Татьяна Скопцова
Влияние театрализованной деятельности на развитие речи дошкольников
▼ Скачать + Заказать документы
Влияние театрализованной деятельности на развитие речи дошкольников.
Речь – особая деятельность, существующая в двух формах: диалогической и монологической, и являющаяся инструментом для осуществления всех остальных видов деятельности. Это средство общения, мышления, познания мира, воздействия, выражения эмоций и чувств, планирования деятельности, регуляции поведения.
Публикация «Влияние театрализованной деятельности на развитие речи дошкольников» размещена в разделах
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Развитие речи. Речевое развитие детей
- Театр. Театрализованная деятельность
- Темочки
Театрализованная деятельность позволяет решать многие педагогические задачи, касающиеся формирования выразительности речи ребенка, интеллектуального и художественно-эстетического воспитания. В момент театрализации создается творческая атмосфера, которая помогает раскрыться каждому ребенку как личности, помогает раскрыть собственные возможности и способности. Одним из этапов развития речи в театрализованной деятельности является работа над выразительностью речи. В процессе работы над выразительностью реплик персонажей, собственных высказываний активизируется словарь ребенка, совершенствуется звуковая культура речи. Исполняемая роль, особенно диалог с другим персонажем, ставит маленького актера перед необходимостью ясно, четко и понятно формулировать текст. Для лучшего освоения средствами речевой выразительности, необходимо использовать знакомые и любимые сказки, которые ксодержат в себе все многообразие выразительных средств русского языка и предоставляют ребенку возможность естественного ознакомления с богатой языковой культурой русского народа. Именно разыгрывание сказок позволяет научить детей пользоваться разнообразными выразительными средствами в их сочетании (речь, напев, мимика, пантомимика, движения).
В играх – драматизациях – ребенок, исполняя роль в качестве «артиста» самостоятельно создает образ с помощью комплекса средств вербальной и невербальной выразительности. Театрализация дает детям возможность исследовать, обсуждать и решать сложные проблемы и выражать свои эмоции в благоприятной обстановке. Это позволяет им понимать свои собственные проблемы и проблемы других, побуждает их мыслить и действовать творчески, тем самым развивая навыки критического мышления и обсуждения проблем, которые являются условием речевого развития. Воспитательные возможности по театрализованной деятельности огромны, её тематика не ограничена и может удовлетворять любые интересы и желания ребёнка. Занятия театрализованной деятельностью развивают сферу чувств, будят в ребёнке сострадание, способность поставить себя на место другого, радоваться и тревожиться вместе с ним.
Благодаря театрализованным ролевым играм и импровизации, а также обмену мнениями и переговорам, которые обычно происходят в групповой форме, у детей формируются навыки разговорной речи. Импровизация и воспроизведение историй в форме рассказа развивает у детей понимание структуры повествования с последующим влиянием на навыки речи и письма. Дискуссия, которая может возникнуть у детей в процессе театрализованной постановки, учит их обсуждать свои мысли и делиться идеями, обобщать ключевые моменты инсценируемой истории, анализировать поведение персонажей и думать о том, как лучше всего передавать их поведение. Предварительная работа - чтение и слушание историй, способствует пониманию детьми персонажей и ситуаций. Главным средством взаимодействия дошкольников в театрализованной деятельности влияющего на развитие речи является творческое разыгрывание сказки. Именно глубина и точность передачи образа героя, его характер определяют эффективность приемов в работе над речью. Занятия по разыгрыванию сказки играют важную роль в системе деятельности педагога по развитию речевой деятельности. Когда ребенок не только слушает сказки, стихи, рассказы, но и сам пытается воспроизвести их в своей собственной речи, то влияние художественного произведения на его личность, на его речевые навыки усиливаются.
Можно сказать, что театрализованная деятельность является источником развития чувств, глубоких переживаний и открытий ребенка, приобщает его к духовным ценностям. В процессе работы над выразительностью реплик персонажей, собственных высказываний незаметно активизируется словарь ребенка, совершенствуется звуковая культура речи, ее интонационный строй, но не менее важно, что театрализованная деятельность развивают эмоциональную сферу ребенка, заставляют его сочувствовать персонажам, сопереживать разыгрываемые события.