Татьяна Костюченко
Внедрение инновационных технологий в здоровьесберегающие техники для повышения эффективности коррекционно-развивающей работы
▼ Скачать + Заказать документы
В мире всё чаще говорят о здоровом образе жизни. Ведь бытует мнение, здоровый человек — успешный человек. И современное общество даёт заказ дошкольному образованию на воспитание здорового поколения.
Здоровье и здоровый образ жизни пока не занимают первое место в потребности человека нашего общества.
Публикация «Внедрение инновационных технологий в здоровьесберегающие техники для повышения эффективности коррекционно-развивающей работы» размещена в разделах
В дошкольном возрасте закладывается и укрепляется фундамент здоровья и развития физических качеств, необходимых для эффективного участия ребенка в различных формах двигательной активности, что, в свою очередь, создает условия для активного и направленного формирования и развития психических функций и интеллектуальных способностей дошкольника.
Тема здоровья детей на современном этапе считается не только актуальной, но общечеловеческой. Здоровье детей, его охрана и обогащение является приоритетным направлением не только образовательных и медицинских учреждений, но и всего общества в целом, поскольку лишь здоровые дети в состоянии должным образом заниматься разными видами деятельности, обучаться, развиваться.
Так, что же такое здоровьесберегающие технологии?
Здоровьесберегающие технологии в дошкольном образовании - технологии, направленные на решение приоритетной задачи современного дошкольного образования - задачи сохранения, поддержания и обогащения здоровья детей. детей, педагогов и родителей.
Сохранение и укрепление здоровья особенно важны для детей с нарушениями речи, поскольку они соматически ослаблены, а некоторые имеют хронические заболевания. Плохо говорящие дети, начиная осознавать свой недостаток, становятся молчаливыми, застенчивыми, нерешительными; затрудняется их общение со сверстниками, снижается познавательная активность. Всякая задержка, любое нарушение в ходе развития ребёнка отрицательно отражаются на его деятельности и поведении, а значит, на формировании личности в целом.
Актуальность здоровья людей говорит о необходимости принятия неотложных мер по здоровьесбережению, оздоравливанию детей, по профилактике и коррекции различных отклонений в здоровье. В связи с этим особо востребованным на сегодня является создание специальных педагогических методик, программ, направленных на сохранение и укрепление здоровья, которые в современной терминологии называются здоровьесберегающими образовательными технологиями - ЗОТ.
Цель здоровьесберегающих образовательных технологий. Необходимо обеспечить ребенку в условиях комплексной информатизации образования возможность сохранения здоровья, сформировать необходимые знания, умения и навыки не только общеобразовательного характера, но и здорового образа жизни, научить использовать полученные знания в повседневной жизни. Поэтому одна из главнейших задач логопедической работы – создание такой коррекционно–образовательной системы, которая не только бы сохраняла здоровье ребёнка, но и “приумножала” его.
На сегодняшний день существует очень много видов здоровьесберагающих технологий. Но в работе их все невозможно применить, из–за большой загруженности детей. Мы педагоги, применяем только те, которые нам ближе и которые наиболее эффективны по развитию, диагнозам наших детей в группе. Вся наша работа осуществляется комплексно, в течение всего дня и с участием всех педагогов ДОУ (воспитателя,учителя-логопеда, педагога – психолога, инструктора по физической культуре, музыкального и изоруководителя).
И сейчас я хочу поделиться с вами своим опытом и опытом группы по применению здоровьесберегающих технологий с дошкольниками в течение дня. Дети дошкольного возраста быстро утомляются, они не могут долго сидеть на одном месте и заниматься одним видом деятельности. У них снижается внимание и память, теряется интерес к занятию.
9 - 10 слайд Один из видов игровых здоровьесберегающих технологий - это подвижные игры на улице. Игра всегда связана с инициативой, фантазией, творчеством, протекает эмоционально, стимулирует двигательную активность. В игре используются естественные движения в развлекательной, ненавязчивой форме, приобретаются новые знания, проявляется самостоятельность, находчивость в выборе способа выполнения действия. Подвижными играми можно предупредить такие заболевания, как: ОРЗ, ОРВИ, плоскостопие, нарушения осанки, гипогенезия, ожирение, и т. д.
Одной из самых действенных закаливающих процедур в повседневной жизни для детей нашей группы является прогулка на свежем воздухе. Для того чтобы прогулка давала эффект, мы меняем последовательность видов деятельности детей, в зависимости от характера предыдущей НОД и погодных условий. Стараемся гулять в любую погоду и не сокращать время. Во время прогулки дети могут в достаточной степени реализовать свои двигательные потребности. Прогулка способствует укреплению здоровья, профилактике утомления, физическому и умственному развитию детей, восстановлению сниженных в процессе деятельности функциональных ресурсов организма и также происходит насыщение кислородом коры головного мозга.
С утра после утренней гимнастики используем Су-джок терапию, которая обладает высокой эффективностью, безопасностью и простотой, базируется на традиционной акупунктуре и является достаточно хорошей системой самооздоровления. Сочетание су-джок терапия и таких упражнений, как пальчиковая гимнастика, самомассаж с упражнениями по коррекции звукопроизношения и формированию лексико-грамматических категорий, позволяют значительно повысить эффективность коррекционно-логопедических занятий, а так же оптимизировать выполнение упражнений в домашних условиях. Пальцы необходимо массажировать до стойкого ощущения тепла. Особенно важно воздействовать на большой палец, отвечающий за голову человека. Во время коррекционной деятельности происходит стимулирование активных точек, расположенных на пальцах рук при помощи различных приспособлений (шарики, массажные мячики, металлическое колечки, колючие кольца).
Гимнастику для глаз – использую для снятия напряжения, нагрузки, профилактики нарушений зрения. Зрительная гимнастика направлена на улучшение и сохранение зрения, является профилактикой близорукости и дальнозоркости. Использую "Волшебные" игры для глаз - это тренировка глазных мышц детей и успех здорового зрения в будущем, развитие остроты зрения, провожу с детьми ежедневно по 3-5 мин., в любое свободное время и во время занятий, чтобы снять зрительную нагрузку у детей. (Провожу со взрослыми).
С целью предупреждения утомления во время НОД, связанных с длительным сидением в однообразной позе, требующих сосредоточенного внимания и поддержания умственной работоспособности детей на хорошем уровне, мы проводим физминутки, которые повышают общий тонус, моторику, способствуют тренировке подвижности нервных процессов, развивают внимание и память, создают положительный эмоциональный настрой и снимают психоэмоциональное напряжение. Длительность составляет 3-5 минут. Физминутки проводятся в многочисленных формах: в виде упражнений общеразвивающего воздействия (движения головы, рук, туловища, ног, подвижной игры, дидактической игры с разными движениями, танцевальных движений и игровых упражнений. Физкультминутка может сопровождаться текстом, связанным или не связанным с содержанием НОД. Динамические паузы могут включать в себя элементы гимнастики для глаз, дыхательной гимнастики, физминутки и других видов здоровьесберегающих технологий в зависимости от вида деятельности. Динамические паузы проводятся в игровой форме в середине занятия, помогают снять статическое утомление различных мышц, ослабить умственное напряжение, создают необходимую атмосферу, снижающую напряжение. Это кратковременные упражнения, проводимые с целью предупреждения утомления, восстановления умственной работоспособности Динамические паузы улучшают кровообращение, снимают утомление мышц, нервной системы, активизируют мышление детей, создают положительные эмоции и повышают интерес к занятиям. Рекомендуется для всех детей в качестве профилактики утомления, систематическое использование физкультминуток приводит к улучшению психоэмоционального состояния, к изменению отношения к себе и своему здоровью.
Релаксация (Релаксационные минутки) - проводится в любом подходящем помещении, проводим не каждый день, а когда необходимо, в зависимости от состояния детей и целей, педагог определяет интенсивность технологии. Можно использовать спокойную классическую музыку (Чайковский, Рахманинов, звуки природы. Создание положительного эмоционального фона; снятие фактора тревожности; стимуляция двигательных функций; развитие и коррекция сенсорных процессов (ощущение, восприятие, представление); растормаживание речевой функции. С её помощью происходит мышечное расслабление, сопровождающееся снятием психического напряжения, (снятие стресса).
Гимнастика пробуждения - Большое значение уделяем организации полноценного дневного сна. Для засыпания детей используем различные методические приемы: колыбельные песенки, слушание классической музыки и сказок. Оздоровительные мероприятия после дневного сна предназначены для постепенного перехода детей от спокойного состояния к бодрствованию. Гимнастика проводится при открытых форточках. В течение года используются различные варианты гимнастики. Гимнастика пробуждения помогает детскому организму проснуться, улучшает настроение, поднимает мышечный тонус. Во время ее проведения целесообразно включать музыкальное сопровождение. Выполняется ежедневно после дневного сна, 5-10 мин. Форма проведения различна: упражнения на кроватках, обширное умывание; ходьба по ребристым дощечкам; легкий бег из спальни в группу с разницей температуры в помещениях и другие в зависимости от условий ДОУ. Оказывает закаливающий эффект. Массаж путём хождения по дорожкам - массажёрам или так называемым «дорожкам здоровья». Эти дорожки представляют собой коврики разной длины и ширины, плоские с различными следами и со специальным покрытием. Хождение по дорожкам здоровья вызывает у детей большой интерес и радостные эмоции. Не прилагая особых усилий, ребёнок в непринуждённой, свободной форме выполняет самомассаж стоп, получая приятные ощущения, удовольствие, а его организм наполняется энергией, здоровьем.
Игровой Самомассаж - это массаж, выполняемый самим ребёнком.
Взаимомассаж – это массаж, выполняемый детьми друг другу. Он улучшает
кровообращение, помогает нормализовать работу внутренних органов, улучшить осанку. Он способствует не только физическому укреплению человека, но и оздоровлению его психики. Самомассаж и взаимомассаж проводится в игровой форме в виде пятиминутного занятия. Весёлые
стихи, яркие образы, обыгрывающие массажные движения, их простота, доступность, возможность использования в различной обстановке делают его для ребенка доступным и интересным. Дети с удовольствием выполняют самомассаж в игровой форме. Осуществляя игровой массаж, ребенок может, фантазировать, при этом воздействуя на весь организм. Игровой самомассаж расслабляет мышцы и снимает нервно-эмоциальное напряжение. Самомассаж лица и шеи готовит мышцы к артикуляционной гимнастике, вызывает прилив крови к ним, помогает ребенку лучше улавливать ощущения от этих мышц и управлять ими, делает мимику выразительнее. Самомассаж провожу в различных формах физкультурно -оздоровительной работы или во время физминуток, в целях профилактики простудных заболеваний. (Провожу с воспитателями)
Сказкотерапия это для нас новый вид здоровьесберегающей технологии - через сказку ребенок может понять законы мира, в котором он родился и живет. Задача педагога - так окружить ребёнка игрой, чтобы он и не заметил, что на самом деле занят тяжелой работой – исправлением недостатков речи. Сказкотерапия проводится – 2-4 занятия в месяц по 30 мин. со старшего возраста. Занятия используют для психологической терапевтической и развивающей работы. Сказку может рассказывать взрослый, либо это может быть групповое рассказывание, где рассказчиком является не один человек, группа детей, а остальные дети повторяют за рассказчиками необходимые движения.
Сейчас изучаем и внедряем в деятельность еще один вид здоровьесберегающей технологии это Смехотерапия – это вид психотерапии, помогающий снять блоки, расслабиться, избавиться от стеснительности. Смех поднимает настроение, помогает наладить коммуникативные связи, позволяет эффективно противостоять стрессовым ситуациям. Учёные доказали, что смех является мощным терапевтическим средством, способным успешно лечить многие хронические заболевания. Смех – это мощный стимулятор деятельности внутренних систем нашего организма, он помогает восстановить силы снять напряжение.
Главная задача смехотерапии – помочь ребенку узнать и научиться выражать собственные чувства. Смехотерапия способствует развитию коммуникативных навыков ребёнка, формирует способность к сотрудничеству со сверстниками, используется при лечении онкологических больных, людей, перенесших психологические травмы, в работе с тревожными и гиперактивными детьми. Смехотерапия сочетает в себе традиционные и нетрадиционные формы, методы и приемы (художественное слово, фольклор, различные виды игр, кривые зеркала, пантомимика, ИКТ, видео и др.)
Смехотерапия бывает трех видов:
• Классическая
• Йогосмеха.
• Медицинская клоунада.
Так же Смехотерапия имеет широкие возможности в развивающей и коррекционной работе с дошкольниками разного возраста. Смехотерапия для детей способна творить чудеса. Смех придает уверенность ребенку в его способностях, развивает в нем внутреннюю гармонию и жизнерадостный взгляд на жизнь. Он помогает ему снять скованность и зажатость. Улыбающийся ребенок более коммуникабелен, и проще адаптируется в социуме. Помимо этого, польза смеха для детей заключается в его способности развивать моторику их движений, и повышать интерес к получению новых знаний.
И хочу познакомить вас еще с одним видом здоровьесберегающих технологий это Ниткография - используя этот приём, можно решить следующие задачи: совершенствование зрительного восприятия, развитие зрительно-моторной координации, формирование плавности и точности движений, подготовка руки к письму, закрепление навыков рисования, развитие мелкой моторики и воображения, а также связной речи ребёнка. Ведь используя данный прием, закрепляются не только навыки изобразительной деятельности, но и расширяются знания детей по основным лексическим темам.
Еще одним не маловажным методом здоровьесбережения являются консультации для родителей. Огромное множество тем для консультаций можно подобрать по данной педагогической технологии. Наглядные стенды знакомят родителей с жизнью группы, с Конвенцией о правах ребенка, с возрастными физиологическими особенностями детей. Широко используется информация в родительских уголках, в папках-передвижках («Развитие ребёнка и его здоровье», «Игры с движениями» «Движение - основа здоровья», «Формирование правильной осанки и профилактика её нарушений», «Зимние игры с ребенком»).
Результатом такого вида деятельности становится обогащение здоровья воспитанников, как физического, так и нравственного. Обеспечение социально-психологического благополучия ребенка, содействие со стороны родителей становлению культуры здоровья детей.
С уверенностью могу сказать, что ни одна, даже самая лучшая здоровьесберегающая технология не сможет дать полноценных результатов, если она не реализуется в содружестве с семьёй. Очень важная роль по внедрении здоровьесберегающих технологий в дошкольном учреждении отводится семье.
Система работы с родителями строится на основе социального партнёрства с помощью традиционных и нетрадиционных форм сотрудничества. Используем разнообразные формы работы : открытый НОД с детьми для родителей; педагогические беседы с родителями; родительские собрания; консультации; выставки детских работ, изготовленных вместе с родителями; дни открытых дверей; участие родителей в подготовке и проведении праздников, физкультурных досугов; совместное создание предметно - развивающей среды; работа с родительским комитетом группы, анкетирование.
Наглядные стенды знакомят родителей с жизнью группы, с Конвенцией о правах ребенка, с возрастными физиологическими особенностями детей. Широко используется информация в родительских уголках, в папках-передвижках («Если хочешь быть здоров - закаляйся!», Правильное питание», «Режим дня»,«Рациональное питание и режим дня», «Грязные руки – источник кишечных инфекций», «Профилактика простудных заболеваний», «Профилактические прививки и их значение» и др.).
Применение в работе здоровьесберегающих педагогических технологий повышает результативность воспитательно - образовательного процесса, формирует у воспитателей и родителей ценностные ориентации, направленные на сохранение и укрепление здоровья воспитанников, а у ребёнка - стойкую мотивацию на здоровый образ жизни.
Таким образом, используемые в комплексе здоровьесберегающие технологии в коррекционно-оздоровительной работе в итоге формируют у ребенка стойкую мотивацию на здоровый образ жизни и способствуют:
- положительной динамики состояния здоровья детей;
- повышению уровня речевого развития и творческих способностей детей;
- улучшению внимание, восприятия; дети учатся видеть, слышать, рассуждать, учатся красиво говорить, повышается обучаемость;
- стабильности эмоционального благополучия каждого ребёнка, корректируется поведение, и преодолеваются психологические трудности;
- стабильности физической и умственной работоспособности во всех сезонах года.
- пробуждению интереса к занятиям, снятию эмоционального напряжения и тревожности.
Провести ребенка по ступеням успеха,
как по ступеням нотного стана,
сохранив и приумножив лучшее в нем,
вот к чему должен стремиться каждый педагог!