Подун Юлиана
Консультация «Влияние ручного труда на мелкую моторику»
▼ Скачать + Заказать документы
Влияние ручного труда
[/b]
Ручной труд- конкретная деятельность, направленная на изготовление реального предмета, который можно использовать в играх, развлечениях и быту. Он становится доступным в старшем дошкольном возрасте и, как правило, одним из любимых занятий ребенка. Дети проявляют большую заинтересованность в получении новых знаний и умений, тем более, почти все хорошо справляются и не утомляются в процессе работы.
Публикация «Консультация „Влияние ручного труда на мелкую моторику“» размещена в разделах
- Конструирование, ВСЕ поделки
- Конструирование. Методические разработки
- Консультации для родителей
- Мелкая моторика
- Мелкая моторика. Консультации и рекомендации
- Трудовое воспитание. Консультации
- Темочки
Ручной труд способствует развитию сенсомоторики - согласованности в работе глаз и рук, совершенствованию координации движений, гибкости, точности в выполнении действий. Развитие творческих конструктивных способностей идёт с учётом индивидуальных возможностей каждого ребёнка и способствует развитию мышления, внимания, зрительного восприятия, воображения, моторики и координации движений. Воспитывается усидчивость, самостоятельность, умение доводить начатое дело до конца.
Особенностью ручного труда является то, что в результате приложенных усилий, дети незамедлительно получают готовый результат. Ребенок имеет возможность видеть этот результат, сопоставить с образцом, оценить качество поделки.
В. А. Сухомлинский писал, что истоки способностей и дарования детей - на кончиках их пальцев, от них, образно говоря, идут тончайшие ручейки, которые питают источник творческой мысли. Чем больше уверенности и изобретательности в движениях детской руки, тем тоньше взаимодействие руки с орудием труда (ручкой, карандашом, тем сложнее движения необходимые для этого взаимодействия, тем ярче творческая стихия детского разума. Чем больше мастерства в детской руке, тем ребенок умнее. Отсюда вытекает, что одним из немаловажных аспектов развития дошкольника, является развитие мелкой моторики и координации движений пальцев рук.
Мелкая моторика – это гибкость, ловкость и точность движения пальцев руки. Дети с плохо развитой ручной моторикой неловко держат ложку, карандаш, не могут застегивать пуговицы, шнуровать ботинки. Им бывает трудно собрать рассыпавшие детали конструктора, работать с пазлами, мозаикой. Таким образом, возможности освоения мира детьми оказываются обедненными, они чувствуют себя несостоятельными в элементарных действиях, доступных сверстникам, это влияет на эмоциональное благополучие самооценку ребенка. С течением времени, такого уровня развития моторики рук становится недостаточно и для освоения письма, что формирует школьные трудности. Между тем, именно к 6-7 годам в основном заканчивается созревание соответствующих зон головного мозга и развитие мелких мышц кисти, а значит, наиболее сензитивный период для формирования данных навыков – дошкольное детство.
Вопросы развития мелкой моторики детей изучались С. Е. Большаковой, Г. Г. Галкиной, О. И. Крупенчук, И. С. Лопухиной, Н. Г. Метельской, Т. А. Ткаченко, Л. Ф. Трохимчук, О. И. Шквириной, В. В. Цвынтарным. По мнению исследователей, следует стремиться к тому, чтобы пальчиковый тренинг был наиболее разнообразным, эмоционально-приятным, неутомительным и динамичным.
Для достижения данной цели необходимо применять разнообразные средства и игровые приемы в работе с детьми, в том числе, при коррекционной работе с детьми, имеющими различные нарушения.
Научно доказано, что продуктивная деятельность наиболее оптимальна в развитии мелкой моторики, ведь это очень трудная и кропотливая работа, которая развивает силу руки и пальцев, обеспечивает смену тонуса мускулатуры, обеспечивает естественный массаж биологически активных точек расположенных на ладонях и пальцах, что положительно сказывается на общем самочувствии ребёнка. Формируется общая умелость рук, движения совершенствуются под контролем зрения и кинестетических ощущений, поэтому приобретаемые навыки оказывают колоссальное влияние на физические, психические процессы и развитие ребёнка в целом.
Особенно важна творческая деятельность для детей с различными нарушениями, в том числе, для детей с ОНР. Дети с различными речевыми нарушениями, являются особой категорией. Психофизические особенности данных детей неизбежно оказывают влияние на формирование всех видов деятельности. Отсюда следует, что трудовая деятельность детей с различными речевыми нарушениями во многом отличается от трудовой деятельности детей в норме. У детей с ОНР наблюдаются нарушения тонких, дифференцированных движений пальцев, особенности мышечного тонуса, общая неловкость и повышенная утомляемость. Деятельность с бумагой, ножницами, глиной, красками, карандашами - это не только сенсорно-двигательные упражнения, но и углубление представлений детей об окружающих предметах, что способствует проявлению умственной и речевой активности. Этим определяется ее связь с коррекционным обучением.
Занимая ребёнка с ОНР ручным трудом, мы помогаем ему в развитии моторики, согласованности в работе глаз и рук, совершенствованию координации движений, гибкости, точности в выполнении действий, развиваем познавательную активность через расширение запаса знаний и представлений о свойствах материалов; способствуем расширению словарного запаса; вырабатываем навыки общения в процессе трудовой деятельности; воспитываем привычку к трудовому усилию и осознание собственной личности за счет оценки результатов трудовой деятельности; развиваем творческое воображение и художественный вкус.
Одними из вариантов ручного труда, которые можно и нужно использовать с детьми в дошкольном возрасте могут являться:
• Лепка.
Это одно из самых увлекательных, интересных и любимых видов детской деятельности. Только занимаясь лепкой, ребенок знакомится с объемной формой предмета, взаимосвязью его частей, у него формируются навыки работы двумя руками, скоординированность движений, активно развиваются мелкие мышцы пальцев, глазомер и пространственное мышление
• Работа с тканью.
Один из нетрадиционных способов совершенствования пальчиковой моторики. Эта работа требует внимательности, более сложных движений рук, ловкости пальцев. Дети учатся координировать движение рук и глаз.
• Рисование.
Существует множество вариантов: рисование ладошками и пальчиками, акварелью, роспись материалов и тд. Такие занятия позволяют снять стресс, помогают выразить чувства и приобщить к социальной активности необщительных детей, а так же развить пальчиковые ощущения и моторику.
Таким образом, в дошкольном возрасте работа по развитию мелкой моторики и координации движений руки посредством ручного труда должна стать важной частью развития физических и умственных способностей ребенка, его речевых навыков, формирования навыков самообслуживания и подготовки к письму.