Людмила Петрова
Конспект занятия «Во внутреннем мире человека доброта — это солнце»
▼ Скачать + Заказать документы
Цель: повысить педагогическую компетентность родителей в вопросах воспитания доброты у детей дошкольного возраста.
Задачи:
1. Помочь родителям осознать важность воспитания у детей доброты для формирования личности ребенка.
2. Формировать у родителей навыки решения проблемных ситуаций, возникающих у детей при общении со сверстниками и взрослыми.
3. Построить тесное взаимодействие и взаимопонимание детского сада и семьи для развития доброты у воспитанников ДОУ.
Материал:
Публикация «Конспект занятия „Во внутреннем мире человека доброта — это солнце“» размещена в разделах
- Доброта. Воспитание доброты, учимся быть добрыми
- Доброта. Конспекты занятий на тему добра
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Солнце, солнышко
- Солнце. Конспекты занятий
- Темочки
- презентация;
- свеча;
- грамзапись песни «Доброта», муз. И. Лученко, сл. Н. Тулуповой, магнитофон;
- аудиозапись с выступлением детей;
- большое сердце, вырезанное из картона;
- медали участникам собрания;
- проектор, компьютерная презентация;
- чистый лист бумаги каждому участнику собрания для составления памятки.
Предварительная работа:
- подготовка аудиозаписи с выступлением детей;
- оформление плакатов, стенгазеты с детскими рисунками на тему «Дарите людям доброту», «Папа, мама, я – наша дружная семья»
- заучивание одним из родителей стихотворения «Дарите людям доброту»;
- подготовка медалей участникам собрания - диспута.
Оформление зала:
Столы расставлены в виде круглого стола. Они сервированы для чаепития. Под каждой чайной чашкой лежат сердечки, сделанные руками детей. На стене расположены плакаты о доброте :
• «Доброта - это солнце, которое согревает душу человека. Все хорошее в природе - от солнца, а все лучшее в жизни – от человека» (М. Пришвин).
• «Лучше добрым на свете быть, зло в мире и так довольно» (Э. Асадов);
Стенгазеты:
• «Дарите людям доброту».
• «Папа, мама, я – наша дружная семья».
Повестка собрания - диспута:
1. Беседа на тему «Что такое доброта».
2. Тренинг «Комплименты».
3. Обсуждение проблемных ситуаций.
4. Оформление памятки родителями.
5. Чтение родителем стихотворения «Дарите людям доброту».
6. Вручение медалей за участие в диспуте.
Ход собрания - диспута
Презентация «Во внутреннем мире человека, доброта – это солнце»
Родители приглашаются за круглый стол.
Добрый вечер, уважаемые родители!
Сегодня у нас необычная встреча. Сегодняшнюю встречу посвящаем доброте. Это удивительное, волшебное слово!
Доброта – вещь удивительная. Доброта – это когда мы помогаем людям и не просим ничего взамен, не требуем благодарности. Она заставляет улыбаться и делает нас еще счастливее. Это чувство избавляет нас от одиночества, душевных ран и непрошеных обид.
Доброта – это стремление человека дарить окружающим счастье и хорошее настроение.
А чтобы настроение всегда было хорошим и веселым, давайте возьмемся за руки, закроем глаза и передаем друг другу ту искорку тепла и любви, что живет в нашем сердце. Почувствуйте, как по нашим рукам из ладошки в ладошку переходит доброта. (Психолог берет в руки зажженную свечу). Посмотрите, какая искорка зажглась от наших сердец. Пусть она сопровождает нас всегда. Улыбнитесь от души, расслабьтесь и скажите мысленно: «Мне очень хорошо!» (Звучит песня «Доброта», муз. И. Лученко, сл. Н. Тулуповой). Пожелаем друг другу доброй встречи и радостного настроения.
Я смотрела на ваши улыбающиеся лица и заметила, что в зале стало еще теплее и светлее. Это, наверное, потому, что собрались сегодня в зале добрые, вежливые, отзывчивые люди. Доброта – это как солнце, согревает нас и нашу душу.
А сейчас я прошу обсудить такие вопросы:
1. Как думаете, что такое доброта? Кто такой добрый человек? (Доброта - это отзывчивость, вежливость, душевное расположение к людям, а добрый человек стремится делать добро другим, он внимательный, заботливый, щедрый, добродушный, отзывчивый, нежадный).
- А теперь послушаем, как понимают доброту наши дети (включается аудиозапись).
Дети правильно понимают слово «Доброта», но, к большому сожалению, их поступки не всегда бывают добрыми. А наша задача состоит в том, чтобы воспитывать у них с самого раннего возраста желание совершать добрые поступки.
2. Скажите, пожалуйста, чем отличается «добрый» человек от «добренького» человека? (добрый – это сильный человек, проявляющий великодушие, а добренький – это слабый человек, проявляющий доброту только на словах, а не в поступках).
- Как вы понимаете фразу поэта Михаила Светлова «Добро должно быть с кулаками»? (обсуждение с родителями).
- Это обозначает то, что добрый человек должен уметь защитить себя от злых, жестоких людей, т. е. уметь постоять за себя.
- А как вы понимаете смысл пословицы «За добро добром платят»? (обсуждение с родителями, высказывание мнений).
Действительно, кто делает добро другим, сам получает добро.
3. А теперь, пожалуйста, подумайте и скажите, как научить человека чувствовать и понимать другого человека? (обсуждение с родителями).
Если мы будем внимательны к любому человеку, с которым вступаем в беседу – будь то случайный попутчик или кто-то из близких нам людей - это и будет проявлением доброты. Любой человек нуждается в уважении и внимании, и мы не можем причинять ему неудобство, неприятность, а тем более горе, жестокую обиду или рану.
Взрослые, помните!
Попробуйте не наступить, а уступить. Не захватить, а отдать. Не кулак показать, а протянуть руку. Не спрятать, а поделиться. Не кричать, а выслушать. Не разорвать, а склеить.
Попробуйте, и вы увидите, какими теплыми, радостными, спокойными станут Ваши отношения с окружающими людьми, какое удивительное чувство согреет Вашу душу. Старайтесь ради себя самого не причинять вреда другому человеку.
Тренинг «Комплименты».
А сейчас в качестве разминки мы проведем небольшой тренинг. Давайте встанем все в круг.
- Скажите, любите ли вы получать подарки? Давайте подарим друг другу комплименты.
- Скажите, приятно ли будет вам, когда о вас говорят много хорошего?
Обсуждение проблемных ситуаций.
Попрошу Вас разделиться на две подгруппы.
1 ситуация для 1 подгруппы:
Три дороги, на них три таблички: 1 – налево пойдешь, игрушку найдешь, 2 - направо пойдешь, друга потеряешь, 3 – прямо пойдешь, выручишь друга. Куда пойдет сын или дочь? Объяснить с учетом возрастных особенностей.
2 ситуация для 2 подгруппы: Говорят, «доброе сердце», а как еще можно сказать? (ответы). У кого из сказочных персонажей было доброе сердце? А злое? (ответы).
3 ситуация для 1 подгруппы: Если плачет кто-то из детей, как его успокоить? ( обыгрывается сценка: один родитель – мама, другой – ребенок).
4 ситуация для 2 подгруппы: Обсудим, в чем заключается смысл наказаний? Какие допустимы, а какие нет? Почему? Для чего ребенку нужна игра? Как можно с ним играть дома?
5 ситуация для 1 подгруппы: Мама говорит: «Моя дочка ходит в музыкальную школу и на фигурное катание. Дома я избавляю от всех хлопот, а тут ей, видите ли, надо сходить к подруге объяснить задание». Ваше мнение… (обсуждение, высказывание мнений).
Вывод. Отучив дочь заботиться о других, мать отучит ее заботиться и о себе - собственной матери.
6 ситуация для 2 подгруппы: На глазах у встречающих родителей один мальчик, выйдя из группы, ударил девочку по голове кулаком.
- Ты что делаешь, рука заболит! - возмущенно крикнула мать мальчика.
- Разве можно так, мальчик! – послышалось со всех сторон.
- А пусть не плюётся! – с искренней убежденностью в правоте содеянного, ответил тот.
- Видите? – видите, воодушевившись объяснением сына, женщина обратилась уже к людям. – Он защищался. Правильно сынок, не давай себя в обиду. В следующий раз не плюнет. Но руку, все же, надо беречь. Ты же еще маленький.
- Как бы вы поступили на месте мамы мальчика? (высказываются мнения).
Вывод: мать развивает в ребенке агрессивность, учит защищать себя кулаком.
Уважаемые родители, назовите, пожалуйста, пословицы или поговорки о доброте.
- Добро желаешь – добро и делай.
- Доброе слово лечит, а злое – калечит.
- Вся семья вместе и душа на месте.
- Мир не без добрых людей.
- Кто добро творит, того Бог отблагодарит.
- Кто свою мать уважает, чужую не обругает.
- Детей наказывай стыдом, а не кнутом.
- Не делайте из ребенка кумира: когда он вырастет - потребует жертв.
- Кто не может взять лаской, тот не возьмет и строгостью.
- Не тот богат, кто много имеет, а тот, кто много дает и т. д.
Не думайте, что вы воспитываете ребенка только тогда, когда с ним разговариваете или поучаете его, или приказываете ему. Вы воспитываете его в каждый момент вашей жизни, даже тогда, когда вас нет дома и т. д.
Мы сейчас немало говорили, спорили, размышляли о воспитании в детях доброты. А теперь попробуем обобщить наши мысли.
У нас получится своего рода памятка о воспитании доброты в детях.
1. Доброта начинается с любви к природе, к людям, к животным.
2. Давайте делать добрые, хорошие поступки. Дети учатся доброте у нас.
3. Надо доставлять ребенку радость общения с нами.
4. Произносить больше добрых слов.
5. Помоги больным, старым.
5. Научимся владеть собой. Выдержка! (Каждый из родителей письменно составляет памятку).
Дополнением к нашей памятке могут быть следующие правила, принципы, заповеди разумного воспитания, сформулированные А. Толстых.
1. Никогда не воспитывайте в плохом настроении.
2. Ясно определите, что вы хотите от ребенка (и объясните ему это, а также узнайте, что он думает по этому поводу.
3. Предоставьте ребенку самостоятельность, не контролируйте каждый его шаг.
4. Оценивайте поступок, а не личность. Сущность человека и его отдельные поступки – не одно и то же.
5. Дайте ребенку ощутить (улыбнитесь, прикоснитесь, что сочувствуете ему, верите в него, несмотря на его оплошность.
6. Воспитатель должен быть твердым, но добрым.
В заключение родитель читает стихотворение Любови Бодровой «Дарите людям доброту».
Раздайте все хорошее другим,
От этого не станете беднее.
Все, что отдал, считается твоим,
Рука дающего, поверьте, не скудеет.
Вы, в этом мире вечной суеты,
Себя прославьте добрыми делами,
Вы не жалейте ласки, теплоты,
Для тех, кто рядом, кто сегодня с Вами.
Не обижайте близких грубым словом,
Дарите счастье им и нежную любовь.
И пусть они поймут, что Вы готовы
Прийти на помощь к ним на первый зов.
Пусть в Вашем доме будет мир и счастье,
Умейте уступить в ненужном споре.
И будьте мудры, если разногласье
Вас может привести к семейной ссоре.
Живите, не чураясь доброты,
Возьмите совесть в верные друзья,
В ней спрятаны все лучшие черты,
Она единственный и праведный судья.
- А сейчас я предлагаю Вам подумать над тем, что значит быть добрым и записать свои мысли на сердечках, которые сделали наши дети, затем зачитать свои записки и расположить их вокруг большого сердца.
- Как вы думаете, лучше быть добрым или равнодушным? (Хорошо быть добрым).
Вместе: «Как хорошо быть добрым».
Награждение родителей медалями, сделанными их детьми за активное участие в собрании-диспуте «Воспитываем доброту».
Стенгазеты, детские рисунки на темы: «Дарите людям доброту», «Папа, мама, я – наша дружная семья».