Людмила Костенко
Внедрение бережливых технологий в деятельность детского сада
▼ Скачать + Заказать документы
Внедрением бережливых технологий МБДОУ д/с № 14» занимается с 2019 года. Для рационального использования времени и материальных средств в детском саду разработали комплекс мероприятий, а именно систему 5S (пять правил: сортируй, создай рабочее место, содержи в чистоте, стандартизируй, сохрани достигнутое). Она направлена на формирование рационального бережливого мышления у всех участников образовательного процесса — взрослых и детей.
Бережливые технологии способствуют минимизации потерь времени и ресурсов, что особенно важно для детских садов, где каждое мгновение имеет значение для ребенка. Например, с помощью анализа потоков процессов можно выявить избыточные действия, которые не приносят пользы, а также оптимизировать рабочие графики и расписания занятий.
Одним из методов, который активно применяется в детских садах, является метод «5S», включающий:
1. **Сортировка** (Seiri) — избавление от всего лишнего, что не нужно для работы или воспитания детей.
2. **Упорядочивание** (Seiton) — организация рабочего пространства так, чтобы все необходимые материалы были под рукой.
3. **Очистка** (Seiso) — регулярная уборка и поддержание чистоты в помещениях.
4. **Стандартизация** (Seiketsu) — внедрение стандартов для поддержания порядка и чистоты.
5. **Совершенствование** (Shitsuke) — развитие культуры постоянного улучшения среди сотрудников.
Кроме того, важной частью бережливых технологий является вовлечение всех участников образовательного процесса в процесс улучшения. Воспитатели, родители и дети могут и должны вносить свои предложения по оптимизации процессов, что способствует созданию атмосферы сотрудничества и взаимопонимания.
Также стоит отметить, что бережливые технологии помогают в развитии критического мышления у сотрудников. Они учат смотреть на процессы под новым углом, анализировать результаты своей деятельности и находить пути для их улучшения.
педагогической и организационной работы в дошкольных образовательных учреждениях. Создание безопасной и комфортной среды для детей – это основа, на которой строится весь процесс обучения и воспитания.
2. Внедрение бережливых технологий в ДОУ включает в себя оптимизацию учебного процесса, что позволяет сократить время на выполнение заданий и повысить качество усвоения материала. Например, использование визуальных пособий и игровых методик помогает детям быстрее усваивать новые знания и навыки.
3. Важным аспектом является формирование у детей таких ценностей, как бережное отношение к окружающим предметам. Мы обучаем их экономии ресурсов и правильному уходу за игрушками, что не только способствует развитию ответственности, но и формирует устойчивые привычки использования вещей.
4. При этом важно вовлекать детей в процесс самообслуживания: например, учить их правильно одеваться и убирать свои вещи, что способствует развитию самостоятельности и повседневных навыков.
5. Кроме того, критическое мышление сотрудников важно для выявления и устранения «потерь» в процессе педагогической деятельности. Регулярные обсуждения и анализ успешных практик позволяют улучшать методы работы, находить наиболее эффективные подходы к обучению и воспитанию детей.
Таким образом, внедряя бережливые технологии, у детей прививаются навыки правильного одевания, экономии времени, бережного отношения к игрушкам, соблюдения чистоты и многие другие.
Проводя непосредственную образовательную деятельность, мы наглядно видим, что организованная работа экономит время выполнения задания. В своей работе я использую методы внедрения бережливых технологий в деятельности.
1. Безопасность была и будет приоритетным звеном в комплексе педагогической и организационной деятельности дошкольной образовательной организации. Существует определенный государственный стандарт, который должны знать и взрослые и дети: цвета сигнальные, знаки безопасности и разметка сигнальная; назначение и правила применения.
Непосредственная опасность – красный цвет.
Возможная опасность – желтый цвет.
2. Порядок в шкафах. В раздевалке на дверцах шкафчиков изнутри висят картинки с алгоритмами размещения вещей. Инструкция последовательности одевания по сезонам располагается на самом видном месте, чтобы ребенок мог «подсмотреть» как правильно и быстро одеться.
3. Алгоритм «Мытье рук» располагается в туалетной комнате над раковинами. Мытье рук — обязательная гигиеническая процедура для взрослых и детей, поэтому перед педагогами и каждым родителем стоит задача научить ребят делать это самостоятельно. Дети, обученные мыть руки, реже болеют, по сравнению со своими неаккуратными ровесниками.
4. Порядок в группе. В воспитании ребенка главное подать нужный пример, а не тыкать его постоянно в вещи, в беспорядке разброшенные по комнате. В группе мы наклеили маркёры в виде картинок, где что должно находиться и теперь ребенок четко знает, где находятся ножницы и клей, в каком ящике лежит конструктор, а на какой полке – книжки.
Принципы бережливого производства, внедренные в дошкольных и школьных учреждениях, своей главной задачей ставят воспитание в детях бережливого мировоззрения.
Таким образом, чтобы результат работы был эффективным, необходимо использовать разнообразные приемы и методы работы по внедрению бережливых технологий. Результаты своей работы вижу в проявлении интереса детей к различным видам деятельности. В дальнейшем буду продолжать искать новые приемы, которые будут способствовать формированию интереса к различным видам деятельности.
Внедрение бережливых технологий действительно может значительно оптимизировать процессы в дошкольных образовательных учреждениях. Использование Яндекс Форм для анкетирования и опросов позволяет быстро получать обратную связь от родителей и коллег, что способствует оперативному решению возникающих вопросов.
Создание папок грамотам на Яндекс Диске позволяет каждому педагогу иметь доступ к своим грамотам. Также на платформе на Яндекс Диске функционирует совместный доступ при подаче заявок на конкурсы: педагогам не нужно пересылать документы по электронной почте, они могут сразу работать над общей заявкой в удобном формате.
Обсуждения и внесение правок в общие материалы между членами творческой группы позволяют эффективно обмениваться идеями и ускорять процесс подготовки к конкурсам. Все эти нововведения не только упрощают рабочие процессы, но и создают более комфортные условия для педагогов, позволяя сосредоточиться на качественной работе с детьми. Таким образом, внедрение таких технологий действительно сокращает время, затрачиваемое на организационные вопросы, и повышает общую эффективность работы образовательного учреждения.
Таким образом, внедрение бережливых технологий в детских садах позволяет не только повысить качество образовательного процесса, но и создать комфортную и эффективную атмосферу для работы и обучения. Это важный шаг к созданию устойчивой и успешной образовательной организации.