Алина Самсонова
Внимание дошкольников и его развитие
▼ Скачать + Заказать документы
Современный успешный человек - это человек, умеющий работать с информацией, обладающий высоким уровнем развития мышления, внимания, памяти, воображения.
Поэтому очень важно с детства развивать ребенка, тем самым, предоставляя возможность в большей мере реализовать свой интеллектуальный и творческий потенциал. Что, в итоге, позволит повысить уровень качества жизни.
Внимание дошкольников.
Публикация «Внимание дошкольников и его развитие» размещена в разделах
Внимание – это один из основных психических процессов. И оттого как оно развивается : как ребенок умеет слушать и слышать, вникать в сказанное, акцентировать внимание, зависит качество обучения малыша и способность приобретать и накапливать полученные знания. Внимание это необходимое условие любой человеческой деятельности.
Внимание – это избирательная направленность на объект.
Формы проявления внимания :
Сенсорное (перцептивное).
Интеллектуальное (мыслительное).
Моторное (двигательное).
Виды внимания :
Непроизвольное внимание - не имеет цели и волевого усилия (резкий звук, яркая игрушка, яркая картинка, остается преобладающим на протяжении всего дошкольного детства. Ребенку очень сложно отвлечься от интересный игры, поделки, если он полностью погружен в тот или процесс.
Произвольное внимание – имеет цель и волевые усилия по активному поддержанию этой цели, служит для ее достижения (вовлечь в интересный познавательный процесс). Зачатки произвольного, активного внимания появляются к концу дошкольного периода. Появляется оно в ходе взаимодействия ребенка и взрослого. Дошкольники же могут погружаться в процесс лишь кратковременно, именно поэтому в работе с детьми рекомендуется разнообразить деятельность, чтобы ребенку не стало скучно, и интерес к процессу не пропал.
Послепроизвольное внимание - сохраняется целенаправленность, снимается напряжение; наличие цели без волевого усилия.
Свойства внимания :
Концентрация — это степень сосредоточения.
Распределение — это способность человека удерживать в центре внимания определенное число объектов одновременно (внимание к объектам, действия с ними или наблюдения за ними).
Переключаемость — это сознательное и осмысленное перемещение внимания с одного объекта на другой или с одной деятельности на другую при появлении новой задачи.
Объем (5+-2) - измеряется количеством объектов, которые человек способен воспринять, охватить при их одномоментном предъявлении.
Устойчивость - это длительность удержания внимания к одному и тому же предмету или деятельности (яркость материала, эмоциональное состояние, отношение к деятельности и ее темп).
Нормы концентрации внимания у дошкольников.
У детей до 3 лет – до 15 минут (нервные дети - не более 5 минут).
У детей 4 лет – до 20 минут (болезненные дети - не более 8 минут).
Дети 5 лет - до 10-25 минут.
Дети 6 лет - до 30 минут (дети с гиперактивностью или с ЗПР – не более 12 минут).
Распределение и переключение.
Еще слабо развиты у дошкольников. Эти свойства необходимо развивать специально.
К концу 1-го года жизни появляется ориентировочно-исследовательская деятельность как средство будущего развития произвольного внимания.
В начале 2-го года жизни появляются зачатки произвольного внимания (взрослый называет предмет, ребенок направляет взгляд на этот предмет).
На 2-3-й году жизни развивается первоначальная форма произвольного внимания (ребенок еще не может распределять внимание между двумя предметами (действиями).
В 4,5-5 лет ребенок начинает направлять внимание, действуя по инструкции взрослого.
В 5-6 лет появляется элементарная форма произвольного внимания (самоинструкция). Внимание наиболее устойчиво в активной деятельности, в играх, манипуляции предметами, при выполнении различных действий.
В 7-летнем возрасте внимание совершенствуется, включая волевое.
Объём внимания :
- в 3 - 4 года внимание ребёнка привлекают яркие, необычные предметы.
- в 4 - 5 лет - 1предмет,
- в 5-6 лет - 3 предмета (с достаточной полнотой и детализацией).
- к 6 годам - увеличивается и количество объектов, и изменяется круг предметов, которые ребёнок способен одновременно воспринять. Привлекают внимание внешние ничем не привлекательные объекты. А в тех объектах, которые привлекали ребенка раньше, шестилетка уже замечает и больше, и иное, чем раньше. Также его внимание уже больше начинает привлекать сам человек, его деятельность.
Сосредоточенность и устойчивость.
Возрастает от младшего к старшему дошкольному возрасту почти в два раза.
Игра младших дошкольников может длиться 30-50 минут.
К 5-6 годам длительность игры может возрасти до 2 часов. Это происходит за счет того, что интерес к игре поддерживается постоянным введением новых ситуаций, и в ней отражаются более сложные действия и взаимоотношения людей.
В 5,5-6 лет дошкольники готовы работать час не отвлекаясь (наглядные изображения, которые эмоционально привлекают). Со старшего дошкольного возраста, дети становятся способными удерживать внимание на действиях, которые приобретают для них интеллектуально значимый интерес игры – головоломки, загадки, задания учебного типа.
Устойчивость внимания к интеллектуальной деятельности заметно возрастает к 7 годам.
Внимание дошкольника имеет возрастную динамику развития. В старшем дошкольном возрасте расширяется объем внимания, возрастает его устойчивость, формируется произвольное внимание.
Нарушения внимания и их причины
Низкая концентрация, распыленность.
Низкая переключаемость, рассеянность.
Низкая форма устойчивости.
Низкая распределяемость.
Произвольное внимание с задержкой.
Причины невнимательности : :
- врожденная патология;
- нарушения речи;
- нарушения интеллекта;
- ошибки педагогики;
- эмоциональное воздействие.
Ребенок будет страдать от нарушения внимания, если окружающая его обстановка далека от комфортной, когда он находится в состоянии страха совершить ошибку, зная, что за ней последует наказание, если он чувствует неудовлетворенность родителей своим поведением и своими успехами.
Упражнения и игры на развитие внимания
Подбирая те или иные дидактические игры, нужно четко понимать, что у каждого возраста свои особенности. Также не забываем о физических и психологических особенностях детей (гиперактивным детям - игры с четкими правилами, нежелательны сразу коллективные занятия). Младшим дошкольникам - игры со знакомыми предметами, которые дети будут различать по цвету, форме, величине.
Детям из средних групп - задания посложнее (выложи узор, правильно составь предметы, найди) недостающий.
В старших группах - игры с природными материалами, различные развивающие задания с иллюстрациями, мозаикой.
Самым старшим дошкольникам - составление целых рассказов по картинкам или предложенным предметам, классификация этих предметов, задания на творческое мышление.
Развитие наблюдательности
Поиск отличий на картинках (отличные детали, разные цвета или формы).
Игра «Прятки» (найди на картинке спрятавшиеся предметы). Можно разнообразить эту игру: ребенок смотрит на положенную, перед ним раскраску, потом отворачивается; взрослый закрашивает один из элементов. Ребенок поворачивается и говорит, что закрашено и так до конца раскрашивания картинки. Игра «Делай как я!». Взрослый выполняет какое-то движение, малыш правильно повторяет его (можно под музыку).
Развитие произвольного внимания
Пазлы с интересным сюжетом из любимого мультфильма, сказки.
Игра «Все синее» (цвет можно менять). Ребенок на протяжении конкретного времени (несколько секунд) ищет предметы конкретного цвета и называет эти предметы вслух.
Игра «Я все замечу!». Выкладывают перед ребенком до 10 предметов. Затем ребенок отворачивается, один предмет убирают. Ребенок должен назвать, кто спрятался (можно играть пока на столе не останется всего несколько предметов).
Развитие слухового внимания
«Слушать. Слышать. Выполнять». Предлагаем ребенку повторять движения взрослого: сначала по одному движению, потом – несколько движений, потом – целую комбинацию.
Игры с музыкой: произвольный танец под музыку, который прекращается, если музыка останавливается; «Веселые стулья» (дети бегают вокруг стульчиков под музыку; как музыка заканчивается, дети быстро садятся на стульчики); «Самолетики» (дети под музыку бегают по залу, а когда музыка прерывается, они должны «сесть на аэродром» – забежать в обруч, положенный на пол).
Упражнения и игры с музыкальными инструментами, а также отработка такта при хлопках в ладоши.
Развитие зрительного внимания
Иллюстрации и игры. Ребенку предлагается взглянуть на некоторое количество иллюстраций. Предметы, изображенные на картинках, должны быть хорошо знакомы дошкольнику и понятно нарисованы. Ребенок смотрит на картинки, затем иллюстрации убирают. Затем ребенок озвучивает то, что было на картинках. Если какие-то картинки позабылись, их можно показать снова, и потом предложить назвать. Эта игра развивает зрительное внимание и память.
Постепенно задание можно усложнять, предлагая ребенку называть только предметы, относящиеся к конкретной области: посуда, одежда, мебель и прочее.
Мозаика. По образцу ребенок выполняет работу (ребенок и играет, и тренирует внимание).
Игра с «близнецами» (выбрать из множества фигур (предметов, картинок и прочее) одинаковые).
Методики развития внимательности
Развивать внимательность у дошкольников нужно ежедневно, по 15 минут.
Опиши взрослого, который с тобой занимается. Задаются наводящие вопросы: Какого цвета мое платье? На мне есть бусы? У меня на волосах есть заколка? Вопросы могут быть разные. Для заинтересованности ребенка, он потом сам может задавать вопросы, а взрослый на них будет отвечать.
Выложи из палочек узор или фигуру по образцу.
Нанизывание бусин разного цвета. Предлагается чертеж, на котором обозначены разными знаками бусины различного цвета. Ребенок должен нанизать бусины в таком порядке, который представлен на чертеже.
Игра с тенью. Найди нужную тень на картинке (нарисованы персонажи (предметы) и их тени).
Рекомендации:
Постоянные интересные упражнения и игры.
Обязательное участие взрослых в игре, их пример.
Внимательное отношение к ребенку со стороны взрослых, терпение к ошибкам ребенка. Дружелюбная и спокойная атмосфера.
Игры и развивающие методики, которые повысят слуховую, зрительную активность. Играть можно и дома, и на прогулке.
Самостоятельность детей (самостоятельно складывать игрушки, предметы канцелярии, после рисования, игры; самостоятельно умывается, одевается, все это способствуют развитию внимательности.
Знание ребенком режима дня, это дисциплинирует его, помогает делать акцент на важных делах, которые происходят в его жизни каждый день.