Елена Некрасова
Вокально — хоровая работа в ДОУ
▼ Скачать + Заказать документы
Дошкольный возраст – самый благоприятный период для формирования и развития певческого голоса. Занятия пением является важной составляющей гармоничного развития дошкольника. Пение в первую очередь благоприятно влияет на Речевое развитие: это помощь в артикуляционной гимнастике, в правильном дыхании ребенка при разговорной речи, также один из приемов коррекции заикания.
Физическое развитие, с помощью дыхания развивается дыхательная система в соответствии улучшается сердечно сосудистая система ребенка.
Худоественно- эстетическое развитие- мы приобщаем детей к прекрасному, они начинают понимать музыку, красивую картинку, воспитывают музыкальный вкус.
Публикация «Вокально — хоровая работа в ДОУ» размещена в разделах
- Вокал. Обучение детей пению
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» июнь 2017
Социально- коммуникативное развитие- дети во время вокально- хорового кружка общаются между собой, они должны понять, как они должны петь. Я строю занятие таким образом, чтобы дети на каждом занятии решали какую то проблему, а это можно сделать только сообща.
Познавательное развитие-темы занятия у меня носят тематический характер, который параллельно освещается по группе, какое занятие у детей идет в группе то и происходит на моем занятии. Допустим дети проходят животных…с ним, тем самым они закрепляют знания,постоянно у нас идут пересечения. Пение вокруг всего.
Авторы на которых я опираюсь:
это Н. А. Метлов (в своей методике определяет особенности голосового аппарата, физиологические возможности дошкольников, их певческие умения и навыки, диапазон голосов детей разных возрастных групп, требования к песенному репертуару детского сада).
• Д. Б. Кабалевский, разработал программу на основе использование комплексности и системности для более глубокого эмоционально-эстетического воздействия
• Н. А. Ветлугина,предлагает в своей программе цикл песен-упражнений, способствующих развитию музыкальности ребёнка (ладового и ритмического чувства, звуковысотного и динамического слуха).
• Д. Е. Огородников - научный труд, как нельзя лучше отвечающий духу нашего времени. Эту книгу можно назвать кодексом музыканта.
Самая главная моя педагогическая идея научить ребенка петь хорошо, четко, внятно, с любовью, а самое главное красиво, с большой самоотдачей, что реализуется в процессе занятий по вокально-хоровой работе, для этого я поставила следующую цель работы : Обучить детей дошкольного возраста певческим навыкам. Из цели вытекают след задачи, у меня их 7,каждой я присвоила нотку.
• «До» - воспитание у детей любви и интереса к певческой деятельности;
• «Ре» - развитие эмоциональной отзывчивости у детей;
• «Ми» - формирование певческих навыков;
• «Фа» - развитие исполнительского мастерства;
• «Соль» - расширение музыкального кругозора и представления об окружающем мире;
• «Ля» - усвоение навыков хорового пения;
• «Си» - развитие детского песенного творчества.
И руководствуюсь следующими принципами: Вы видите их на экране
Целенаправленность, систематичность, плановость.
(Заключается в чётком планировании занятий с детьми, их систематичность и целенаправленность. Для музыкального развития детей очень важно, чтобы песня звучала в разных видах деятельности дошкольников, а не только на музыкальных занятиях. Песня может звучать на утренней гимнастике, на прогулке в тёплое время года, во время трудовых процессов и так далее)
Принцип дифференцированного подхода к работе с детьми и учёта их индивидуальных особенностей
Принцип доброжелательности и открытости.
Структура занятия у меня традиционная, просто в этой структуре я использую разнообразные инновационные технологии, чтобы детям было интересно заниматься.
Я стараюсь работать с максимальным привлечнием детей в вокально -хоровую работу.
Вся работа над вокальным произведением, конечно же предполагает непрерывную одновременную работу над чистотой интонации,над певческим дыханием, над артикуляцией, над дикцией, над звуковедением. Все вокально- технические навыки приобретаются и отрабатываются при распевании, на вокальных упражнениях, так и при работе над произведениями и обьединяются в единое выражение-вокальная работа.
Под певческой установкой понимают положение, которое должен принять вокалист перед началом пения, чтобы не давать детям те же указания мы в начале года разучиваем песенку «петь приятно и удобно» Л. Абелян. Когда зазвучала эта песенка дети уже знают какое положение нужно принять.
Распевание- разминка мышц голосового аппарата, разогретые мышцы гораздо лучше и приятнее управляются, они более послушны. распеванием мы в значительной степени предохраняем голосовой аппарат от травматизма, дети настраиваются, концентрируют внимание,включаются в рабочий процесс. Распевание у нас происходит постепенно начиная от закрытого рта на одном звуке, потом 2 звука и. т. д, до маленьких попевок. Выбираем небольшой, наиболее сложный отрывок в любой песне, и прорабатываем его различными способами (по фонопедическому методу В. В. Емельянова) :
1. Пропеваем, «сидя в автомобиле» (вибрация губами, соблюдая звуковысотность, характер исполнения, укрепление мышц голосовых связок;
2. Пропеваем, «сидя на лошадке» («процокать» мелодию, стараясь губами формировать слова песни);
3. «Выдуваем» мелодию (пропевать мелодию, выдувая при этом воздух);
4. Пропеваем, «сидя на слоне» (пропевать мелодию с хорошо открытым ртом, но звук направлять не в рот, а в нос).
Этой игрой мы так же решаем несколько задач:
1. Разогреваем артикуляционный аппарат.
2. Прорабатываем сложные отрывки в произведении.
Следующий этап моей работы это Дыхание, тоже очень много упражнений на дыхание, я еще использую разнообразные пособия потому что для деток это очень интересно, у нас есть руковички, свистульки, трубочки, также систематизировала методички по работе с дыханием., которые я раздаю воспитателям, они могут работать в группе, в уголке музыкального воспитания- родители могут с ними ознакомиться. (вы можете увидеть их в моей презентации)
Работа над Звукообразованием- строится на развитии слуховых ощущений и умении использовать резонаторы.
1. Пение с приставленной к уху ладонью
2. Колокол –пропевать на одном звуке бом! бом! долго протягивая звук «м», помогает ощутить вибрацию губ, звук при этом попадает верхний резонатор
3. песенки-распевки> я систематизировала песенки распевки для формирования гласных исполняемые на 2-3примарных звуках. акцент делается на правильное положение рта. (методичка)
Развитие ладового чувства: У меня имеется авторское пособие > «улыбка- мажор, хмурый- минор», также тактильно можно потрогать детям, или показываю на интерактивной доске смайлики,чтобы деткам было интересно и понятно. Придумываю всевозможные игры на смарт доске, например лопается шарик, а там смайлик они угадывают какое это настроение. Также у меня есть очень яркие дидактические пособия Марины Юрьевны Картушиной для детей. Один из приемов пение по пиктограммам. Дети поют знакомую песню, они должны передать данную эмоцию голосом.
Звуковедение -это способ исполнения звуков при пении. Я использую различные пособия, чтобы деткам было интересно. Это пособие> не только является для зрительного восприятия, но и для тактильного. Веревочки можно потрогать: Легато- тянется ровная линия, нон легато –прерывается, стокатто –отрывисто кружочки.
Работа над темпом ритмом : использую всевозможные коллективные игры на скорость движения на ускорение и замедление темпа. например «поезд». У нас также есть пособия с использованием регионального компонента>, якутские узоры ребята прохлопывают ритм по графическому изображению, также у меня есть раздаточный материал на группы, папочки красные тематические, касающиеся времен года, использую медиаматериал, который использовала на открытом занятии. Воспитатель может взять диск, а может папочку, наглядный материал, чтобы учить детей простучать прослушать, проиграть на муз инструменте. Все это сделано для интереса детей. Для закрепления у детей знаний об окружающем мире.
Артикуляция дикция одно из важнейших средств художественной выразительности в раскрытии музыкального образа, многие дети дошкольного возраста имеют проблемы с произношением звуков. Я использую вокально -артикуляционые упражнения (на одной- ноте сидит ворон на дубу, он играет во трубу у у у у) где вырабатывается, четкость, ловкость, правильность работы всего артикуляционного аппарата, придумываю различные истории сказки про язычок, проговариваем пропеваем скороговорки, пальчиковые игры с предметами детям очень нравятся. (доска)одеваем на пальчик грибок гриб грибок.
Также широко использую Ритмодикламацию -новая инновационная находка, когда дети под ритмическую музыку читают стихи. Ритмодекламация-представленное движение, озвученное и подсказанное стихотворной речью, не требует точного интонирования. (ритмично проговорить стих лешкин клен под польку например. «звонко хлопает в ладошки клен у лешки во дворе,те ладошки как у лешки покраснели на заре).
Мелодекламация произносим текст под музыку, причем текст должен по ритму соответствовать ритму мелодии. «Кискино горе» - плачет киска в коридоре у нее большое горе, злые люди бедной киске не дают украсть сосиски.
Работа над выразительностью мы понимаем то что, ребенок способен передать свое эмоциональное отношение к музыке,в пении,мимике, жестах.
Здесь я использую этюды на звукоподражание, воссоздание особенностей речи героев сказок, движений, произносим звуки с разной интонацией, можно использовать записи из серии «звуки природы»
Вместе сочиняем сказку, педагог читает, а дети сопровождают его речь движением и звуками.
Озвучивание картин по Алиеву., с помощью звукоподражания или напевания мелодий на любой удобный им звук
Я хочу чтобы мои занятия не только приносили пользу, но и радость для детей, поэтому у каждого ребенка есть своя прищепочка, которую он приносит из дома с фотографией. Встречает их всегда солнышко, грустное и веселое.