Пономарёва Татьяна
Проект в средней группе «Волшебные свойства магнитов»
▼ Скачать + Заказать документы
Проект «Волшебные свойства магнитов»
Авторы проекта : Пономарева Т. А.
Вид проекта : познавательно- исследовательский.
Участники проекта :
Дети, воспитатели, родители средней группы
Возраст детей: 5 лет
Проект краткосрочный : две недели.
Публикация «Проект в средней группе „Волшебные свойства магнитов“» размещена в разделах
Актуальность:
Дошкольное детство- очень любознательный период. В этом возрасте дети любят экспериментировать. Познавательный интерес проявляется в желании узнать новое о качествах и свойствах предметов, понять существующие с ними связи и отношения. Поэтому уже в дошкольном возрасте необходимо заложить первоосновы личности, проявляющей активное исследовательско– творческое отношение к миру.
Способность магнитов притягивать к себе предметы всегда вызывала у детей удивление. Магниты окружают нас повсюду. Дети легче и прочнее усваивают материал тогда, когда сами добывают знания, следят за изменениями,делают выводы.
Цель проекта :
Расширение знаний детей об окружающем мире через опытно-экспериментальную деятельность, формирование любознательности, активности.
Задачи проекта :
- Формировать представления о магните и его свойствах притягивать предметы; выявить материалы, которые могут стать магнетическими; отделять магнетические предметы от немагнетических, используя магнит;
- Изучить влияние магнетизма на разные предметы;
- Формировать навыки исследовательской деятельности;
- Развивать познавательную активность в процессе знакомства со свойствами магнитов, развивать мыслительные операции, делать выводы.
-Развивать речевую активность в процессе исследовательской деятельности;
- Воспитывать самостоятельность, коммуникабельность, аккуратность в работе, осторожность в работе с опасными предметами.
Этапы реализации проекта :
Реализация проекта осуществляется в три этапа:
I этап – подготовительный.
-Определение уровня знаний детей о магнитах.
-Обсуждение темы проекта, задач с детьми.
-Создание необходимых условий для реализации проекта.
-Перспективное планирование проекта.
-Подбор необходимой литературы по данной теме---Подборка опытов с описанием проведения.
-Организация предметно – развивающей среды.
Модель трех вопросов
Что знаю? =
- Магнитов много.
-Магниты притягивают вещи.
-Есть магниты «холодильчатые», ну которые на холодильнике.
-Магниты примагничивают наши рисунки на выставке.
-Есть магнитные цифры и буквы.
-На магнитной доске тоже есть магниты. Ччто я хочу узнать?
-Что такое магнит?
-Откуда он появился?
-Что притягивает магнит?
-Почему притягивает магнит только металлические предметы?
-Может- ли магнит притягивать через песок?
(воду, стекло, бумагу,ткань и т. д.)
-Какие магниты существуют?
Где мы можем узнать?
-Прочитать в книге.
-Расскажет воспитатель.
-Спросим у бабушки.
-Спросим у родителей.
-Узнаем в интернете.
-Посмотрим мультфильмы.
Планирование совместной образовательной деятельности:
1. Подобрать иллюстрации, картинки с изображением экспериментов.
2. Подобрать сказки, стихи, загадки, пословицы о песке, воде и т. д.
3. Оформить выставку рисунков «Мы дома с семьей занимаемся экспериментами».
4. Оформить выставку «Коллекция магнитов».
5. Подбор видеоматериала.
Сотрудничество с родителями:
Оформление печатных консультаций: «Признаки познавательной активности», «Элементарные опыты и эксперименты с магнитами».
Домашнее задание: участие в выставке «Коллекция магнитов»,
Участие в выставке рисунков «Мы дома с семьей занимаемся экспериментами».
11 этап – основной этап (практический).
Непосредственное внедрение в совместную деятельность воспитателя и ребенка разных образовательных областей для реализации поставленных целей и задач по теме проекта.
111 этап- заключительный.
Оформление выставки совместных работ детей и родителей на тему «Мы дома с семьей занимаемся экспериментами».
Итоговое мероприятие: выставка «Коллекция магнитов»
Выводы:
В процессе реализации проекта дети узнали о свойствах магнита, о материалах, которые являются магнетическими. Научились определять магнетические предметы от немагнетических, используя магнит. Родители активно включились в работу по оформлению выставки «Коллекция магнитов».
Системная паутинка по проекту «Волшебные свойства магнитов»
средняя группа
Итоговое событие: выставка «Коллекция магнитов».
Речевое Социально- коммуникативное развитие Познавательное развитие Художественно- эстетическое развитие Физическое развитие Взаимодействие с семьей
Рассказ воспитателя о свойствах магнита»
Беседы: «Что такое магнит?», «Знаешь- ли ты для чего нужны магниты?», «Магнит- наш друг или враг?»
Дид. Игры «Назови как можно больше признаков предмета», «Подбери словечко», «Что изменилось, «Какой, какая, какое?», «Четвертый лишний».
Ситуативный разговор «Что было бы, если бы у нас не было магнитов…», «Как достать скрепки из стакана с водой?». Составление рассказов: «Как я проводил дома опыты».
Беседа: «Опасности в ходе проведения опытов».
Проблемные ситуации: «Можно- нельзя». Сюжетно-ролевые игры: «Семья», «Магазин», «Больница», «Путешествие на выставку магнитов», «Фоторепортер», «Метеоцентр».
Дидактические игры: «Узнай по описанию», «Разрезные картинки», Магнитная игра : «Одень куклу».
«Что сначала, что потом?», «Из чего сделано?» Презентация «Волшебные свойства магнита». Рассказ воспитателя о применении магнита в жизни человека.
Экспериментирование: «Какие материалы притягивает магнит», «Ищем клад» (скрепки спрятаны в манной крупе», «Создадим искусственное магнитное поле», «Сила действия магнита через воду, песок, ткань, картон».
Игры с магнитами.
Чтение художественной литературы: Н. Носов «Незнайка на луне».
Конструирование из магнитного конструктора «Мебель», «Транспорт», «Дома» и т. Д.
Рисование «Проведенные опыты», «Металлические предметы».
Пластилинография «Магнит» Подвижные игры: «С кочки на кочку», «Море волнуется», «Кто быстрее», «Магнитная удочка»
Эстафеты: «Передай мячь».
Артикуляционная гимнастика «Сказка о веселом язычке».
Пальчиковая гимнастика: «Дни недели» Информация в родительском уголке: печатные консультации «Признаки познавательной активности», «Элементарные опыты и эксперименты с магнитами». Творческие работы семей: рисунки «Чудо – магнит».
Участие в выставке : «Коллекция магнитов».
Список литературы:
1.«Неизведанное рядом: занимательные опыты и эксперименты для дошкольников» О. В. Дыбина, Н. П. Рахманова, В. В. Щетинина. –М. : ТЦ «Сфера», 2005.2.«Естественнонаучные наблюдения и эксперименты в детском саду». Растения. детская энциклопедия А. И. Иванова –М. : ТЦ «Сфера», 2004.
3. Поддьяков А. И. «Комбинаторное экспериментирование дошкольников с многосвязным объектом- «черным ящиком» Вопросы психологии, 1990 №5.
4. Поддьяков Н. Н. «Творчество и саморазвитие детей дошкольного возраста. Концептуальный аспект» — Волгоград: Перемена, 1995.
5 «Большая книга экспериментов для дошкольников» М. : ЗАО «РОСМЭН — ПРЕСС» 2006г
Конспект занятия по экспериментированию
«Удивительные предметы. Мир магнитов»
образовательная область: познавательное развитие
Задачи:
1. Познакомить детей: с понятием «магнит», с полюсами магнита, со свойствами магнитов.
2. Формировать умения приобретать знания посредством проведения практических опытов. 3. Развивать у детей внимание, мышление, умение анализировать и обобщать4. Актуализировать знания об использовании свойств магнита человеком. 5. Воспитывать навыки сотрудничества, взаимопомощи. 6. Воспитывать интерес к экспериментированию, изготовлению приборов своими руками.
Оборудование и материалы:
Раздаточный материал: Магнит без обозначенных полюсов и два магнита с обозначенными полюсами. Контейнеры со скрепками, металлическими болтами, шайбами, алюминиевая и медная проволока. Предметы, изготовленные из разных материалов (пластмассы, резины, дерева, железа, стекла, камни. Пластины: деревянная, пластмассовая, картонная, стеклянная. Стакан с водой; полоска картона карандаш, контейнеры с песком.
Демонстрационный материал:
Глобус, свеча со спичками, пинцет предметы, изготовленные из разных материалов (пластмассы, резины, дерева, железа, стекла).
Для физкультминутки синие и красные ленты, флажки (синий, зеленый, желтый)
Ход занятия
1. Организационный момент.
Воспитатель: Ребята, перед вами глобус. Что изображено на глобусе? (ответы детей) Какие страны вы знаете (ответы детей) Есть еще одна страна, но вы ее не найдете на глобусе, так как она покрыта волшебным покрывалом. И называется она - страна «Знаний». В этой стране люди изучают разные науки, проводят исследования и делают важные открытия, необходимые для человечества. К нам из этой волшебной страны пришло письмо. Хотите узнать, о чем говорится в письме?
Это рассказ- легенда о происхождении магнита.
«В давние времена на горе Ида пастух по имени Магнис пас овец. Он заметил, что сандалии, подбитые железом, и деревянная палка с железным наконечником липнут к черным камням, которые в изобилии валялись под ногами. Пастух перевернул палку вверх наконечником и убедился, что дерево не притягивается странными камнями. Снял сандалии и увидел, что босые ноги тоже не притягиваются. Магнис понял, что эти странные черные камни не признают никаких других материалов, кроме железа. Пастух захватил с собой несколько таких камней домой и поразил этим своих соседей. От имени пастуха и появилось название «магнит».
Воспитатель: Сегодня мы познакомимся с таким привычным для нас, но очень удивительным предметом - магнитом. Необыкновенная способность притягивать к себе предметы всегда вызывала у людей интерес. Давайте мы отправимся в лабораторию и поближе познакомимся со свойствами магнитов. С помощью экспериментов и опытов постараемся разобраться, что же такое-магнит.
2. Основная часть
1. Опыт «Магнитные полюса».
Воспитатель: У каждого из вас есть магнит. Давайте присоединимся своим магнитом разными сторонами с магнитом своего соседа. Посмотрим, что будет.
(Дети отмечают, что магниты то соединяются, то отталкиваются друг от друга.)
Воспитатель: Верно. Это происходит из-за полюсов магнитов. С одной стороны магнита «северный» полюс, а с другой – «южный». Где ещё могут быть «южный» и «северный» полюсы.
( ответы детей: У нашей планеты Земля.)
Воспитатель: Покажите на глобусе географические полюса Земли и отметить «южный» полюс красным кружочком, а «северный» – синим.
Воспитатель: Скажите, ребята, наша Земля какой формы?
(ответы детей)
Воспитатель: А почему люди, предметы, дома не падают с неё?
( ответы детей: Земля притягивает к себе всё.)
Воспитатель: Земля, как один большой магнит, притягивает к себе всё, она обладает магнетизмом.
Когда магниты притягиваются, а когда отталкиваются?
( ответы детей: Когда соединяем «северным» и «южным» полюсами, то магниты притягиваются. Северные полюса отталкиваются друг от друга и южные тоже.)
Вывод: Когда магниты соединяются между собой разными полюсами, то магниты начинают дружить. А если магниты соединяются одинаковыми сторонами – полюсами, то они убегают друг от друга, не хотят дружить.
2. Опыт с различными предметами
Воспитатель: Перед вами коробочки с различными материалами разного качества, магнит, лист картона, на котором я графически изобразила эти предметы. Ваша задача – поочередно подносить магнит к каждому предмету и определять – притягивается он или нет. Затем карандашом отметить на листе знаком «+» те предметы, которые притягиваются. Предметы, которые притягиваются – отложить в правую сторону. Которые не притягиваются - в левую.
Оборудование на каждого ребенка: магнит, контейнер с предметами (бумага, монеты, проволока, ткань, деревянная палочка, скрепка, пуговица, резиновый ластик, стекло, камень.
Вывод: Некоторые металлические предметы притягиваются к магниту, а неметаллические не испытывают его притяжения. Но магнит притягивает только некоторые металлы. А алюминий никель и некоторые другие - нет.
3. Опыт «Магнит огня боится».
Воспитатель Ребята, у меня на столе свеча. Сейчас при помощи пинцета, я нагрею свой магнит. Как вы думаете, что произойдет с силой магнита? (ответы детей). Сейчас мы проверим ваши предположения. Смотрите, что произойдет, когда я поднесу магнит к металлическим скрепкам.
(Дети отмечают, что магнит потерял свою силу).
Вывод: Когда магнит или намагниченные металлические предметы нагреваются, они теряют свою силу притяжения. Магнит боится высокой температуры. Огонь отнимает у него магнетизм.
Физкультминутка «Магнитные человечки»
Воспитатель: У вас на столе находятся ленты красного и синего цвета: это ваши полюса. Возьмите их и постройтесь в круг: вы будете двигаться по большому кругу. Я буду находиться в центре круга. Когда я буду показывать красный флажок – «южный полюс», ко мне притягиваются «северные полюса». Когда вы увидите синий флажок, то притягиваются ко мне «южные полюса». Когда вы увидите желтый флажок (это огонь, то присаживаетесь на корточки (магнит боится огня, высокой температуры)
4. Опыт «Действует ли магнит через другие материалы?»
Воспитатель: А сейчас я предлагаю вам проверить, действует ли магнит через другие материалы. Перед вами пластиковый контейнер, наполненный скрепками, стеклянная банка с кнопками. Подносим магнит к емкости и смотрим – притягивает через стекло и пластик? Да. А сейчас проверим - действует ли магнит в воде?
Вывод: Сила магнита действует через стекло, пластик, бумагу, дерево.
Воспитатель: А сейчас я предлагаю вам поиграть в игру «Кладоискатели». Необходимо найти спрятанные металлические предметы в песке при помощи магнита.
Вывод: Сила магнита действует через воду и сыпучие вещества.
6. Опыт: «Может ли магнит передавать свои свойства обычному железу?»
Воспитатель: Ребята, на столе я рассыпала железные скрепки. Сейчас мы попробуем поднести магнит к скрепке. Смотрите – она прилепилась, а за ней потянулись и остальные. Как вы думаете – почему так получилось?
( Ответы детей: скрепка намагнитилась и сама стала магнитом.)
Вывод: Магнит передает свои свойства железу : скрепка сама стала магнитом, и поэтому другие скрепки ней тоже примагнитились. Но если мы уберем сильный магнит, то скрепки рассыплются, потому что магнитное поле исчезло.
3. Итоговая часть
Воспитатель: Наше исследование близится к завершению. Давайте вспомним, с какими свойствами магнитов мы познакомились? Я предлагаю вам дать ответы на мои вопросы при помощи ваших магнитов. Я напоминаю вам о свойствах магнита. Если я права, то вы поднимаете магнит, а если ошиблась, то поправьте меня.
У каждого магнита есть «Северный» и «Южный» полюса (показ магнита - да). У планеты Земля тоже есть «Северный" и»Южный» полюса (показ магнита - да). Если магниты соединить одинаковыми полюсами, то они притягиваются друг к другу (Нет. Магниты притягиваются друг к другу, если они соединяются разными полюсами) При нагревании сила магнита увеличивается (Нет. При нагревании сила магнита исчезает). Магнит не притягивает к себе дерево, камни, пластик, песок, воду. (показ магнита - да). Магнит притягивает к себе все металлы (Нет. Магнит притягивает только железо, а медь, алюминий, никель не притягивает). Вокруг магнита есть что-то, что может действовать на предметы на расстоянии. И это называется магнитным полем (показ магнита - да). Магнит передавать свои свойства обычному железу (показ магнита - да).
Беседа о пользе магнитов
Воспитатель: Человек придумал использовать полезные качества магнита, например - намагниченные ножницы, как вы думаете, для чего?
Дети: Чтобы найти маленькие предметы, которые потерялись.
Воспитатель: Правильно. А какую пользу еще приносят магниты в нашей жизни?
Дети: Магниты на холодильник. Игрушки с магнитами, магнитная доска и др.
Воспитатель: Молодцы. Люди придумали очень полезный предмет компас. Кто знает, зачем человеку компас?
Дети: Компас помогает людям ориентироваться на местности.
Воспитатель: Правильно, В наше время есть компьютерная навигация, а раньше людям компас был просто необходим. Люди в открытом море, таежники, спасатели в горах очень нуждались в определении сторон света. И здесь на помощь им приходил компас. Стрелка компаса всегда показывает на север. Зная, где находятся стороны света, люди легко могли определить, куда им дальше направляться.
Свойство магнитов отталкиваться используют на железных дорогах в Китае и Японии. Некоторые скоростные поезда не имеют колес: внутри поезда и на рельсах устанавливаются мощные магниты, которые повернуты друг к другу одинаковыми полюсами. Такие поезда практически летят над рельсами и могут развивать огромные скорости.
Картотека дидактических игр
Игра «Притягивается-не притягивается»
Воспитатель – «магнит». Дети – «предметы из разных материалов». Воспитатель называет материал, из которого сделаны дети. В зависимости от этого дети или «притягиваются», или «отталкиваются».
Игра «Определи, притягивается ли предмет?»
Воспитатель по очереди бросает мяч каждому ребенку и называет различные предметы. Ребенок должен сказать, притягивается предмет магнитом или нет.
Игра «Лабиринт». Лабиринт на карточках. Магнит под карточкой заставляет двигаться металлический шарик.
Игра «Магнитные истории» Ребенок выкладывает сюжет из магнитных картинок на игровом поле, составляет рассказ по картинкам.
Игра «Магнитная мозаика» С помощью деталей-магнитов составляются различные фигурки, предметы, картинки.
Игра «Магнитный конструктор «Космос». На схему-рисунок выкладываются детали конструктора, создается космическая техника, космический пейзаж.
Игра «Оденем куклу на прогулку» Дети одевают куклу в зависимости от времени года.
Беседы о магнитах
История магнитов.
Весь мир, от гигантских туманностей до элементарных частиц, магнитен. Великое множество магнитных полей пересекаются во вселенной и на Земле в том числе. Магниты вокруг нас : электробритва и микрофон, магнитофон и компьютер, холодильник и банка с гвоздями… Сами мы – тоже магниты. Земля – гигантский голубой магнит. Солнце – жёлтый плазменный шар – ещё более грандиозный магнит. Галактики и туманности – непостижимые по размерам магниты. Магниты занимают важное место в развитии технической мысли человечества. Природные магниты – это кусочки магнитного железняка, магнетита. С древних времён было замечено его свойство «любить» железо. Первые упоминания о магнитах встречаются в Центральной Америке, Азии и Китае. О магнитах знали в Древней Греции и Древнем Риме. Слово «магнит» происходит от названия провинции Магнезия в Древней Греции. В этой провинции много магнита добывали из горы, в которую часто попадали молнии. Этим, кстати, славится и гора Магнитная на Урале. И состоит она почти целиком из магнетита. И в Азии, и в Европе магнитный камень использовали для ориентирования в роли компаса. Магнитная сила привлекала не только мореходов, но и строителей, мечтавших создать храм, где статуя могла бы парить в воздухе благодаря огромному магнитному своду. Люди использовали вначале природные постоянные магниты. Затем появились магниты рукотворные. Учёные заметили, что многие железные колонны, стоявшие вертикально, приобретали свойства магнитов. Тоже происходило и с гигантскими стальными корпусами кораблей, которые намагничивались за счёт магнитного поля Земли. Первые искусственные магниты получали путём натирания. При этом вещества, которые легко намагничивались, так же легко и размагничивались и наоборот. Их называли магнитомягкими и магнитожёсткими веществами (железо и сталь). Затем люди заметили, что если добавить к железу вольфрам, свойства магнита улучшаются. Добавка кобальта ещё улучшила свойства искусственных магнитов. Затем появился сплав альнико (алюминий, никель, кобальт). Следующим стал сплав магнико (железо, кобальт, никель). Ещё более сильными стали оксидно-бариевые сплавы. Магнит стал незаменимым в повседневной жизни человека во всех её областях.
Использование магнитов.
Магниты используют для удержания предметов; разделения предметов; контроля над предметами; транспортировки предметов; поднятия предметов; преобразования электрической энергии в механическую энергию; преобразования механической энергии в электрическую энергию. При этом можно обнаружить сотни способов использования магнитов. Примерный список использования магнитов.
Внутри жилища. Наушники; стереоколонки; телефонная трубка; электрический звонок; держатель дверцы холодильника; дисковод и жёсткий диск компьютера; аудиоаппаратура; видеоаппаратура; магнитная полоска на банковской карте; магнитные системы телевизора; вентиляторы; трансформаторы; магнитные замки.
Внутри двигателей. Двигатели для вращения CD и DVD дисков; двигатели для аудиоаппаратуры; двигатели для видеоаппаратуры; насос и таймер в посудомоечной машине; насос и таймер в стиральной машине; компрессор в холодильнике; электрическая зубная щётка; двигатель для вибратора в сотовом телефоне.
В автомобиле. Двигатель стартера и реле стартера; внутренний вентилятор двигателя; блокираторы двери; стеклоподъёмники; регулятор бокового зеркала; насос для очищающей жидкости; датчики скорости; генератор переменного тока.
Магнетизм и магниты.
Магнетизм. Это сила, которая действует на расстоянии и вызывается магнитными полями. Магнетизм тесно связан с электричеством, поэтому чаще можно услышать электромагнетизм.
Магнит. Это тело, сделанное из определённого материала, которое создаёт магнитное поле и умеет притягивать другие тела. Магниты состоят из миллионов молекул, объединённых в группы, которые называют доменами. Если домены могут быть сориентированными в одном направлении, предмет будет намагничиваться. Если домены находятся в беспорядочном состоянии, их магнитные поля разнонаправлены, то эти материалы не будут намагничиваться. Каждый магнит имеет «северный» (N) и «южный» (S) полюс. Учёные условились, что линии магнитного поля выходят из «северного» конца магнита и входят в «южный» конец магнита. Если большой магнит разломить на два кусочка меньшего размера, каждый из кусочков будет иметь «северный» и «южный» полюса. Нет магнитов с одним полюсом.
Основные виды магнитов. Постоянные (природные) магниты; временные магниты; электромагниты.
Природные магниты. Природные магниты, называемые магнитной рудой, образуются, когда руда, содержащая железо или окиси железа, охлаждается и намагничивается за счёт земного магнетизма. Постоянные магниты обладают магнитным полем при отсутствии электрического тока, так как их домены постоянно ориентированы в одном направлении. Это железо.
Временные магниты. Это магниты, которые действуют как постоянные магниты только тогда, когда находятся в сильном магнитном поле, и теряют свой магнетизм, когда магнитное поле исчезает. Это скрепки, гвозди.
Электромагниты. Представляют собой металлический сердечник с индукционной катушкой, по которой проходит электрический ток.
Магнитное поле. Это область вокруг магнита, внутри которой ощущается воздействие магнита на внешние предметы. Органы чувств человека не способны обнаружить магнитное поле. Однако вспомогательные устройства доказывают, что магнитное поле существует (опыт с железными опилками на листе бумаги с магнитом под листом).
Консультация для родителей «Чего нельзя и что нужно делать для поддержания интереса детей к познавательному экспериментированию».
Что нужно делать?
1. Поощрять детскую любознательность и всегда находить время для ответов на детское «почему?»2. Предоставлять ребенку условия для действия с разными вещами, предметами, материалами. 3. Побуждать ребенка к самостоятельному эксперименту при помощи мотива. 4. В целях безопасности существуют некоторые запреты на действия детей, объясняйте, почему этого нельзя делать. 5. Поощряйте ребенка за проявленную самостоятельность и способность к исследованию. 6. Оказывайте необходимую помощь, чтобы у ребенка не пропало желание к экспериментированию. 7. Учите ребенка наблюдать и делать предположения, выводы. 8. Создавайте ситуацию успешности.
Чего нельзя делать?
1. Нельзя отмахиваться от вопросов детей, ибо любознательность — основа экспериментирования. 2. Нельзя отказываться от совместной деятельности с ребенком, так как ребенок не может развиваться без участия взрослого. 3. Нельзя ограничивать деятельность ребенка: если что-то опасно для него, сделайте вместе с ним. 4. Нельзя запрещать без объяснения. 5. Не критикуйте и не ругайте ребенка, если у него что-то не получилось, лучше помогите ему. 6. Нарушение правил и детская шалость — разные вещи. Будьте справедливы к своему ребенку. 7. Не спешите делать за ребенка то, что он может выполнить сам. Проявляйте спокойствие и терпение. 8. Дети бывают, импульсивны, будьте терпеливы и спокойны по отношению к ним.