯНВАРЬ
2 неделя
«Снежинка»
Цель: Создавать у детей хорошее настроение. Вызывать желание приходить на помощь тем, кто в этом нуждается. Продолжать учить детей мастерить игрушки в технике оригами, используя пооперационную карту. Закреплять умение следовать инструкциям педагога. Развивать глазомер, мелкую моторику рук, воображение, внимание. Воспитывать усидчивость, аккуратность, самостоятельность.
3 неделя
«Зайчик»
Цель: Закрепить умение перегибать квадрат «книжкой» и дважды «косынкой», опускать противоположные углы к центру квадрата, получая «конфетку». Продолжать учить детей внимательно слушать инструкции воспитателя. Воспитывать самостоятельность и внимание.
4 неделя
«Как построить дом»
Цель: вызвать у детей интерес к конструированию из бумаги способом оригами. Закреплять знания и представления детей о понятиях: квадрат, сторона, треугольник, угол, диагональ. Продолжать учить детей изготавливать поделку в основе с базовой формой «треугольник». Закреплять умения складывать лист бумаги в заданном направлении. Развивать моторную память, пространственное мышление, внимание, память. Развивать умение читать план действий (пооперационную карту). Воспитывать трудолюбие, аккуратность.
ФЕВРАЛЬ
1 неделя
«Стаканчик»
Цель: Научить детей складывать стаканчик, используя известные приёмы сложения, аккуратно проглаживать линии сгиба. Развивать внимание, мелкую моторику рук, память.
2 неделя
«Рубашка для папы»
Цель: развивать творческие способности у детей; знакомить детей со способами преобразования квадрата, мелкую моторику, художественный вкус; воспитывать аккуратность во время выполнения работы.
3 неделя
«Самолётик»
Цель: Совершенствовать навыки аккуратного сложения квадрата в треугольник, чётко проглаживать линии сгиба. Учить отгибать углы в противоположные стороны.
4 неделя
«Составим картину»
Цель: продолжать учить детей мастерить поделки в технике оригами, повышать интерес к этой деятельности через новую форму работы - составление картинок к небольшим стихотворениям; развивать творческие способности детей, воображение.
МАРТ
1 неделя
Панно «Цветы для мам»
Цель: учить детей изготовлению цветов в технике оригами; помочь каждому ребёнку добиться желаемого результата; развивать творческое воображение, фантазию; развивать глазомер, мелкую моторику пальцев рук.
2 неделя
«Улица родного города»
Цель: Учить детей преобразовывать квадраты в части дома: основание и крышу. Использовать художественное оформление; из прямоугольников выполнить окна, дверь и трубу. Воспитывать аккуратность и усидчивость, доводить начатое дело до конца.
3 неделя
«Весёлые рыбки» (коллективная работа)
Цель: формирование представлений о подводном животном мире, продолжать знакомить детей с основными приемами складывания базовой формы - треугольника; научить различным приемам работы с бумагой. Развивать мелкую моторику рук, точные движения пальцев, развивать глазомер. Воспитывать любовь к подводному животному миру, потребность оберегать все живое.
4 неделя
«Шапочка»
Цель: Вспомнить получение базовой формы треугольник. Научить детей отгибать часть треугольника, тщательно проглаживая линию сгиба, выворачивать отогнутую часть наружу. Развивать внимание, художественный вкус при оформлении поделки.
АПРЕЛЬ
1 неделя
«Волшебные фигуры»
Цель: Учить детей изготавливать новые поделки из квадрата, круга, треугольника, учить пользоваться обозначениями линии разреза на заготовке, упражнять в свободном выборе цвета и формы бумаги, поощрять самостоятельность, творческую инициативу.
2 неделя
«Машина»
Цель: учить детей мастерить поделки из прямоугольного листа бумаги путём складывания его пополам и загибания уголков к середине, соединяя четыре готовые детали; закрепить работать по пооперационной схеме и карте; развивать воображение, аккуратность; совершенствовать мелкую моторику пальцев рук.
3 неделя
«День Космонавтики»
Цель: уточнить знания детей о празднике «День космонавтики»; продолжать учить преобразовывать одну бумажную фигурку в другую, используя пооперационные карты; закрепить умение соединять две части поделки, вставляя их одну в другую; учить детей работать в парах; воспитывать аккуратность; развивать творческое воображение, фантазию детей.
4 неделя
Коллективная композиция «Раз, два, три, лодочка плыви»
Цель: познакомить детей с изготовлением поделки в технике оригами из прямоугольного листа бумаги; упражнять в свободном выборе цвета; развивать мелкую моторику руки; поощрять использование готовых поделок в играх; совершенствовать речь детей.
МАЙ
1 неделя
«Весенние букеты»
Цель: На основе базовой формы треугольник научить изготавливать бутоны тюльпанов и ирисов, листья. Учить составлять композиции. Развивать художественный вкус, воображение, внимание.
2 неделя
Коллективная работа панно «Бабочки»
Цель: Закрепить умение складывать из квадрата треугольник, совмещая противоположные углы, проглаживая полученную линию сгиба. Научить отгибать полученные противоположные углы в разные стороны. Вызвать желание к творческому оформлению поделки.
3 неделя
«Гусеница»
Цель: Научить детей мастерить гусеницу из пяти квадратов склеенных между собой, загибать уголки к центру.
3 неделя
«Цветик-семицветик»
Цель: Вспомнить последовательность выполнения базовой формы конфетка, стремится к самостоятельному выполнению. Закрепить название частей цветущего растения. Вызвать желание самостоятельно выполнить работу. Развивать целеустремлённость, воображение, художественный вкус.
4 неделя
«В бумажном царстве – государстве»
Цель: повышать интерес к работе с бумагой через игру, сказку; вызывать желание приходить на помощь тем, кто в этом нуждается; закрепить умение пользоваться пооперационными картами и схемами при изготовлении поделок в технике оригами; уточнить знания детей о свойствах бумаги; развивать внимание, воображение, мышление, сообразительность.
Работа с родителями
Октябрь: Консультации для родителей. «Что такое оригами?»
Ноябрь: Анкетирование родителей по теме
Январь: Мастер-класс для родителей по оригами «Собачка»
Февраль: Консультация «Значение оригами для развития умственных и творческих способностей у детей».
Март: Буклет на тему: «Оригами – через игру к творческому развитию»
Апрель: Выставка детско-родительских работ «Мы любим оригами»
Май: Выставка фотографий «Оригами и мы!»
Работа с педагогами
Октябрь: Консультация для воспитателей «Использование оригами в предметно-развивающей среде в дошкольном образовательном учреждении»
Январь: Мастер – класс для воспитателей «Изготовление сказочного персонажа в технике оригами»
III. этап Заключительный.
Мониторинг
Презентация материалов проекта.
Выставка поделок оригами.
Создание коллективной работы Панно «Бабочки»
Выставка совместного детского творчества с родителями.
Ожидаемые результаты:
Для детей:
Сформированные знания у детей об искусстве оригами
Созданы условия для развития творческих способностей у детей
Для родителей:
Информированность об искусстве оригами
Проявляют интерес к деятельности детей в детском саду
Литература:
Богатеева З. А. Чудесные поделки из бумаги: Кн. Для воспитателей дет. Сада и родителей. – М. : Просвещение, 1992.
Жихарева О. М. Оригами для дошкольников. Конспекты тематических занятий и демонстрационный материал для работы с детьми 5-6 лет в ДОУ / О. М. Жихарева. – М. : Издательство ГНОМ и Д, 2006.-48с.
Сержатова Т. Б. «Оригами. Лучшие модели», М., «Москва-пресс», 2009.
Соколова С. В. Оригами для дошкольников: Методическое пособие для воспитателей ДОУ. – СПб. : ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2007.-64 с., цв. вкл.
Соколова С. В. Школа оригами: Аппликация и мозайка. – М. : Издательство Экспо; СПб. ; Валерии СПД, 2003. – 176с.
Соколова С. В. Сказки оригами: Игрушки из бумаги. М. : Издательство Экспо; СПб. : Валерии СПД; 2003.-240 с.
Ступак Е. А. «Оригами. Игры и конкурсы», М., «Айрис – пресс», 2008.
Сухаревская О. Н. «Оригами для самых маленьких», М., «Айрис-пресс», 2009.