Елена Васильевна Рязанцева
Внеклассное мероприятие «Язык мой — друг мой»
▼ Скачать + Заказать документы
Цель: формирование у младших школьников интереса к изучению русского языка посредством вовлечения их в познавательную, творческую деятельность.
Задачи:
- развивать связную речь, образное мышление, фантазию;
- формировать умение добывать, отбирать, обрабатывать и преобразовывать информацию
- создавать обстановку психологического комфорта;
- совершенствовать навыки сотрудничества в команде;
- формировать ценностные ориентиры и смысл учебной деятельности;
- воспитывать уважительное отношение к родному языку.
Ход мероприятия.
Публикация «Внеклассное мероприятие „Язык мой — друг мой“» размещена в разделах
Учитель. Некоторые люди считают, что изучение русского языка – это скучная и очень трудная дорога, по которой многие школьники плетутся по горькой необходимости, еле-еле пробираясь между занудными правилами и скучнейшими упражнениями! Я очень надеюсь, что среди моих учеников таких пессимистов нет, и сегодня мы еще раз сможем убедиться, что наш язык – наш верный друг, с ним интересно, а иногда и весело! Готовясь к сегодняшнему занятию, вы объединились в 4 команды, придумали названия с расшифровкой и подобрали высказывания знаменитых людей о русском языке, о значимости слова. Команды приглашаются в алфавитном порядке.
I этап. Представление команд. Можно заработать 2 балла.
ЗНАК – задорные, находчивые, амбициозные, культурные
КЛАД – креативные, любознательные, артистичные, деловые
СУПЕР – сообразительные, умелые, перспективные, ершистые, решительные
ТОЧКА – толковые, остроумные, честные, компанейские, активные
II этап. Меткие высказывания о русском языке (оформляются как плакаты, но рассказываются наизусть). Можно заработать 2 балла.
1. «Величайшее богатство народа – его язык! Тысячелетиями накапливаются и вечно живут в слове несметные сокровища человеческой мысли и опыта» (Михаил Шолохов).
2. «…Дивной вязью он (народ) плел невидимую сеть русского языка: яркого, как радуга вслед весеннему ливню, меткого, как стрелы, задушевного, как песня над колыбелью, певучего и богатого…» (Алексей Толстой).
3. Тот, кто жизнью живет настоящей,
Кто к поэзии с детства привык,
Свято верует в животворящий,
Полный разума русский язык (Николай Заболоцкий).
4. «Наш язык – это важнейшая часть нашего общего поведения в жизни. И по тому, как человек говорит, мы сразу и легко можем судить о том, с кем мы имеем дело… Учиться хорошей речи надо долго и внимательно – прислушиваясь, запоминая, замечая, читая и изучая. Но хоть и трудно – это надо, надо» (Дмитрий Лихачёв).
Учитель.
Для выполненья этого задания
Потребуются не только знания…
И юмор, и смекалку не забудь
И смело отправляйся в трудный путь.
Тебя поддержат верные друзья.
Итак, за дело! Медлить нам нельзя!
III этап. Занимательный русский язык. Можно заработать 8 баллов.
Командам предлагаются задания. Время выполнения – 10 минут
1. Придумайте слово, в котором 3 корня (Грязеводолечебница, теплоэлектроцентраль, самолетостроение)
2. Какие 3 местоимения самые чистые? (Вы-мы-ты)
3. Из букв каждых двух слов составьте третье:
КИТ + РАНА =? (Картина)
КАРП + ИВА =? (Крапива)
4. В названии какого города спрятано 101 имя? (Сева, сто Поль Севастополь)
5. Что мы слышим в начале урока? (Звук [у]).
6. Я в озерах и реках, но в воде меня нет, я в арбузах и огурцах, но в дынях меня нет (Буква р).
7. Если мне вы вместо а мягкий знак дадите, сорную траву тотчас в птицу превратите (Лебеда - лебедь)
IV этап. «Художник перепутал». Можно заработать 2 балла.
Учитель.
Не нарушайте традицию –
Включите интуицию,
Проявите эрудицию!
Каждой команде предлагается картинка, где изображено буквальное толкование фразеологизма. Надо узнать это устойчивое выражение и объяснить его. На обдумывание – 3 минуты.
Учитель рассказывает дополнительную информацию об истории происхождения фразеологизмов.
Вилами по воде писано - все очень сомнительно, неясно. Первоначальное значение слова вилы — «круги», а не сельскохозяйственное орудие (вспомните вилок капусты). Слово старое значение утратило, а выражение осталось. Фразеологизм вилами на воде написано означает нечто непонятное, не-точное, неопределенное, исчезающее так же быстро, как круги на воде.
Зарубить себе на носу - запомнить крепко-накрепко, раз и навсегда. Многим представляется, что сказано это не без жестокости: не очень-то приятно, если тебе предлагают сделать зарубку на собственном лице. Напрасный страх. Слово нос тут вовсе не означает орган обоняния, а всего лишь памятную дощечку, бирку для записей. В древности неграмотные люди всегда носили с собой такие дощечки и на них зарубками, резами делали всевозможные заметки. Эти бирочки и называли носами.
Заткнуть за пояс - обнаружить свое очевидное преимущество перед кем-то. Смысл этой поговорки прост и ясен: так говорят о человеке умелом, настоящем мастере своего дела. А вот о поясе можно порассказать немало интересного. Издревле на Руси ходить без пояса считалось большим грехом, по-зором. При святом крещении всякий православный младенец опоясывался. Ни одна мать раньше не выпускала ребенка на улицу неподпоясанным, боясь порчи или сглаза. Сорвать пояс с человека значило смертельно его оскорбить. Теперь понятно, почему именно за пояс затыкают мастера незадачливых соперников?
Убить двух зайцев - сразу выполнить два нужных, важных дела; добиться осуществления двух целей. Устаревший вариант: "поймать двух зайцев". По своему происхождению фразеологизм связан с пословицей «За двумя зайцами погонишься, ни одного не поймаешь». Если бы можно было поймать одновременно двух зайцев или убить их одним выстрелом – это была бы необыкновенная удача.
V этап. Домашнее задание. Тематические инсценировки. Можно заработать 3 балла.
Команда «ТОЧКА»
Точки
Мы ребята точные.
Мы зовемся Точками.
Чтобы правильно писать,
Где нас ставить, надо знать.
Наше место надо знать!
Кот Кузя А ты знаешь, где их надо ставить?
Виктор Перестукин Иногда ставлю правильно…
Кавычки
Мы веселые сестрички,
Неразлучные Кавычки (хором)
Если я открою фразу, (первая)
Я ее закрою сразу (вторая).
Виктор Перестукин Кавычки! Знаю я их! Знаю и не люблю. Поставишь их - говорят, не надо, не поставишь - говорят, вот здесь-то и надо было поставить кавычки. Никогда не угадаешь.
Вопросительный знак
Меня и брата знает всякий,
Мы выразительные знаки.
Я самый значительный
Вопросительный!
Восклицательный знак
А Палка спел совсем коротко:
Я самый замечательный
Восклицательный!
Виктор Перестукин Вопросительный и Восклицательный! Старые знакомые! Они немножко лучше остальных знаков. Их реже надо было ставить, поэтому за них реже и попадало. Они все же приятней, чем эта злобная горбунья Запятая.
Запятая
Хоть я лишь точка с хвостиком,
Невелика я ростиком,
Но я в грамматике нужна
И всем для чтения важна.
Все люди, без сомнения,
О том, конечно, знают,
Что важное значение
Имеет Запятая!
(По Л. Гераскиной «В стране невыученных уроков»)
Команда «КЛАД»
Саша А у меня дома овсянка!
Матвей Подумаешь,у меня дома тоже овсянка.
Саша Люблю я овсянку!
Матвей И я люблю!
Саша Она желтая, красивая такая!
Матвей И вкусная, особенно с молоком!
Саша Как это вкусная? Как это - с молоком?
Матвей Да так. А еще хороша с маслом или сахарным песком.
Саша Да ты про что говоришь!
Матвей Как это - про что? Про овсянку!
Саша Про какую овсянку?
Матвей Про обыкновенную овсянку. А ты про какую?
Саша И я про обыкновенную. Про ту, что в нашем саду жила и песни пела.
Матвей Каша песни пела!
Саша Какая каша! Не каша, а птица! Птица ов-сян-ка! Не слыхал про такую, что ли? Айда ко мне - мою овсянку слушать!
Матвей Айда! А потом ко мне - мою овсянку кушать!
(По Н. Сладкову «Овсянка»)
Команда «ЗНАК»
Правдин Дверь, например, какое имя: существительное или
прилагательное?
Митрофан Дверь? Котора дверь?
Правдин Котора дверь! Вот эта.
Митрофан Эта? Прилагательна.
Правдин Почему ж?
Митрофан Потому что она приложена к своему месту. Вон у чулана шеста
неделя дверь стоит еще не навешена: так та покамест существительна.
Стародум Так поэтому у тебя слово дурак прилагательное, потому что
оно прилагается к глупому человеку?
Митрофан И ведомо.
(Д. И. Фонвизин «Недоросль». Отрывок.)
Команда «СУПЕР»
Автор Один неграмотный пришел с поклоном к грамотею:
Неграмотный Будь другом, напиши письмо, а то я не умею.
Грамотей Нет, не могу, нога болит, —
Автор ответил хмуро тот. —
Через неделю приходи, авось, болезнь пройдет.
Неграмотный Да разве пишешь ты ногой? -
Автор неграмотный спросил.
Грамотей Нет, мне по адресу с письмом ходить не хватит сил.
Ведь почерк у меня такой, трудись хоть целый год,
Но без меня мое письмо никто не разберет.
(В. Гончаров «О грамотее и больной ноге».)
VI этап. Подведение итогов. Члены команды-победительницы получают дипломы, остальные участники – сертификаты.