Татьяна Карпова
Конспект интегрированного занятия по развитию речи и декоративно-прикладному творчеству в старшей группе «Волшебные сундучки»
▼ Скачать + Заказать документы
Конспект интегрированного занятия по развитию речи и декоративно-прикладному творчеству детей в старшей группе.
Тема: «Волшебные сундучки»
Цель: Создание социальной ситуации развития в процессе совместной творческой деятельности детей.
Задачи :
Публикация «Конспект интегрированного занятия по развитию речи и декоративно-прикладному творчеству в старшей группе „Волшебные сундучки“» размещена в разделах
- создать условия для закрепления знаний детей о видах декоративно-прикладного искусства, формах фольклора;
- обеспечить условия для расширения представлений детей о многообразии окружающего мира с использованием фольклора и изделий народных промыслов;
- совершенствовать речь детей;
- развивать художественные способности в изобразительной деятельности;
- развивать у детей эстетическое восприятие;
- воспитывать чувство любви к Родине.
Ход занятия
В группе подготовлены : мультимедиа, иллюстрации, сундуки (в них- хохломская посуда, расписные ложки, дымковские игрушки); гуашь, кисти, ватные палочки, салфетки, баночки для воды.
В группу входят дети, здороваются с гостями.
Воспитатель: Здравствуйте, дети!
Пришла я к вам с подарками-
Сундуками красивыми, яркими,
Сундуки те из сказочных мест,
Где вокруг только речка да лес.
Мастера в той глубинке живут,
Вам приветы веселые шлют!
Сундуки вы скорей открывайте,
Да секреты их все разгадайте!
- Ну что, ребята, открываем первый сундук? (Звучит русская народная мелодия «Ах вы,сени»)
(Дети открывают сундук, достают ложки)
- Наши ложки хохломские-
Самый лучший сувенир.
С позолотой, не простые,
Знамениты на весь мир!
- Ребята, как называется эта роспись? Правильно, Хохлома. Хотите узнать, откуда пришло к нам это диво? Тогда слушайте. (Звучит Камаринская)
(Негромко звучит русская мелодия, на мультимедиа – природа, речка, лес)
- Сказывают, что жил на берегу реки Хохломки, что в Нижегородских лесах, чудо-мастер. Мастерил он посуду. (Показ образцов посуды на мультимедиа)
- Вот раз прилетела к нему Жар-птица (на экране красивая жар-птица,мастер накормил ее зерном, и захотела птица отблагодарить мастера. Задела она крылом посуду, и вмиг посуда стала словно золотая (образцы хохломской росписи, да с такими узорами, что глаз не отвести. С тех пор и стали называть посуду хохломской, а мастера передают из поколения в поколение секрет «золотой» посуды.
- Ребята, как вы думаете, из какого материала делают посуду в Хохломе? (Ответы детей).
- А какие вы знаете поделки из Хохломы (Достают из сундука посуду, дети называют –
тарелка, кувшин, ложки и т. д.)
- Какие цвета используют хохломские мастера? (ответы детей - красный, желтый, зеленый, черный, и главный цвет – золотой)
Резные ложки и ковши, ты разгляди-ка, не спеши!
Там травка вьется и цветы удивительной красы.
Блестят они, как золотые, как будто солнцем залитые.
Все листочки, как листочки, здесь же каждый – золотой
Красоту такую люди называют хохломой!
- Ребята, назовите элементы росписи: травинки, усики, ягоды.
- Какие ягоды? (смородина, земляника)
- Молодцы!
- Ребята, возьмите ложки в руки, для чего они нужны (ответы детей)
- Как вы думаете, где еще можно использовать ложки? Правильно, как музыкальные инструменты.
- Хохломские мастера не только трудиться, но и отдыхать умеют. Мы сейчас – музыканты. Поиграем от души! (Звучит р. н. ритмическая мелодия, дети играют на ложках)
- Молодцы! Очень весело играли, и нисколько не устали!
- Узнали мы, ребята, что скрывалось в первом сундуке, продолжим наше расследование?
Открываем второй сундук.
- Мы отправляемся в волшебный мир загадок. Загадка – это короткий рассказ, когда предмет не называется, а описывается, например:
Под соснами, под елками
Лежит мешок с иголками.
Дети вспоминают загадки. Предлагаю им различные картинки: морковь, мышка, лиса,
солнце, кот, заяц и т. д.
Дети загадывают загадки:
1. В подполье, в каморке
Живет она в норке
Серая малышка, кто же это (Мышка)
2. Среди поля голубого
Яркий блеск огня большого
Светит весело в оконце
Ну конечно, это (солнце)
3. Отворилась тихо дверь
И вошел усатый зверь
Сел у печки, жмурясь сладко
И умылся серой лапкой (Кот)
4. Серый, длинноухий
Прыгает ловко
Любит морковку (Заяц)
- Молодцы, ребята, загадки хорошо знаете!
- А сейчас мы отправимся в мир народных игр!
Ребята, вы любите играть? Почему? (Ответы детей)
- Вот и в старину собирались добры молодцы и девицы на игрища и гулянья, и играли в народные игры. Предлагаю вам народную игру «Перетягивание каната».
- Вы, ребята, молодцы – и на ложках играть, и загадки отгадывать, и в игры-хороводы играть!
- Вот и узнали мы с вами секрет и второго сундука, остался третий…
Ну а третий сундук – необычный сундук! Что же там?
(Открываем сундук – в нем дымковские игрушки, лошадки и т. д.)
- По дорожке ровной гладкой
Скачут Дымкова лошадки
Чок-чок-чок-чок
Скачет резвый табунок.
Наша хата утехами богата:
Кони вороные, гривы расписные,
Всем по нраву глиняные забавы!
- Ребята, как называются эти игрушки? Правильно, дымковские, по названию слободы
Дымково в городе Вятки. Рано-рано хозяюшки топили печи и кудрявые дымки весело поднимались к небу, отсюда и название – Дымка.
Дым идет из труб столбом, точно в дымке все кругом,
Голубые дали, и село большое Дымково назвали.
В селе рождались чудо-сказки, и лепили там из глины
Все игрушки не простые, а волшебно-расписные.
Сначала игрушки изготавливались,как оберег. Люди верили, что их покровитель – Ярило, то есть солнце, и дымковские мастера изображали его в виде коня.
Сам конь белый, а на груди – красный круг, солнце.
Рассматриваем игрушки.
_ Ребята, из чего сделаны дымковские игрушки? Из глины, верно.
Какими элементами украшали игрушки? (Точки, кружочки, волнистые и прямые линии)
- Правильно. Каждый элемент имеет свое обозначение. Назовите, что означает каждый элемент?
Круг – солнце
Точка – звезды
Волнистая линия – вода
Прямая линия – дорога
Называем цвета : зеленый, красный, синий, оранжевый, а самое главное – золотые квадратики. Это называется «сажать золото».
Достаю заготовки лошадок.
- Ребята, посмотрите, наши лошадки грустные, невеселые, почему? (Они не раскрашены)
- Давайте их раскрасим. Обращаю внимание детей на то, что для рисования приготовлены краски, фломастеры, карандаши, мелки, ватные палочки и предлагаю им выбрать то, чем они будут рисовать. Дети начинают работать. (Звучит музыка).
- Вот мы и разгадали секреты наших сундуков, дети называют: в первом – хохлома, во втором – загадки и игры, в третьем – дымковская игрушка.
- Мы гордимся стариной, стала нам она родной!
- Что вам запомнилось? Понравилось?
- Что показалось трудным? Интересным?
- Вы большие молодцы, мне с вами было интересно и приятно. Спасибо вам за умелые руки, за сообразительность, за доброту и гостеприимство!
Велика Россия наша, и талантлив наш народ.
О Руси родной, умельцах на весь мир молва идет.
Счастья, мира и здоровья от души желаю я,
Чтоб вовеки процветала наша добрая земля!