Папки-передвижки

Влияние развивающих игр на умственное развитие детей младшего дошкольного возраста (2 фото)

Людмила Буравцева
Влияние развивающих игр на умственное развитие детей младшего дошкольного возраста
▼ Скачать + Заказать документы

Данная работа посвящена формированию познавательных процессов, накоплению разнообразных знаний и умений, умственному развитию детей младшего дошкольного возраста. Описаны результаты теоретического и экспериментального исследований применения дидактических игр для умственного развития детей младшего дошкольного возраста.

Ключевые слова: дидактическая игра, умственное развитие, младший дошкольный возраст.

Темочки:

Цель обучения в детском саду это всестороннее формирование личности детей с учётом их психофизических и социальных развитий, индивидуальных возможностей и склонностей. В настоящее время в современной образовательной системе на передний план уже выдвинута задача формирования у подрастающего поколения способности к активной умственной деятельности.

Умственное воспитание ребёнка, как в своих работах утверждал А. Н. Леонтьев, нельзя развивать отдельно от психического развития, от полноты интересов и других качеств, составляющих его духовный и психологический склад.

В каждом возрастном периоде дошкольного возраста происходят определенные состояния и изменения в развитии психики, и в умственном развитии не исключение.

Для полноценного развития ребёнка уже с дошкольного возраста необходимо уделять больше внимание не только физическому развитию, но и позаботиться о развитии восприятия и мышления. Поэтому основными важными задачами начиная с первых лет жизни детей, будут являться:

В то время когда ребёнок посещает детский сад, там он овладевает двумя категориями знаний.

Первая категория это знания, которые он осваивает самостоятельно без каких-либо специальных занятий, без помощи воспитателя, во время свободной деятельности, при общении со сверстниками, в процессе игр, наблюдений.

Вторая - целенаправленное обучение в режимных моментах, индивидуальной работе и в учебно-образовательной деятельности. В этих моментах при обучении знания, которые дети приобретают самостоятельно, уточняются, систематизируются и обобщаются.

Учитывая психофизиологические особенности детей дошкольного возраста и то обстоятельство, что ведущая деятельность для них это игровая деятельность, так как игра это средство всестороннего воспитания личности ребёнка. В основе многих методик, является признание того, что игра может оказывать сильное влияние на развитие личности.

Педагоги для повышения качественного и эффективного образования стали разрабатывать принципы, содержание и методы умственного воспитания детей, это, по сути, и является дидактической игрой.

Это доказывает актуальность выбранной темы исследования: «Дидактическая игра как средство умственного развития детей младшего дошкольного возраста».

В настоящее время в отечественной педагогике довольно огромное значение уделяется использованию систем дидактических игр для умственного развития детей дошкольного возраста. Этому уделяли внимание педагоги и психологи: Л. А. Венгер, А. Л. Усова, В. Н. Аванесова и др. В последние время поиски ученых (З. М. Богуславская, О. М. Дьяченко, Н. Е. Веракса, А. К. Бондаренко, и др.) идут в направлении создания серии игр для полноценного развития детского интеллекта.

Цель работы: определить влияние дидактических игр на умственное развитие детей младшего дошкольного возраста.

Объект исследования: учебно-воспитательный процесс в дошкольном образовательном учреждении.

Предмет исследования: дидактическая игра как средство умственного развития умственное развитие детей младшего дошкольного возраста.

Гипотеза. Мы предполагаем, что при систематической, планомерной и целенаправленной работе будут положительные изменения в показателях умственного развития детей.

Задачи исследования:

- изучить понятия умственное развитие;

- изучить особенности умственного развития детей младшего дошкольного возраста;

- изучить личностные особенности детей младшего дошкольного возраста;

- составить план познавательного развития детей с использованием системы дидактических игр как средство умственного развития;

- признать эффективной работу по использованию системы дидактических игр при положительном показателе умственного развития детей.

Методы теоретического анализа и синтеза конкретизации и обобщения.

Главной целью является определить влияние дидактических игр на умственное развитие детей в подготовительной группе.

На первом этапе были проведены диагностики умственных развитий. Для этого применили методику простейшие умозаключения, задания на установление логических связей и Роберта Семёновича Немова тест «Нелепицы», ориентированный на определение образных представлений ребёнка об окружающем мире и диагностику уровня развития мышления.

С помощью их можно оценивать способность ребёнка выстраивать логические связи между явлениями и предметами посредством анализа картинок с изображёнными на них животными, людьми, предметами и явлениями, нарисованными в нелепых обстоятельствах. Задача ребёнка — определить логические нарушения и дать правильный комментарий.

После анализа полученных данных, зафиксировали начальный уровень сформированности развития детей.

На втором этапе была проведена развивающая работа с использованием системы дидактических игр как средства умственного развития детей.

Поставленная задача была направлена на развитие мышления и речи детей, формирования её с различных сторон данного процесса. Разрабатывая систему игр, использовались два подхода, это от объекта к слову и наоборот.

Система игр распределена на четыре группы.

В первой группе игры, как «Магазин игрушек», «Найди пару», «Где находится Петя?» и другие. С помощью этих игр формируются у детей умения выявлять основные, характерные признаки предметов и явлений, сравнивать и сопоставлять их. А так же научить составлять связный, интересный, последовательный рассказ, активизировать словарь ребёнка и расширить ознакомление с миром вещей, явлений, их свойствами и качествами.

Таким образом, дети учатся описывать предмет, находить его существенные признаки; узнавать предмет по описанию; развивают внимание.

Во второй группе, игры, воспитывающие умение группировать, обобщать предметы по определенным признакам. Это такие игры, как «Узнай элементы узора», «Домино» и другие.

К третьей группе относятся игры, которые требуют от детей умения отличать реальные явления от нереальных, замечать алогизмы, делать правильные умозаключения, понимать умор. Это игры, как «Кто больше заметит и объяснит небылиц», «Бывает – не бывает» и другие.

К четвертой группе относятся игры, воспитывающие умение владеть собой, внимание, находчивость, сообразительность. Это игры, как «Фанты», «Где мы были, мы не скажем» и другие.

С помощью правил в играх дети учатся помогать друг другу, сотрудничать и получать от этого удовлетворение. Такие игры помогают сформировать нормальные взаимоотношения, развить воображение.

На конечном этапе, повторно провели диагностику умственных развитий детей и сравнили результаты. В итоге опыт проведения данной системы дидактических игр с детьми показал достаточно высокие результаты.

Игры позволили организовать сложный процесс освоения знаний в интересной для ребёнка форме, придать умственной деятельности увлекательный, занимательный характер, что помогло в процессе игры решить даже те задачи, которые в других условиях ребёнку дошкольного возраста кажутся невыполнимыми. Подобранные дидактические игры, игровой материал и условия, созданные для реализации полученных знаний в самостоятельной деятельности, способствуют тому, что развитие основ логического мышления происходит более эффективно. Целенаправленность и систематичность работы при соблюдении всех условий её организации обеспечила результативность процесса развития в формировании познавательных процессов, а именно умственному развитию.

Таким образом, проведенная нами работа с использованием системы подобранных дидактических игр, содействовала умственному развитию детей младшего дошкольного возраста. Организация и использование дидактических игр с целью умственного развития детей, на наш взгляд, способствует также:

Система игр построена так, чтобы в первую очередь обеспечить выработку отдельных точек зрения в отношении предметов. Уже после этого стоит задача одновременного или объединенного применения всех этих точек зрения. В соответствии с этим определяются этапы работы с дидактическим материалом, в которых поставленные задачи нашли свое выражение, а именно:

- овладение отдельными признаками предметов (анализ, абстрагирование, обобщение, словесное обозначение, функционирование точек зрения при установлении отношения с предметной действительностью);

- проникновение внутрь предметной структуры, формирование способности комбинирования (использование геометрических фигур, воссоздание целого предмета из частей (разрезные части фигур, картинки, кубики и др.);

- объективизация воспринимаемых признаков предмета, быстрое решеие задач, активизация всех точек зрения, выработанных на первом этапе;

- словесный анализ признаков объекта, формирование умения находить его по признакам (по представлению, описанию, среди многих подобных объектов);

- группировка объектов на основе наглядно предложенных знаков.

Обучающие задачи дидактических игр понимаются не только как развитие сенсорных систем, но и формирование наблюдательности, произвольности психических процессов, нравственно-волевой сферы, что обеспечивает преемственность между чувственным познанием и мышлением.

Подчеркнем, что специфика используемых на занятиях игр состоит в единстве игровой и обучающей задачи, посредством решения которых оказывается комплексное воздействие на психику ребенка. Оно направленно на стимулирование основных направлений познавательного развития.

Первое представлено развитием произвольности познавательных процессов.

Второе направление связанно с формированием способов умственной деятельности – мыслительных операций и средств умственной деятельности. К последним относят произвольное внимание, связную речь и самоконтроль.

Третье направление предполагает формирование умственных действий, которые складываются на основе внешних практических действий в процессе их интериоризации.

Таким образом, гипотеза, выдвинутая нами, подтвердилась систематические занятия с использованием дидактических игр, оказывают влияние на умственное развитие детей младшего дошкольного возраста.

Влияние развивающих игр на умственное развитие детей младшего дошкольного возраста
Фото №1 Данная работа посвящена формированию познавательных процессов накоплению разнообразных знаний и умений умственному
Публикации по теме:

Положительное влияние дидактических игр на развитие детей младшего дошкольного возрастаПоложительное влияние дидактических игр на развитие детей младшего дошкольного возраста Мир входит в жизнь детей постепенно. Интерес к познанию реального мира становится значимым для ребенка с 3-4 летнего возраста. Удовлетворить.

Развитие диалогической речи у детей младшего дошкольного возрастаРазвитие диалогической речи у детей младшего дошкольного возраста В дошкольном образовательном учреждении при развитии речи детей, ставится основная задача: формировать связную устную речь и речевые навыки.

Конспект родительского собрания в старшей группе «Влияние компьютера на развитие ребенка дошкольного возраста» Родительское собрание в старшей группе «Влияние компьютера на развитие ребенка дошкольного возраста» Цель: донести до сознания родителей.

Консультация для родителей «Влияние художественной литературы на формирование личности ребенка младшего дошкольного возраста»Консультация для родителей «Влияние художественной литературы на формирование личности ребенка младшего дошкольного возраста» Трудно представить себе дошкольное детство без книги. Детям раннего возраста нравится ритмическая речь, сама музыка слова. Еще не понимая.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Влияние развивающих игр на умственное развитие детей младшего дошкольного возраста
Опубликовано: 28 января 2025 в 10:17
+12Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Влияние развивающих игр на умственное развитие детей младшего дошкольного возраста» (включая файлы) размещена пользователем Людмила Буравцева (УИ 61837) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 4.
Для просмотра комментариев
Календарь
05 марта 2025 среда
Встречаем первый месяц весны!
Проводим день без гаджетов!
06 марта 2025 четверг



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД