Елена Сикачева
Влияние театрализованных игр на всестороннее развитие дошкольников
▼ Скачать + Заказать документы
Влияние театрализованных игр на всестороннее развитие дошкольников
Каждый ребенок в ДОУ должен знать основы театрализованной игры, этому обязан научить воспитатель. Ребенок должен быть заинтересован еще на начальной стадии, только тогда можно добиться успеха. Интерес будет складываться непосредственно при просмотре небольших кукольных спектаклей, созданных воспитателями на основе знакомых ребенку потешек, стихов или сказок.
Темочки:
- Игры для детей. Роль и значение детских игр в развитии детей
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Театр. Театрализованная деятельность
- Темочки
Чтобы у детей появился интерес и желание включиться в спектакль необходимо его дополнить отдельными фразами в диалоги героев и интересной концовкой.
Чтобы восприятие было эффективным, детей младшего дошкольного возраста не нужно заставлять зубрить сказку специально. Для этого важна структура ее изложения, сюжет, который должен заинтересовать детей.
Запоминание сказки происходит при ее повторном рассказывании, и в случае возникновения заинтересованности, ребенок начинают включаться в игру, исполнять роли отдельных персонажей. Выражение ребенком своих чувств происходит в игре через слова, жесты, мимику, интонации.
В младших группах перед началом игры следует определиться с детьми по поводу ее содержания. Задача педагога: помочь детям разделить текст на смысловые части с учетом имеющейся характеристики поведения персонажей. Например, в «Теремке» появление каждого персонажа является началом новой смысловой части сказки.
Игра-драматизация не должна содержать для ребенка каких-либо выразительных приемов: игра для него должна быть именно игрой. Изначально воспитатель самостоятельно показывает игру, заинтересовывая детей и привлекая к проговариванию отдельных фрагментов выбранной сказки. Повторные игры характеризуются увеличением активности ребят по мере запоминания ими содержания текста.
Буквально воспроизвести нужные действия у детей может и не получиться, поэтому нельзя строго требовать этого. Педагог может только поправить ребенка, но сделать это нужно непринужденно, в процессе игры, акцентировать на ошибке нельзя. В последующем, когда ребенок запомнит текст достаточно хорошо, точность его изложения должна поощряться воспитателем. Указанное имеет значение, выражающееся в сохранении авторских находок. Читая стихотворные тексты, воспитатель подключает по возможности детей к игре. Необходимо заинтересовать ребенка таким образом, чтобы у него возникло желание принять активное участие в диалоге со взрослым, подыгрывать основной сюжетной линии, имитировать движения, голоса, интонации персонажей игры.
Следует провести небольшие упражнения с детьми сразу же после окончания театрализованной игры. Ребенок еще под впечатлением от персонажей сказки, поэтому это самое подходящее время для игровых упражнений с малышом. Например, в сказке «Рукавичка» педагогу следует попроситься в рукавичку, как мышка и как волк. Ребенок должен ответить от имени мышки или волка. Можно устроить соревнование со всеми детьми: кто интересней придумает как попасть в домик. Победителю - аплодисменты. Не менее полезны игры-имитации: «Покажи, как скачет зайка»; «Покажи, как крадется кошка», «Покажи, как ходит петушок», «Покажи, как цокает лошадка».
Следующий этап - отработка основных эмоций: радость (попросить детей показать солнышко); испуг (зайчик увидел лису и спрятался за дерево). Только указанная тщательная подготовка позволит педагогу вызвать у детей заинтересованность, подготовить их к предстоящей игре и приступить к совместным инсценировкам.
Постановка определяется исходя из возраста детей. Чем они младше, тем проще должен быть спектакль. В любом случае, идеальными будут народные и авторские сказки, которые можно использовать без всяких изменений. Вместе с тем, большую заинтересованность у детей вызовет небольшое изменение сказки: добавление смешных эпизодов, изменение концовки, появление новых персонажей. Например, пофантазировать, как бы колобок смог обмануть хитрую лисичку, а козлята - злого волка.
Существенное значение в развитии игры-драматизации имеет заинтересованность и отношение к ней самого педагога, его умение заинтересовать детей с помощью средств художественной выразительности.
Правильный ритм, разнообразные интонации, паузы, некоторые жесты оживляют образы, делают их близкими детям, возбуждают у них желание играть. Повторяя игру по нескольку раз, ребята перестанут нуждаться в помощи воспитателя и начнут действовать самостоятельно.
Организация театрализованной игры начинается с выбора произведения, в котором захотят поучаствовать дошкольники. Так, воспитатель должен увлечь малышей эмоциональным рассказом о том, как хорошо поиграть в сказку «Колобок». Распределение ролей не представляется сложным. Игра должна повториться несколько раз, для того, чтобы каждый из детей попробовал себя в понравившейся роли.
Игры-драматизации способствуют лучшему усвоению детьми идейного содержания произведения, логики и последовательности событий, их развития и причинной обусловленности. Для успешного проведения игр-драматизаций необходимы: появление интереса к ним у детей, знание ребятами содержания и текста произведения, наличие костюмов, игрушек. При невозможности создать костюм, необходимо использовать отдельные его элементы, присущие персонажу: гребешок петушка, хвост лисы, уши зайчика и т. п.
Дети любят возвращаться к воспоминаниям о театрализованной игре, поэтому хорошо, если есть возможность запечатлеть ее с помощью фотоаппарата или видеокамеры. Просмотр видеозаписи доставляет всем большое удовольствие, вызывает обмен мнениями, впечатлениями. Иногда ребенок замечает свои промахи, критически оценивает отдельные моменты игры, что очень важно для дальнейшего совершенствования игровых умений. Фотографии можно использовать в беседе по поводу игры, поскольку они побуждают детей к комментариям, к интерпретации.
Таким образом, мы можем прийти к выводу, что основной целью педагогического руководства в данном случае является развитие воображения ребенка посредством создания условий, требующих от него проявления как можно большей изобретательности и творчества.
Список литературы
1. Мигунова Е. В. Организация театральной деятельности в детском саду: учеб. метод, пособие / Е. В. Мигунова. — Великий Новгород, 2006.
2. Харлашко М. А. О важности формирования артистических навыков у учащихся младшего школьного возраста на уроках академического вокала. Текст. / М. А. Харлашко // Вестник МГУКИ. М/.МГУКИ, 2008. - №1.
3. Харлашко М. А. Педагогические условия формирования артистизма у детей младшего школьного возраста в процессе обучения вокалу. Текст. / М. А. Харлашко // Вестник МГУКИ. М. МГУКИ, 2009. - №5.
4. Алексеева Л. Л. Художественно-эстетическое образование в профильной школе: эволюция и перспективы развития : автореф. д-ра. пед. наук / Л. Л. Алексеева — М., 2009.
5. Козлова, С. А., Куликова, Т. А. Дошкольная педагогика / С. А. Козлова Т. А. Куликова. —М. : Академия, 2007.