Марина Геннадьевна Череватова
Влияние традиционных праздников на процесс социализации ребенка
▼ Скачать + Заказать документы
Влияние традиционных праздников на процесс социализации ребенка
Большое место в жизни русского населения занимали народные праздники.
Рассмотрим некоторые особенности традиционных праздников, которые уходят своими корнями ещё в языческие времена и сохраняют древние традиции. Особенностью этих праздников, является их коллективный характер проведения, включенность в них всех возрастных групп, в том числе и детей.
Публикация «Влияние традиционных праздников на процесс социализации ребенка» размещена в разделах
- Социализация. Социально-личностное и коммуникативное развитие
- Сценарии праздников. Развлечения, досуги, утренники
- Темочки
В народном празднике ребёнок особенно четко ощущает свою неотделимость от других, устанавливает контакты и учится свободному общению со взрослыми и незнакомыми детьми.
Обязательной частью, почти всех, таких праздников являются хороводы.
Это не только движение по кругу с песнями и плясками, а целый ритуал со своими правилами и запретами для его участников, а также представление для тех, кто пришел посмотреть на него.
Робкий, застенчивый ребенок смелеет в хороводе, может проявить активность, сценический дар и способность к пению, пляске, а значит, становясь более раскованным, приобретает шанс быть признанным другими участниками и становится более открытым для общения. В процессе непринужденного общения дети на неосознаваемом уровне, благодаря примеру и собственной активности, «присваивают» определенные образцы поведения взрослых: нужно действовать, вести себя так, чтобы быть в ладу с остальными, не задевать интересов других, уметь уступить (первенство, например, подчиниться общему ритму и правилам.
Многое еще можно было бы сказать о значении хоровода для воспитания, но ограничимся такой оценкой: хоровод — это прекрасное средство, способствующее социализации ребенка, постепенному вхождению его в социум со знанием его требований к личности, с умениями и навыками общения.
Песни, сценки, исполняемые на народных праздниках, имеющие свой ритуальный смысл, оказываются и образовательными средствами, их использование настраивает на определенный душевный лад, вызывая те или иные чувства. Песни, таким образом, развивают эмоциональную сферу личности, вызывают тонкие переживания, учат сострадать несчастью и радоваться счастью, учат различать прекрасное и безобразное.
Дети знакомятся с костюмами, народными игрушками, музыкальными инструментами. Получают практический опыт, так как имеют возможность во время участия в празднике использовать народные костюмы, игрушки, а также играть на музыкальных инструментах.
Народные игры развивают детей физически, крепнет чувство коллективизма и взаимозависимости; в сочетании с речитативом они вызывают бодрость, жизнерадостность.
Если народные праздники отобраны с учётом возрастных возможностей детей и организована систематическая работа, они доступны их пониманию и осознанию.
Один из наиболее почитаемых праздников на Руси – Рождество Христово.
Пожалуй, нет другого праздника, который отмечался бы таким богатством обычаев, обрядов, примет.
В МДОУ «Радищевский детский сад №1» стало хорошей и доброй традицией проводить рождественские колядки. Детям очень нравится наряжаться колядовщиками, участвовать в традиционных рождественских играх, водить хороводы, петь весёлые песенки-колядки, которые несут пожелания здоровья, счастья и хорошего настроения на весь новый год, прославляют хозяев за щедрость, доброту, гостеприимство, участвовать в рождественских играх: «Украсим Рождественскую ель», «Подарок», «Пожелания, из сапожка» и другие. Особое впечатление производит на ребят и взрослых гадание, каждому из присутствующих хочется узнать, что его ожидает в следующем году.
Начинались наши первые колядки с поздравлений сотрудников детского сада.
Затем стали выходить в близ лежащие организации, потом нас стали приглашать к себе на работу родители воспитанников.
Хороший эмоциональный настрой присутствует на протяжении всего мероприятия. Они исполняют колядные песни, присказки, заклички, прославляя Коляду. У всех участников колядок остаются хорошие воспоминания о проведенном празднике.
Праздник завершается одарением детей подарками хозяевами организаций.
Данное мероприятие проводится с целью знакомства детей со старинными русскими традициями, воспитания чувства коллективизма, дружбы, радости общения со взрослыми и детьми, развития интереса к истории и культуре своего народа.
Народные праздники, как средство социализации дошкольника, позволяют расширять социальный кругозор жизни ребёнка, создают большой простор проявлению его индивидуальности, свободы поведения и деятельности в социальном пространстве.