Приложение МААМ

Внеклассное мероприятие «Язык мой — друг мой»

Елена Васильевна Рязанцева
Внеклассное мероприятие «Язык мой — друг мой»
▼ Скачать + Заказать документы

Цель: формирование у младших школьников интереса к изучению русского языка посредством вовлечения их в познавательную, творческую деятельность.

Задачи:

- развивать связную речь, образное мышление, фантазию;

- формировать умение добывать, отбирать, обрабатывать и преобразовывать информацию

- создавать обстановку психологического комфорта;

- совершенствовать навыки сотрудничества в команде;

- формировать ценностные ориентиры и смысл учебной деятельности;

- воспитывать уважительное отношение к родному языку.

Ход мероприятия.

Публикация «Внеклассное мероприятие „Язык мой — друг мой“» размещена в разделах

Учитель. Некоторые люди считают, что изучение русского языка – это скучная и очень трудная дорога, по которой многие школьники плетутся по горькой необходимости, еле-еле пробираясь между занудными правилами и скучнейшими упражнениями! Я очень надеюсь, что среди моих учеников таких пессимистов нет, и сегодня мы еще раз сможем убедиться, что наш язык – наш верный друг, с ним интересно, а иногда и весело! Готовясь к сегодняшнему занятию, вы объединились в 4 команды, придумали названия с расшифровкой и подобрали высказывания знаменитых людей о русском языке, о значимости слова. Команды приглашаются в алфавитном порядке.

I этап. Представление команд. Можно заработать 2 балла.

ЗНАК – задорные, находчивые, амбициозные, культурные

КЛАД – креативные, любознательные, артистичные, деловые

СУПЕР – сообразительные, умелые, перспективные, ершистые, решительные

ТОЧКА – толковые, остроумные, честные, компанейские, активные

II этап. Меткие высказывания о русском языке (оформляются как плакаты, но рассказываются наизусть). Можно заработать 2 балла.

1. «Величайшее богатство народа – его язык! Тысячелетиями накапливаются и вечно живут в слове несметные сокровища человеческой мысли и опыта» (Михаил Шолохов).

2. «…Дивной вязью он (народ) плел невидимую сеть русского языка: яркого, как радуга вслед весеннему ливню, меткого, как стрелы, задушевного, как песня над колыбелью, певучего и богатого…» (Алексей Толстой).

3. Тот, кто жизнью живет настоящей,

Кто к поэзии с детства привык,

Свято верует в животворящий,

Полный разума русский язык (Николай Заболоцкий).

4. «Наш язык – это важнейшая часть нашего общего поведения в жизни. И по тому, как человек говорит, мы сразу и легко можем судить о том, с кем мы имеем дело… Учиться хорошей речи надо долго и внимательно – прислушиваясь, запоминая, замечая, читая и изучая. Но хоть и трудно – это надо, надо» (Дмитрий Лихачёв).

Учитель.

Для выполненья этого задания

Потребуются не только знания…

И юмор, и смекалку не забудь

И смело отправляйся в трудный путь.

Тебя поддержат верные друзья.

Итак, за дело! Медлить нам нельзя!

III этап. Занимательный русский язык. Можно заработать 8 баллов.

Командам предлагаются задания. Время выполнения – 10 минут

1. Придумайте слово, в котором 3 корня (Грязеводолечебница, теплоэлектроцентраль, самолетостроение)

2. Какие 3 местоимения самые чистые? (Вы-мы-ты)

3. Из букв каждых двух слов составьте третье:

КИТ + РАНА =? (Картина)

КАРП + ИВА =? (Крапива)

4. В названии какого города спрятано 101 имя? (Сева, сто Поль Севастополь)

5. Что мы слышим в начале урока? (Звук [у]).

6. Я в озерах и реках, но в воде меня нет, я в арбузах и огурцах, но в дынях меня нет (Буква р).

7. Если мне вы вместо а мягкий знак дадите, сорную траву тотчас в птицу превратите (Лебеда - лебедь)

IV этап. «Художник перепутал». Можно заработать 2 балла.

Учитель.

Не нарушайте традицию –

Включите интуицию,

Проявите эрудицию!

Каждой команде предлагается картинка, где изображено буквальное толкование фразеологизма. Надо узнать это устойчивое выражение и объяснить его. На обдумывание – 3 минуты.

Учитель рассказывает дополнительную информацию об истории происхождения фразеологизмов.

Вилами по воде писано - все очень сомнительно, неясно. Первоначальное значение слова вилы — «круги», а не сельскохозяйственное орудие (вспомните вилок капусты). Слово старое значение утратило, а выражение осталось. Фразеологизм вилами на воде написано означает нечто непонятное, не-точное, неопределенное, исчезающее так же быстро, как круги на воде.

Зарубить себе на носу - запомнить крепко-накрепко, раз и навсегда. Многим представляется, что сказано это не без жестокости: не очень-то приятно, если тебе предлагают сделать зарубку на собственном лице. Напрасный страх. Слово нос тут вовсе не означает орган обоняния, а всего лишь памятную дощечку, бирку для записей. В древности неграмотные люди всегда носили с собой такие дощечки и на них зарубками, резами делали всевозможные заметки. Эти бирочки и называли носами.

Заткнуть за пояс - обнаружить свое очевидное преимущество перед кем-то. Смысл этой поговорки прост и ясен: так говорят о человеке умелом, настоящем мастере своего дела. А вот о поясе можно порассказать немало интересного. Издревле на Руси ходить без пояса считалось большим грехом, по-зором. При святом крещении всякий православный младенец опоясывался. Ни одна мать раньше не выпускала ребенка на улицу неподпоясанным, боясь порчи или сглаза. Сорвать пояс с человека значило смертельно его оскорбить. Теперь понятно, почему именно за пояс затыкают мастера незадачливых соперников?

Убить двух зайцев - сразу выполнить два нужных, важных дела; добиться осуществления двух целей. Устаревший вариант: "поймать двух зайцев". По своему происхождению фразеологизм связан с пословицей «За двумя зайцами погонишься, ни одного не поймаешь». Если бы можно было поймать одновременно двух зайцев или убить их одним выстрелом – это была бы необыкновенная удача.

V этап. Домашнее задание. Тематические инсценировки. Можно заработать 3 балла.

Команда «ТОЧКА»

Точки

Мы ребята точные.

Мы зовемся Точками.

Чтобы правильно писать,

Где нас ставить, надо знать.

Наше место надо знать!

Кот Кузя А ты знаешь, где их надо ставить?

Виктор Перестукин Иногда ставлю правильно…

Кавычки

Мы веселые сестрички,

Неразлучные Кавычки (хором)

Если я открою фразу, (первая)

Я ее закрою сразу (вторая).

Виктор Перестукин Кавычки! Знаю я их! Знаю и не люблю. Поставишь их - говорят, не надо, не поставишь - говорят, вот здесь-то и надо было поставить кавычки. Никогда не угадаешь.

Вопросительный знак

Меня и брата знает всякий,

Мы выразительные знаки.

Я самый значительный

Вопросительный!

Восклицательный знак

А Палка спел совсем коротко:

Я самый замечательный

Восклицательный!

Виктор Перестукин Вопросительный и Восклицательный! Старые знакомые! Они немножко лучше остальных знаков. Их реже надо было ставить, поэтому за них реже и попадало. Они все же приятней, чем эта злобная горбунья Запятая.

Запятая

Хоть я лишь точка с хвостиком,

Невелика я ростиком,

Но я в грамматике нужна

И всем для чтения важна.

Все люди, без сомнения,

О том, конечно, знают,

Что важное значение

Имеет Запятая!

(По Л. Гераскиной «В стране невыученных уроков»)

Команда «КЛАД»

Саша А у меня дома овсянка!

Матвей Подумаешь,у меня дома тоже овсянка.

Саша Люблю я овсянку!

Матвей И я люблю!

Саша Она желтая, красивая такая!

Матвей И вкусная, особенно с молоком!

Саша Как это вкусная? Как это - с молоком?

Матвей Да так. А еще хороша с маслом или сахарным песком.

Саша Да ты про что говоришь!

Матвей Как это - про что? Про овсянку!

Саша Про какую овсянку?

Матвей Про обыкновенную овсянку. А ты про какую?

Саша И я про обыкновенную. Про ту, что в нашем саду жила и песни пела.

Матвей Каша песни пела!

Саша Какая каша! Не каша, а птица! Птица ов-сян-ка! Не слыхал про такую, что ли? Айда ко мне - мою овсянку слушать!

Матвей Айда! А потом ко мне - мою овсянку кушать!

(По Н. Сладкову «Овсянка»)

Команда «ЗНАК»

Правдин Дверь, например, какое имя: существительное или

прилагательное?

Митрофан Дверь? Котора дверь?

Правдин Котора дверь! Вот эта.

Митрофан Эта? Прилагательна.

Правдин Почему ж?

Митрофан Потому что она приложена к своему месту. Вон у чулана шеста

неделя дверь стоит еще не навешена: так та покамест существительна.

Стародум Так поэтому у тебя слово дурак прилагательное, потому что

оно прилагается к глупому человеку?

Митрофан И ведомо.

(Д. И. Фонвизин «Недоросль». Отрывок.)

Команда «СУПЕР»

Автор Один неграмотный пришел с поклоном к грамотею:

Неграмотный Будь другом, напиши письмо, а то я не умею.

Грамотей Нет, не могу, нога болит, —

Автор ответил хмуро тот. —

Через неделю приходи, авось, болезнь пройдет.

Неграмотный Да разве пишешь ты ногой? -

Автор неграмотный спросил.

Грамотей Нет, мне по адресу с письмом ходить не хватит сил.

Ведь почерк у меня такой, трудись хоть целый год,

Но без меня мое письмо никто не разберет.

(В. Гончаров «О грамотее и больной ноге».)

VI этап. Подведение итогов. Члены команды-победительницы получают дипломы, остальные участники – сертификаты.

Публикации по теме:

Внеклассное мероприятие по музыке для 5 классов «Интересное путешествие»Внеклассное мероприятие по музыке для 5 классов «Интересное путешествие» Обобщение тем, пройденных на уроках музыки. Подготовила учитель музыки Высшей категории : Грипас Елена Михайловна Качарская СШ №1 Тип мероприятия.

Внеклассное мероприятие «Блокадный Ленинград в живописи» БЛОКАДНЫЙ ЛЕНИНГРАД В ЖИВОПИСИ 27 января 2019 года исполнилось 75 лет со дня полного освобождения советскими войсками города Ленинграда.

Внеклассное мероприятие по экологии для 5 класса «Будь Человеком, человек!» Цель: осознание каждым ребёнком необходимости сохранения природы, пробуждение добрых чувств по отношению к ней. Задачи: - воспитывать любовь,.

Внеклассное мероприятие для учащихся начальной школы «Хорошая книга — твой друг» Внеклассное мероприятие для учащихся начальной школы "Хорошая книга - твой друг!" Цели: прививать учащимся любовь к книге; формировать.

Внеклассное мероприятие «Права ребёнка» в 4 классеВнеклассное мероприятие «Права ребёнка» в 4 классе Гаджибагандова Елена Васильевна, учитель начальных классов МБОУ "СОШ № 2" г. Каспийска РД Внеклассное мероприятие "Права ребёнка" (4 класс).

Внеклассное мероприятие в начальной школе «Твори добро!» Тема: Твори добро. Учитель Сегодня мы с вами поговорим о качестве, без которого человек не может называться человеком. Ученики Слово это.

Внеклассное мероприятие в 10 классе по МХК «Перекресток эпох» «Перекресток эпох» внеклассное мероприятие по МХК в 10 классе Цель: выявление тесных связей в искусстве двух исторических периодов, разделенных.

Внеклассное мероприятие в 3 классе. Игра «Самый умный» МКОУ «Торгунская СШ» Разработка внеклассного мероприятия «Самый умный» по русскому языку для учащихся 3 класса Киратова.

Внеклассное занятие по русскому языку в начальной школе «Ты наш друг, родной язык» "Ты наш друг, родной язык". Цели: · Вызвать интерес к русскому языку. · Формировать образную и выразительную речь. · Расширить кругозор.

Внеклассное практическое мероприятие по ПДД для 1–4 классов на автоплощадке МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА с ЛОХВИЦЫ ФИЛИАЛ НЕКРАСОВСКИЙ Внеклассное.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Внеклассное мероприятие «Язык мой — друг мой»
Опубликовано: 12 ноября 2020 в 01:37
+6Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Внеклассное мероприятие «Язык мой — друг мой»» (включая файлы) размещена пользователем Елена Васильевна Рязанцева (УИ 629179) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
7 декабря. День зимовья зверей

 С наступлением зимней поры изменения происходят не только в природе, но и в жизни птиц и зверей. Все дикие животные выработали свои способы пережить холод и голод долгой зимы.

6 декабря. День памяти великого князя Александра Невского. Передвижка

ИмяАлександра Невского— одно из самых славных в истории нашей страны. Его жизнь и ратные подвиги могут служить лучшим примером для подрастающего поколения.




РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД