Елена Лебедева
Сценарий мероприятия «Волшебные страницы» для детей 6–7 лет
▼ Скачать +Заказ
Сценарий педагогического мероприятия
НОД на тему:
«ВОЛШЕБНЫЕ СТРАНИЦЫ»
О. О. «Познавательное развитие»
Дидактическое обоснование образовательной деятельности
Тема «Волшебные страницы»
Содержание образовательной деятельности определено в соответствии
с программами Т. И. Бабаева «Детство», Н. Н. Авдеева, Н. Л. Князева,
Образовательная
область «Познавательное развитие»
Публикация «Сценарий мероприятия „Волшебные страницы“ для детей 6–7 лет» размещена в разделах
Форма педагогического мероприятия
Непосредственная образовательная деятельность
Возраст детей
Подготовительная группа (6-7 лет)
Цель Формирование представлений детей о существенных характеристиках книги, о свойствах и качествах различных материалах используемых в древности для создания книги.
.
Задачи
Обучающая:
Обобщать и расширять представления детей об окружающем мире и
предметном мире (о книгах, о книгопечатании, о глине, бересте, шелке);
Углублять представления детей о существенных свойствах и качествах
материалов;
Формировать элементарные представления о времени
(раньше, прошлое, настоящее, до, после).
Развивающая:
Способствовать развитию любознательности, умению делать выводы и
умозаключения в зависимости от результата опытов и на основе имеющихся
сведений;
Способствовать овладению приемами практического взаимодействия с
окружающими предметами;
Развивать воображение, ассоциативное и творческое мышление.
Воспитательная:
Способствовать развитию умения соблюдать в ходе занятия
элементарные правила игры-путешествия;
Воспитывать любовь и бережное отношение к книге.
Оздоровительная:
Обеспечить оптимальную двигательную активность детей при
проведении образовательной деятельности;
Следить за осанкой, правильной посадкой детей на занятии.
Средства обучения
Глобус, микроскоп, макет машины времени, проектор, экран, музыкальный центр,
флэшка с записями музыки по ходу занятия, слайд-шоу по теме занятия,
кусочки шелка, кисточка, тарелочки с красками, салфетки, глина, песок, береста,
вода, деревянные палочки, картофельные оттиски букв (имитация деревянных
оттисков, образцы иероглифов, большие кубики с буквами и цифрами,
подставка для кисточек.
Предварительная работа О. О. «Р»
Обогащение словаря словами: фараон, жрец, оттиск, книгопечатание,
шелк, иероглиф, Египет, Китай, Русь, летописец, клинок;
Рассматривание и беседа по сюжетным картинкам;
Загадывание загадок о книгах.
О. О. «ХЭР»
Продуктивная деятельность (совместная работа детей и воспитателя по
ремонту книг, совместная работа детей, родителей и воспитателей
по изготовлению книжек – малышек)
Рисование на ткани;
Лепка из глины.
О. О. «ФК»
Музыкальные физкультминутки.
О. О. «С-К»
Экскурсия в библиотеку;
Сюжетно – ролевая игра «Библиотека»;
О. О. «П»
Знакомство со свойствами различных материалов: дерева, ткани, глины,
воды.
Методы и приёмы
1. Наглядный: (показ, демонстрация)
2. Словесный: художественное слово, беседа, рассказ, вопросы, пояснения
3. Игровой: сюрпризный момент, дидактическая игра «Составь слово»,
«Иероглиф», «Книгопечатники»
4. Метод проектной деятельности (познавательно-исследовательская
деятельность и экспериментирование)
Форма
организации детей :
Фронтальная, индивидуальная, групповая
Ход педагогического мероприятия
1. Вводная часть
1.1. Организационный момент
Воспитатель предлагает детям подойти к книжному уголку группы и выбрать книгу для совместного чтения. Дети подходят и видят, что в книжном уголке нет книг, а вместо них на полках стоят глиняные дощечки, кусочки ткани, кора дерева.
Дети: Куда исчезли наши книги? Кто - то подменил нам книги на «мусор».
Воспитатель: Действительно, книг нет. Ребята, как вы думаете, что появилось у нас на книжной полке и как мы это можем использовать?
Ответы детей : глина для лепки, ткань для аппликации, кора для поделок
и т. д.
1.2. Мотивация
Воспитатель: Вы всё правильно говорите, но не кажется ли вам, что эти предметы могут заменить нам исчезнувшие книги? Как бы нам узнать, так ли это? Может вы, ребята, знаете, где найти ответ?
Дети предлагают различные решения. Одно из них – обратиться за разъяснением к Профессору Почемучке, с которым мы уже встречались не один раз.
Воспитатель: Ребята, если мы с вами сможем создать книги из предложенных нам материалов, то у нас получится создать мини музей, в котором экспонатами станут различные книги.
Согласны? Тогда в путь!
2. Основная часть
Под весёлую музыку дети отправляются в соседнее помещение (музыкальный зал, стилизованный под лабораторию профессора). В «лаборатории» за столом сидит профессор Почемучка и смотрит в микроскоп.
Профессор: Сколько всего надо успеть узнать самому и рассказать ребятам. Ведь у них всегда столько вопросов и я на каждый должен найти ответ!
В это время в зал входят воспитатель и дети подготовительной к школе группы.
Воспитатель: Здравствуйте, профессор Почемучка, у наших ребят опять возник вопрос, не могли бы вы помочь найти на него ответ?
Профессор: Здравствуйте ребята! Я магистр школы «Почемучек». В моей школе «Почемучек» занимаются ребята со всего земного шара (показывает на глобус, все те, кто хочет получить ответы на различные вопросы. Я вижу, что и у вас есть ко мне вопрос? Что же вы хотите узнать сегодня?
Ребенок: Уважаемый профессор, я и мои друзья хотели бы узнать, могут ли эти предметы (показывает на глину, ткань, бересту и т. д.) помочь нам создать книгу. Мы хотели бы узнать, какими были первые книги?
Профессор: Я вижу, вы очень умные и любознательные ребята, а таких детей я люблю и вам конечно помогу.
Профессор: Значит, вы хотите узнать какими были первые книги. Ребята, а как вы думаете, для чего нужны книги? (Ответы детей).
Профессор: Молодцы, вы наверно дома много читаете со своими папами и мамами?
Ответы детей : Да
Профессор: Ну что ж, пора в путь. Чтобы узнать какими были первые книги, нам надо будет отправить в прошлое. А что же такое прошлое?
Ответы детей : Прошлое это то, что уже было, то, что уже прошло.
Профессор: Ребята, как же нам попасть в прошлое?
Ответы детей : Мы можем попасть в прошлое (с помощью волшебной палочки, на самолете, на ракете, на машине времени)
Профессор обыгрывает каждое высказывание ребенка, например «Ты думаешь, что на ракете. Ребята если мы сядем в ракету, куда мы попадем? В космос. А космос – это прошлое? Нет» и т. д. Пока дети не придут к выводу, что попасть в прошлое возможно, только на машине времени.
Профессор: Правильно ребята, в прошлое мы попадем на машине времени. И в моей лаборатории она есть. Прошу всех вас пройти в машину времени.
Ребята удобно устраиваются в «машине времени»
Профессор: Ребята, чтобы наша машина полетела нужно ее завести. Машина времени к полету в прошлое готова, смотрите на меня, повторяйте и делайте как я.
2.1. Физкультминутка «Машина времени»
В машину времени садимся (делаем приседание и одновременно делаем «упражнение моторчик»,
В прошлом сразу очутимся (описываем двумя руками в воздухе круг).
Начинаем мы считать,
Раз, два, три, четыре, пять (загибаем указательным пальцем правой руки пальчики на левой руке).
Машина наша ты лети (показываем руками крылья самолета,
В прошлое нас всех принеси (описываем двумя руками в воздухе круг).
Звучит космическая музыка, начинается полёт.
2.2. Видео презентация «Первые книги»
Слайд 1.
На экране картинка Древнего Египта.
Профессор: Посмотрите, ребята, мы с вами попали в древний Египет. Египет - это прекрасная страна. Здесь есть пустыни, моря, реки и горы. В старые времена Египтом правили фараоны. А помогали им жрецы. Жрецы - это помощники фараонов. Жрецы были очень умные и образованные люди, они умели писать и читать. А на чём они писали мы узнаем когда проведём небольшое исследование в детской лаборатории.
Дети проходят в «лабораторию».
Профессор: Проходите за стол № 1 «Египет». На ваших столах лежат природные материалы. Что это за материалы?
Ответы детей : На столе лежит глина, песок и вода.
Профессор: Молодцы, вы назвали все материалы. А как вы думаете, почему на наших столах лежит песок, глина, вода?
Ответы детей : Мы будем строить из песка или лепить из глины. Профессор: А не используют ли эти материалы для создания книг? Мы сейчас с вами всё узнаем. Для начала возьмите деревянные палочки и попробуйте написать любую знакомую вам букву на песке. Скажите, какую букву вы написали? (Ответы детей). Ваше изображение видно?
Ответы детей : Да.
Профессор: А сейчас положите свои палочки на стол. Представьте, что вы свои надписи понесли читать мамам. Вы несли их и трясли по дороге. Возьмите тарелки и немножко, не сильно потрясите, как я. Что стало с Вашей надписью?
Ответы детей : Ее нет, надпись исчезла.
Профессор: А как выдумаете, почему это произошло?
Ответы детей : Потому что мы трясли по дороге тарелки, а песок сыпучий.
Профессор: Правильно ребята потому, что песок сыпучий и если его потрясти, подуть на него, надпись пропадает. Подойдет нам песок для написания книги?
Ответы детей : Нет, потому что надпись исчезает.
Профессор: А сейчас подвинем аккуратно тарелки с водой, возьмем наши деревянные палочки и попробуем написать на воде. Ну что, получается?
Ответы детей : Ничего не получается!
Профессор: А почему?
Ответы детей : Потому что вода прозрачная, жидкая, и буквы наши тоже исчезают.
Профессор: Молодцы, вы все правильно сказали, вода жидкая, прозрачная и не имеет формы, а значит и вода нам тоже не подойдет для написания книги. А сейчас аккуратно отодвинем нашу тарелку с водой и будем работать со следующим природным материалом - глиной. Возьмем свои палочки и попробуем нарисовать на глине. Нарисуйте в середине небольшой квадрат, а справа от него круг. Ну что, получается рисовать на глине?
Ответы детей : Да.
Профессор: Хорошо, положите палочки на стол. Проверим, сохранится ли наш рисунок. Потрясите доску с глиной, а теперь подуйте на неё. Что стало с нашим рисунком, он остался?
Ответы детей : Рисунок остался, он не изменился.
Профессор: Значит, какой можно сделать вывод?
Ответы детей : На дощечках из глины можно писать, рисовать. А значит, глина подойдёт для создания книги.
Профессор: Вот к этому выводу и пришли древние жрицы.
Слайд 2.
Посмотрите как они это делали.
На экране продолжается презентация.
Для записи жрицы использовали глиняные таблички, на которых они писали при помощи деревянных палочек, которые назывались клинки. Они палочкой надавливали на глину, как вы сейчас, а после таблички ставили высыхать. Так получались странички книг. Когда жрицами было написано много таких глиняных страничек, они их складывали друг на друга. Получалась книга.
Слайд 3.
Вот так, ребята, и получились первые книги. Как вы думаете, удобно было пользоваться такими книгами?
Ответы детей.
Профессор: Глиняные книги - были очень большими и тяжелыми. Поэтому они были не удобны для использования.
Профессор: А сейчас нам пора снова в путь. Вытирайте свои руки салфетками и занимайте свои места в «машине времени».
Звучит космическая музыка, дети «перемещаются» во времени и пространстве.
Слайд 4.
Мы с вами попали в страну Древний Китай.
Китай это родина многих открытий. Например, в Китае изобрели материал - шёлк.
Китайцы очень любят придумывать различные загадки и головоломки. И для нас они тоже приготовили задание.
Профессор предлагает пройти детям за столы, на которых лежат кубики. Посмотрите на эти кубики, рассмотрите их и подумайте, какое задание могли придумать для нас хитрые китайцы?
Ответы детей : Может из них надо, что-то построить. На кубиках написаны буквы и цифры.
Профессор: А как вы думаете, ребята, зачем они написали нам буквы на кубиках?
Ответы детей : Из букв нужно составить слово.
Профессор: А из слов, что можно составить?
Ответы детей : А из слов можно составить предложение.
Профессор: А это мы сейчас с вами и проверим. Ребята, нам нужно разделиться на две команды.
Профессор обращает внимание детей на столы. На одном столе лежат кубики, и сидит кукла, на втором – кубики и машинка. Профессор предлагает детям разделиться на 2 команды. Посмотрев на содержимое столов, дети делятся по гендерному признаку. Идет работа в группах.
2.2. Дидактическая игра «Составь предложение»
Слушайте внимательно, у вас у каждого на кубике написана буква, а рядом с буквой в верхнем углу написана цифра. Вам необходимо расставить цифры по порядку и тогда у вас получиться слово. Ребята, с какой цифры начнем составлять слово?
Ответы детей : Мы начнем составлять слово с цифры один.
Профессор: Будьте внимательными, не путайте последовательность цифр, а то слово может не получиться
Дети составляют слова: книга, друг.
Профессор: Я смотрю, вы работали дружно и уже справились с заданием, давайте проверим, правильно ли вы их выполнили. Прочитайте, какие слова получились у команд.
Ответы детей : КНИГА, ДРУГ
Профессор: Молодцы, все правильно выполнили.
Профессор. Какое предложение у нас получилось?
Ответы детей : «Книга-друг».
Профессор: Да ребята, книга это наш с вами друг. А почему так говорят: «Книга - лучший товарищ», кто знает?
Ответы детей : Так говорят, потому что книга нас всему учит, из нее мы можем узнать много интересного.
Профессор: Молодцы. А сейчас мы узнаем, из чего была сделана первая книга в Китае.
Слайд 5.
Первую книгу в Китае сделали из шелка. А что такое шелк?
Ответы детей : Шелк - это такой материал (если дети не отвечают, профессор сам проговаривает, что шелк - это такой материал, из которого можно сшить блузку, платье, халат).
Профессор: Молодцы. Шелк нарезали на небольшие куски, это и были страницы книжки, а потом эти странички сшивали между собой. И получались вот такие шелковые книги.
На экране проектора изображение шёлковой книги.
В таких книгах китайцы писали при помощи кисточки и красок.
Я предлагаю вам тоже стать создателями шелковой книги.
Пройдите за стол №2 «КИТАЙ».
Перед вами куски шёлка, на которых мы будем писать. А что мы будем писать, я вам сейчас покажу.
Посмотрите на доску, что за странные символы здесь нарисованы? (выслушать ответы детей, они могут быть различны, все зависит от уровня знаний ребенка и его фантазии). Дело в том, что в Китае для написания использовали специальные буквы - символы, которые назывались иероглифы.
Профессор просит повторить детей слово «иероглифы».
Посмотрите, вот на листы в моих руках. Вот этот иероглиф обозначает слово человек, этот обозначает слово солнце, а этот иероглиф обозначает слово трава, а это вода. Я предлагаю выбрать понравившейся иероглиф и написать при помощи кисточки и красок, как это делали в древнем Китае, на ваших шелковых страничках.
По окончанию работы дети комментируют свои иероглифы?
Профессор: Когда высохнут наши надписи, можно будет сшить книгу.
Профессор: Ребята, я открою вам небольшой секрет. Китайцы - довольно изобретательный народ, и следующее что они изобрели, была бумага. Но об этом мы поговорим на другом занятии и в другом времени.
А сейчас, вытирайте салфеткой, свои руки и прошу вас пройти в «машину времени», чтобы переместиться в новое время.
Слайд №6
Профессор: Ребята, мы с вами переместились в Древнюю Русь. Так раньше называлась наша с вами страна Россия. А как вы думаете, из чего можно было сделать первую книгу на Руси? (ответы детей).
Профессор: Ну, тогда, посмотрите на экран.
Слайд 7.
Русь всегда славилась своими красивыми городами, своими могучими и сильными богатырями, своим праздниками, своей природой. В древние времена на Руси писали на бересте. Ребята, а что такое береста?
Ответы детей : Береста - это кора березы (если дети не отвечают, профессор обращается к экрану)
Профессор: Первые книги на Руси, действительно были из бересты.
Слайд 8.
И писали на ней с помощью вот такой специальной острой палочки, летописцы или как мы их сейчас называем писатели, выцарапывали буквы. Профессор просит повторить детей слово «летописцы»
А как по-другому сейчас мы называем летописцев?
Ответы детей : Сейчас летописцев мы называем писателями.
Профессор: Труд летописцев был очень сложным и требовал большого внимания и терпения. Поэтому они так обрадовались, когда на смену бересте пришла бумага. А уже позднее появились первые печатные книги. Посмотрите на наш умный экран.
Слайд 9.
Оказывается, буквы для первых печатных книг на Руси вырезали из дерева. Затем на них наносили краску и прижимали к листу бумаги.
На экране идет показ слайд-шоу.
Слайд 10.
Вот такая была первая печатная книга.
Профессор: Предлагаю вам попробовать себя в роли книгопечатников и напечатать одну страничку, такой книги.
Приглашаю к столу № 3 «Древняя Русь».
На столе лежит большой лист бумаги и оттиски печати.
Оттиски печати вырезаны из сырого картофеля.
Вам как древним летописцам необходимо нанести краску на оттиск и приложить его к листу бумаги. Для этого выберите понравившуюся вам букву и будем создавать первую печатную книгу, так как это делали в древней Руси. Ну что ж приступайте, мне не терпится посмотреть, что же у нас получится.
Ребята самостоятельно наносят краску на оттиски и печатают на листе бумаги.
Профессор: Ну что, ребята, наше время путешествия подошло к концу и нам с вами пора отправляться в обратный путь. Прошу вас всех пройти в машину времени. Мы обязательно заберём с собой берестяные странички книги и напечатанные листочки из древне Руси, шёлковые листочки книги из Китая, глиняные страницы из Древнего Египта для создания мини – музея книги. Закройте глаза и произнесите вместе со мной следующие слова:
Раз, два, три,
Машина времени лети,
В настоящее нас верни.
Под космическую музыку дети «перемещаются» в настоящее.
3. Заключительная часть.
Профессор: А сейчас откройте глаза. Мы с вами вернулись в мою лабораторию. Ребята, понравилось вам наше путешествие во времени?
Я предлагаю вам нарисовать книгу, в которой, с помощью рисунков, вы расскажете своим друзьям о том, где мы с сегодня побывали, на чем рисовали в Египте, какие первые книги были в Китае, на чем писали первые книги на Руси.
А на прощание я хочу вручить вам ордена умников, которые будут напоминать о нашей встрече и подтверждать что вы стали учениками школы «Почемучек». Ну что ж ребята, нам с вами пора прощаться, до свидания, до скорых встреч.
Ребята прощаются с Профессором Почемучкой и уходят к себе в группу.