Ксения Снитко
Влияние сенсорного развития на интеллект ребенка с задержкой психического развития
▼ Скачать + Заказать документы
Большое значение в сенсорном воспитании имеет формирование у детей представлений о сенсорных эталонах – общепринятых образцах внешних свойств предметов.
Многочисленные исследования особенностей и закономерностей сенсорного развития детей, проведенные Л. А. Венгером, А. В. Запорожцем, В. П. Зинченко, А. А. Катаевой, Н. Н. Поддъяковым, Н. П. Сакулиной, А. П. Усовой, позволили установить, что в дошкольном возрасте происходит усвоение детьми сенсорных эталонов, лежащих в основе восприятия предметного мира; формирование специальных действий по их применению для решения перцептивных задач; формирование обобщённых способов познания окружающего предметного мира в процессе накопления и расширения сенсорного опыта; перенесение сенсорного опыта в самостоятельную деятельность на основе активного включения мышления и речи.
Темочки:
- ЗПР. Задержка психического развития
- Работа с особыми детьми, ОВЗ
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Сенсорное развитие и воспитание. Сенсорика
- Темочки
Именно дошкольный возраст является периодом интенсивного психофизического развития ребёнка, совершенствуются психические процессы, влияющие на познавательное развитие, формируются те практические умения и навыки, которые служат основой его активности и самостоятельности. Поэтому сенсорное воспитание в этот период занимает важнейшее место.
Актуальна проблема сенсорного развития и в отношении дошкольников с ограниченными возможностями здоровья.
Наличие ЗПР оказывает влияние на познавательную сферу детей. Это проявляется в недостаточности, ограниченности, фрагментарности знаний об окружающем мире. Нарушены такие свойства восприятия, как предметность и структурность, страдает также и целостность восприятия. Существенным недостатком восприятия у детей данной категории является значительное замедление процесса переработки поступающей через органы чувств информации. У детей нарушены не только отдельные свойства восприятия, но и восприятие как деятельность, включающая и мотивационно-целевой компонент, и операциональный. Отсутствует целенаправленность, планомерность в обследовании объекта, какой бы канал восприятия ни использовал ребенок (зрительный, тактильный или слуховой). Скорость восприятия у детей с ЗПР становится заметно ниже нормальной для данного возраста фактически при любом отклонении от оптимальных условий; детям свойственна общая пассивность восприятия.
Вышеперечисленные трудности обуславливают необходимость организации систематической коррекционной работы, направленной на развитие сенсорной сферы детей с ЗПР.
А. Штраус и Л. Летинен в своей работе о детях с минимальными повреждениями мозга писали, что эти дети «слушают, но не слышат, смотрят, но не видят», обобщенно формулируя, таким образом, обнаруживаемую у детей в сенсорном развитии недостаточную целенаправленность восприятия, ведущую к его фрагментарности и недостаточной дифференцированности, это проявляется в трудности распознания цвета и оттенка, формы, величины и фактуры предметов [16].
Несформированность эталонной системы у детей с ЗПР мешает развитию действий соотношения предметов с эталоном, это проявляется в том, что дети не видят разницы между мячиком и воздушным шариком, не различают близкие по цвету предметы, не могут расставить фигурки по размеру. Поэтому такое действие, как перцептивное моделирование (т. е. разложение предмета на эталоны, из которых он состоит) может у таких детей не сформироваться и к концу дошкольного возраста).
У детей с ЗПР долго не обобщается и не закрепляется в слове сенсорный опыт, отмечаются ошибки при назывании признаков цвета, формы, величины, фактуры предметов. Таким образом, эталонные представления не формируются своевременно. Ребенок, называя основные цвета, затрудняется в названиях промежуточных цветовых оттенков. Не использует слова, обозначающие величины («длинный – короткий», «широкий – узкий», «высокий – низкий» и т. д., а пользуется словами «большой – маленький».
У детей с задержкой психического развития нарушены такие свойства восприятия, как предметность и структурность. Проявляется это в том, что дети затрудняются в узнавании предметов, находящихся в непривычном ракурсе. Кроме того, они испытывают затруднения при необходимости узнать предметы на контурных или схематических изображениях, особенно если они перечеркнуты или перекрывают друг друга.
Сенсорное развитие осуществляется только в процессе сенсорного воспитания, когда у детей целенаправленно формируются эталонные представления о цвете, форме, величине, о признаках и свойствах различных предметов и материалов, их положении в пространстве и др., развиваются все виды восприятия, тем самым закладывается основа для развития умственной деятельности.
Сенсорное развитие детей с задержкой психического развития проходит так же, что и у детей в норме, но отстаёт по срокам развития. Это связано с тем, что у детей указанной категории имеют место нарушения ощущений различной модальности и, соответственно, восприятия объектов, явлений и ситуаций. Всё это проявляется в низкой скорости приема и переработки информации, так же в несформированности перцептивных действий, т. е. тех преобразований сенсорной информации (объединение отдельных ее элементов, их сопоставление и т. д., которые ведут к созданию целостного образа объекта и в несформированности ориентировочной деятельности.
Всё вышесказанное указывает на то, что сенсорное развитие детей с ЗПР необходимо осуществлять в условиях коррекционно-развивающего обучения.