Светлана Гришенкова
Консультация «Внимание детей. Как этого добиться»
▼ Скачать + Заказать документы
Внимание детей. Как этого добиться?
«Внимание – есть та дверь, которую не может миновать ни одно слово ученья, иначе оно не попадет в душу ребенка».
К. Д. Ушинский
Привлечь и удержать внимание детей во время образовательной деятельности, особенно в раннем дошкольном возрасте, очень сложно. Ведь качество усвоения ими материала напрямую зависит от того, как внимательно ребенок слушает воспитателя. Соблюдение правил поведения во время занятия помогает организовать и дисциплинировать малышей, учит внимательно относиться к учебному процессу, и все это закладывается в раннем возрасте.
Публикация «Консультация „Внимание детей, Как этого добиться“» размещена в разделах
Для того, чтобы вызвать у ребенка положительный и продолжительный интерес к деятельности нужно очень постараться. Давно известно, что ребенок будет заниматься только тем, что ему в действительности интересно. Даже из самого простого и малопривлекательного занятия можно сделать необычайное приключение, добавив в него даже самый простой сюжет и главного героя. Если дети начинают разговаривать и отвлекаются во время занятия, то это значит им стало неинтересно и скучно, из-за отсутствия сюрпризного момента, плохо подобранного неинтересного демонстрационного материала Воспитателю нужно обращать внимание на это при подготовке к занятиям, а так же не перегружать детей.
Став воспитателем я узнала, что без ярких красок, сказочных героев, сюрпризов, изменения интонаций голоса и похвалы, которая очень важна для ребенка, заинтересовать малышей практически невозможно. И это был только начальный этап для того, чтобы научиться привлекать внимание малышей. Пришлось изучать много литературы по данному вопросу, обобщать и применять на практике опыт своих коллег, опираться на свой практический опыт. Мной были выбраны некоторые методы и приемы привлечения внимания детей во время образовательной деятельности, которые я использую в своей работе.
1. Учитесь играя. Педагог обязан знать и учитывать, что внимание маленького человечка по большей части имеет непроизвольный характер, в его основе лежит интерес к происходящему вокруг него. Недостаточность произвольности внимания в раннем детстве возмещается за счет природной детской любознательности и желания присоединиться к игре. Используйте это! Проводите занятия при помощи игры – которая является одной из самых эффективных форм занятий для дошкольников.
Игра ведь не зря называется "ведущей деятельностью». Именно в игре маленький человек знакомиться с окружающим миром предметов и людей, учиться выстраивать социальные отношения. С помощью игры малыш постигает самого себя и узнает свои возможности. Есть очень немного видов деятельности, которые нельзя превратить в игру, когда вам нужно привлечь внимание ребенка.
2 Для привлечения внимания применяйте жесты. Сигналом может стать один и тот же жест (рука вверх, хлопок в ладоши или любой другой). Жест можно использовать, когда необходимо напомнить детям, о необходимости внимательно слушать, со временем малыши привыкнут к вашим жестам, и это поможет не отвлекаться от занятия.
3 Используйте все доступные средства. Тишины во время занятия можно добиться с помощью самых простых музыкальных инструментов: колокольчика, бубна, трещетки и даже погремушки. Так же можно использовать определенную мелодию, которая будет сигналом к началу занятия.
4 Начинайте занятие с интриги, сюрпризного момента: «У меня для вас что-то есть интересное», «Угадайте, кто к нам пришел». Воображение – ваш главный помощник, который поможет завладеть вниманием детей.
5 Придумайте ритуал начала и окончания занятия для создания хорошего настроения каждого ребенка. Поделитесь со своими детьми своим позитивным настроем, который поможет педагогу уверенно двигаться вперед. Позитивный настрой и хорошее настроение заразительны, и это поможет вам увлечь детей за собой. Малыши пребывают в состоянии постоянного любопытства, изумления и восторга, поэтому этот процесс не доставит особого труда.
6 Используйте голосовые и эмоциональные модуляции: изменяйте интонацию, высоту и громкость голоса, тембр и скорость речи, не говорите монотонно, сопровождайте речь мимикой и выразительной жестикуляцией, будьте смешным. Покажите, что это действительно будет интересно не только детям, но и вам.
7 Меняйте виды деятельности. Предложите детям: послушайте, а теперь потрогайте, а теперь посмотрите, можно даже понюхать. А теперь давайте попробуем показать! При смене вида деятельности внимание на какое-то время снова фиксируется на занятии.
8 Используйте музыку. Дети очень нравиться пение и танцы! Применяя любовь детей к музыке, вы сможете повысить качество и ценность любого занятия, сделаете его более интересным для любознательного малыша. Возьмите за правило включать музыкальные паузы в ежедневную жизнь вашей группы: пусть музыка звучит во время утренней и бодрящей гимнастики, подвижных и сюжетно - ролевых игр, развлечений, во время прогулок и экскурсий.
9 Используйте цвет. Красочные, яркие цветовые пятна хорошо помогают для привлечения внимания детей, особенно младшего возраста. Дети воспринимают цвет не так как взрослые, более точно и красочно, хотя и не смогут описания его в полной мере. Для проведения занятий с детьми раннего, а также младшего дошкольного возраста можно использовать одежду с яркими элементами. Они будут привлекать и удерживать внимание на педагоге. Цвет - это прекрасное средство управлять детьми. Мы все можем применять разнообразие цвета, чтобы учить, подталкивать и вдохновлять.
10 Придумывайте сказки и необычные истории. Даже взрослым не интересно слушать лекции, а дети и подавно. Но все любят сказки, а дети любят их больше всего. Придумывайте истории с поучительными примерами - это хорошо поможет научить ребенка чему-либо новому. Во время рассказа предлагайте детям принять на себя роль, привлекайте детей к рассказыванию и вы обязательно будете в центре их внимания.
11 К проведению любой образовательной деятельности используйте творческий подход, используйте план занятия с целями и задачами, но помните, что план всегда можно дополнить, разнообразить, использовать проектор, компьютер, да просто интересную идею.
Особенность обучения детей младшего возраста заключается в том, что их деятельность очень тесно связана с игрой. Поэтому мотив обучения будет для ребенка более интересным в том случае, если занятия педагог проводит в игровой форме. Во время таких занятий дети могут научиться дружить и строить отношения с другими, познают неизвестное и узнают, что такое хорошо и что такое плохо, материал, который они получат таким образом будет усвоен гораздо легче и с большим интересом.
Это только малая часть методов и приемов, которые педагог может использовать в своей работе. Но какие бы приемы ни использовал воспитатель самым важным остается то, насколько внимательно он может прочувствовать состояние и настрой каждого ребенка, насколько точно он может задействовать тот или иной способ привлечения внимания, а нестандартные идеи, творчество и выдумка – наши верные помощники.
На занятиях с детьми необходимо использовать самые разнообразные методы и приемы, чередуя и сочетая их между собой. Но так же необходимо вести разговор с малышами, побуждать их к непосредственным действиям, учить опираться на детский жизненный опыт. Такие условия для образовательного процесса в дошкольном учреждении обеспечат его высокую результативность.