Ольга Оленникова
Дидактические игры с природным материалом вo второй младшей группе
▼ Скачать + Заказать документы
Вo второй младшей группе дидактические игры с природным материалом лучше всего вводить, иcпользуя уже знакомые детям овощи и фрукты. С помощью воспитателя дети овладеют умением различать предметы, выделять их отдельные признаки, находить похожие. Чтобы детям было легче отличать одни фрукты и овощи от других, для первых игр следует подбирать материалы, резко отличные по характерным признакам, а затем постепенно добавлять похожие. Например, для различения на ощупь лучше вначале взять морковь, огурец, яблоко, свеклу. А затем можно предложить похожие по форме фрукты и овощи: апельсин, лимон, лук или другие.
Публикация «Дидактические игры с природным материалом вo второй младшей группе» размещена в разделах
- Дидактические игры
- Поделки из природного материала
- Природа, экология. Игры, дидактические пособия
- Темочки
Проводя дидактические игры с детьми 4—5 лет — средняя группа,—учитывают возросший уровень знаний ребят, опыт решения предложенных задач.
Усложнение игр выражается в увеличении количества природного материала, в требовании более самостоятельно выполнять игровые задания, а также в том, что дети сами должны контролировать правильность выполнения поставленной задачи.
Небольшое усложнение задачи вводится и в содержание знаний о комнатных растениях: от детей требуется более точное определение окраски листьев, с названием оттенков (темно- или светло-зеленый лист).
Намечая игры, воспитатель должен предусмотреть их постепенное усложнение. Составить план проведения игр будет проще, если педагог предварительно наметит дидактические задачи игр по мере возрастания их трудности. Для детей второй младшей и средней групп эти задачи могут быть следующими:
1. Находить предметы по сходству. Растительный мир, окружающий ребенка, многообразен. Чтобы лучше в нем ориентироваться, дети должны уметь выделять отдельные предметы из окружающей природы. Легче научить их этому в играх (вначале с овощами и фруктами, а затем с комнатными растениями, деревьями и кустарниками) .
2. Находить предметы по слову-названию. Дети знают мало названий растений, часто пользуются обобщенным словом «цветы» или «деревья». Важно закрепить в их памяти названия знакомых предметов, помочь усвоить новые названия.
3. Выделять отдельные признаки растений. При этом дошкольники больше узнают о представителях растительного мира, у них развивается умение обобщать полученные впечатления.
4. Узнавать предметы с помощью одного из органов чувств (на ощупь, на вкус, по запаху) и называть их. Решение этой задачи позволит детям ближе познакомиться с признаками и качествами предметов растительного
мира.
5. Группировать предметы по внешнему признаку (окраске, форме). Упражняясь в группировке предметов, дети закрепляют знания, полученные ранее.
6. Находить целое по части. Выполнение этого задания даст детям возможность лучше узнать составные части растений, их признаки.
7. Находить растения по описанию взрослого. Научившись делать это, дошкольники смогут лучше увидеть отличительные признаки растений, учиться мыслить абстрактно.
В играх с детьми пятого года жизни вводится новая дидактическая задача, решение которой направлено на воспитание у детей умения описывать предметы растительного мира. Сначала дети делают это с помощью взрослого, затем все более самостоятельно. Задание усложняется в такой последовательности: сначала дети называют признаки, отвечая на вопросы воспитателя; затем несколько детей совместно составляет описание, а кто-то один отгадывает, и только после этого уже одному ребенку предлагают самостоятельно перечислить отличительные признаки предмета.
При организации дидактических игр с природным материалом в младшей группе нужно обращать внимание на то, чтобы все дети активно участвовали в игре, чтобы у каждого ребенка было какое-нибудь задание, чтобы каждый получил роль.
Можно предложить малышу повторить действие, только что выполненное другим ребенком. Обычно это доставляет детям удовольствие.
Во время игр надо знакомить детей с общепринятыми терминами, их употреблением в речи. Малыши должны научиться оперировать такими понятиями, как «окраска», «форма», «величина». Воспитатель должен дать образец правильного употребления этих слов.
С младшей группы надо приучать детей пользоваться общепринятыми определениями характерных свойств, качеств, признаков предметов и явлений.
В ходе игры у младших детей проявляется желание хорошо рассмотреть предмет, поиграть с ним. Такой интерес можно использовать для того, чтобы познакомить ребенка с некоторыми признаками и свойствами предметов. Так, если дети, скажем, обратили внимание на форму яблока, можно предложить им покатать его, как мяч, погладить, чтобы определить, гладкая ли у него поверхность.
После игр с овощами и фруктами можно угостить детей каким-нибудь из них, обратив при этом внимание на то, что все фрукты и овощи имеют вкус: «Скажите, как во рту стало?» (Кисло, горько, сладко.) Угощение вы-зывает у малышей еще больший интерес к таким играм. Желание поиграть с листьями, цветами часто вызывается у дошкольников стремлением украсить групповую комнату, свой обеденный стол, подарить букет взрослым, младшим детям. Проводя такие игры, надо приучать детей бережно относиться к растениям, приучать их не рвать без надобности цветы.
ИГРЫ ДЛЯ ОЗНАКОМЛЕНИЯ ДЕТЕЙ С ОВОЩАМИ И ФРУКТАМИ
С раннего детства ребенок видит вокруг себя различные овощи и фрукты. Постепенно он запоминает их названия, начинает находить знакомые среди них. Однако малыши почти не имеют представления об отдельных признаках растений, даже знакомых им. Поэтому в играх с детьми второй младшей группы надо не только уточнять названия, но и помогать малышам выделять и определять свойства и качества различных овощей и фруктов.
В средней группе дети больше знают об овощах и фруктах, чем малыши. Поэтому игры на различение овощей и фруктов можно не проводить. Задание «найди по названию» дают только в том случае, если детей знакомят с новыми растениями или если не все они усвоили некоторые растения. Детям предлагают более сложные задания по выделению и правильному определению признаков и качеств овощей и фруктов. Можно вводить задания на нахождение предметов по запаху.
Найди, что покажу*
Дидактическая задача. Найти предмет по сходству.
Игровое действие. Поиск предмета, показанного и спрятанного воспитателем.
Правило. Под салфетку заглядывать нельзя.
Оборудование. На двух подносах разложить одинаковые наборы овощей и фруктов. Один (для воспитателя) накрыть салфеткой.
Ход игры. Воспитатель показывает на короткое время один из предметов, спрятанных под салфеткой, и снова убирает его, затем предлагает детям: «Найдите на другом подносе такой же и вспомните, как он называ-ется».
Дети по очереди выполняют задание, пока все фрукты и овощи, спрятанные под салфеткой, не будут названы.
Примечание. В дальнейшем игру можно усложнить, добавляя овощи и фрукты, похожие по форме, но отличающиеся по окраске. Например: свеклу, репу; лимон, картофель; помидор, яблоко и др.
Найди, что назову*
Первый вариант.
Дидактическая задача. Найти предмет по слову-названию.
Игровое действие. Поиск «спрятавшихся» овощей и фруктов. Правило. Искать предмет можно в вазе, соответствующей по форме либо окраске названному овощу или фрукту (например, свекла, репа, редька; апельсин, помидор, яблоко и др.). Во все вазы заглядывать нельзя.
Оборудование. Овощи и фрукты разложить по краю стола, чтобы хорошо была видна их форма, величина. Овощи и фрукты брать лучше одинаковые по величине, но разной окраски (несколько яблок, груш и др., разной величины с постоянной окраской (морковь, свекла, капуста).
Ход игры. Воспитатель предлагает одному из детей: «Найди маленькую морковку и покажи ее всем». Или: «Найди желтое яблоко, покажи его детям»; «Покатай яблоко и скажи, какое оно по форме». Ребенок находит предмет, показывает его остальным детям, пытается определить форму. Если ребенок затрудняется, педагог может назвать яркий отличительный признак этого овоща или фрукта. Например: «Покажи желтую репку (черную редьку)». И т. п.
Второй вариант.
Овощи и фрукты укладывают в вазы разной формы шарообразной, овальной, удлиненной. При этом форма вазы должна соответствовать форме спрятанного в нее предмета. Дети ищут названный предмет.
Третий вариант.
Игра оборудуется и проводится так же, как и в первых двух вариантах. Здесь решается задача —закрепить в памяти дошкольников окраску предметов.
Овощи и фрукты раскладывают (прячут) в вазы разной окраски в соответствии с окраской предмета.
Угадай, что в руке
Дидактическая задача. Узнать названный предмет с помощью одного из анализаторов.
Игровое действие. Бег к воспитателю с предметом, узнанным на ощупь.
Правило. Смотреть на то, что лежит в руке, нельзя. Нужно узнать на ощупь.
Ход игры. Дети стоят, образуя круг. В руки, отведенные за спину, воспитатель раскладывает овощи и фрукты. Затем показывает всем любой из овощей. Дети, у которых в руках такой же, по команде подбегают к воспитателю.
Примечание. Игра рекомендуется для детей 3—4 лет
Чудесный мешочек
Первый вариант.
Дидактическая задача. Узнать предмет при помощи одного из анализаторов.
Игровое действие. Поиск на ощупь спрятанного предмета.
Правила. В мешочек заглядывать нельзя. Сначала нужно определить, что в руке, а потом показать предмет всем остальным.
Оборудование. Для первых игр подбирают овощи и фрукты, резко отличающиеся по форме, деталям, затем более похожие. Небольшой мешочек (непрозрачный).
Ход игры. Воспитатель опускает овощи и фрукты в мешочек и просит наблюдать, что он будет делать. Затем предлагает одному из ребят: «Найди на ощупь, не глядя в мешочек, что хочешь. А теперь скажи, что ты взял». Или можно попросить: «Найди то, что я скажу (назову)». По очереди задание выполняют все дети.
Примечание. В последующем при повторении игры мешочек наполняют заранее. Дети не должны видеть, что туда прячут.
в данной местности деревьев).