Людмила Буравцева
Влияние развивающих игр на умственное развитие детей младшего дошкольного возраста
▼ Скачать + Заказать документы
Данная работа посвящена формированию познавательных процессов, накоплению разнообразных знаний и умений, умственному развитию детей младшего дошкольного возраста. Описаны результаты теоретического и экспериментального исследований применения дидактических игр для умственного развития детей младшего дошкольного возраста.
Ключевые слова: дидактическая игра, умственное развитие, младший дошкольный возраст.
Темочки:
- Игры для детей. Роль и значение детских игр в развитии детей
- Консультации для педагогов и воспитателей
- Развитие детей. Материалы для педагогов
- Средняя группа
- Темочки
Цель обучения в детском саду это всестороннее формирование личности детей с учётом их психофизических и социальных развитий, индивидуальных возможностей и склонностей. В настоящее время в современной образовательной системе на передний план уже выдвинута задача формирования у подрастающего поколения способности к активной умственной деятельности.
Умственное воспитание ребёнка, как в своих работах утверждал А. Н. Леонтьев, нельзя развивать отдельно от психического развития, от полноты интересов и других качеств, составляющих его духовный и психологический склад.
В каждом возрастном периоде дошкольного возраста происходят определенные состояния и изменения в развитии психики, и в умственном развитии не исключение.
Для полноценного развития ребёнка уже с дошкольного возраста необходимо уделять больше внимание не только физическому развитию, но и позаботиться о развитии восприятия и мышления. Поэтому основными важными задачами начиная с первых лет жизни детей, будут являться:
В то время когда ребёнок посещает детский сад, там он овладевает двумя категориями знаний.
Первая категория это знания, которые он осваивает самостоятельно без каких-либо специальных занятий, без помощи воспитателя, во время свободной деятельности, при общении со сверстниками, в процессе игр, наблюдений.
Вторая - целенаправленное обучение в режимных моментах, индивидуальной работе и в учебно-образовательной деятельности. В этих моментах при обучении знания, которые дети приобретают самостоятельно, уточняются, систематизируются и обобщаются.
Учитывая психофизиологические особенности детей дошкольного возраста и то обстоятельство, что ведущая деятельность для них это игровая деятельность, так как игра это средство всестороннего воспитания личности ребёнка. В основе многих методик, является признание того, что игра может оказывать сильное влияние на развитие личности.
Педагоги для повышения качественного и эффективного образования стали разрабатывать принципы, содержание и методы умственного воспитания детей, это, по сути, и является дидактической игрой.
Это доказывает актуальность выбранной темы исследования: «Дидактическая игра как средство умственного развития детей младшего дошкольного возраста».
В настоящее время в отечественной педагогике довольно огромное значение уделяется использованию систем дидактических игр для умственного развития детей дошкольного возраста. Этому уделяли внимание педагоги и психологи: Л. А. Венгер, А. Л. Усова, В. Н. Аванесова и др. В последние время поиски ученых (З. М. Богуславская, О. М. Дьяченко, Н. Е. Веракса, А. К. Бондаренко, и др.) идут в направлении создания серии игр для полноценного развития детского интеллекта.
Цель работы: определить влияние дидактических игр на умственное развитие детей младшего дошкольного возраста.
Объект исследования: учебно-воспитательный процесс в дошкольном образовательном учреждении.
Предмет исследования: дидактическая игра как средство умственного развития умственное развитие детей младшего дошкольного возраста.
Гипотеза. Мы предполагаем, что при систематической, планомерной и целенаправленной работе будут положительные изменения в показателях умственного развития детей.
Задачи исследования:
- изучить понятия умственное развитие;
- изучить особенности умственного развития детей младшего дошкольного возраста;
- изучить личностные особенности детей младшего дошкольного возраста;
- составить план познавательного развития детей с использованием системы дидактических игр как средство умственного развития;
- признать эффективной работу по использованию системы дидактических игр при положительном показателе умственного развития детей.
Методы теоретического анализа и синтеза конкретизации и обобщения.
Главной целью является определить влияние дидактических игр на умственное развитие детей в подготовительной группе.
На первом этапе были проведены диагностики умственных развитий. Для этого применили методику простейшие умозаключения, задания на установление логических связей и Роберта Семёновича Немова тест «Нелепицы», ориентированный на определение образных представлений ребёнка об окружающем мире и диагностику уровня развития мышления.
С помощью их можно оценивать способность ребёнка выстраивать логические связи между явлениями и предметами посредством анализа картинок с изображёнными на них животными, людьми, предметами и явлениями, нарисованными в нелепых обстоятельствах. Задача ребёнка — определить логические нарушения и дать правильный комментарий.
После анализа полученных данных, зафиксировали начальный уровень сформированности развития детей.
На втором этапе была проведена развивающая работа с использованием системы дидактических игр как средства умственного развития детей.
Поставленная задача была направлена на развитие мышления и речи детей, формирования её с различных сторон данного процесса. Разрабатывая систему игр, использовались два подхода, это от объекта к слову и наоборот.
Система игр распределена на четыре группы.
В первой группе игры, как «Магазин игрушек», «Найди пару», «Где находится Петя?» и другие. С помощью этих игр формируются у детей умения выявлять основные, характерные признаки предметов и явлений, сравнивать и сопоставлять их. А так же научить составлять связный, интересный, последовательный рассказ, активизировать словарь ребёнка и расширить ознакомление с миром вещей, явлений, их свойствами и качествами.
Таким образом, дети учатся описывать предмет, находить его существенные признаки; узнавать предмет по описанию; развивают внимание.
Во второй группе, игры, воспитывающие умение группировать, обобщать предметы по определенным признакам. Это такие игры, как «Узнай элементы узора», «Домино» и другие.
К третьей группе относятся игры, которые требуют от детей умения отличать реальные явления от нереальных, замечать алогизмы, делать правильные умозаключения, понимать умор. Это игры, как «Кто больше заметит и объяснит небылиц», «Бывает – не бывает» и другие.
К четвертой группе относятся игры, воспитывающие умение владеть собой, внимание, находчивость, сообразительность. Это игры, как «Фанты», «Где мы были, мы не скажем» и другие.
С помощью правил в играх дети учатся помогать друг другу, сотрудничать и получать от этого удовлетворение. Такие игры помогают сформировать нормальные взаимоотношения, развить воображение.
На конечном этапе, повторно провели диагностику умственных развитий детей и сравнили результаты. В итоге опыт проведения данной системы дидактических игр с детьми показал достаточно высокие результаты.
Игры позволили организовать сложный процесс освоения знаний в интересной для ребёнка форме, придать умственной деятельности увлекательный, занимательный характер, что помогло в процессе игры решить даже те задачи, которые в других условиях ребёнку дошкольного возраста кажутся невыполнимыми. Подобранные дидактические игры, игровой материал и условия, созданные для реализации полученных знаний в самостоятельной деятельности, способствуют тому, что развитие основ логического мышления происходит более эффективно. Целенаправленность и систематичность работы при соблюдении всех условий её организации обеспечила результативность процесса развития в формировании познавательных процессов, а именно умственному развитию.
Таким образом, проведенная нами работа с использованием системы подобранных дидактических игр, содействовала умственному развитию детей младшего дошкольного возраста. Организация и использование дидактических игр с целью умственного развития детей, на наш взгляд, способствует также:
Система игр построена так, чтобы в первую очередь обеспечить выработку отдельных точек зрения в отношении предметов. Уже после этого стоит задача одновременного или объединенного применения всех этих точек зрения. В соответствии с этим определяются этапы работы с дидактическим материалом, в которых поставленные задачи нашли свое выражение, а именно:
- овладение отдельными признаками предметов (анализ, абстрагирование, обобщение, словесное обозначение, функционирование точек зрения при установлении отношения с предметной действительностью);
- проникновение внутрь предметной структуры, формирование способности комбинирования (использование геометрических фигур, воссоздание целого предмета из частей (разрезные части фигур, картинки, кубики и др.);
- объективизация воспринимаемых признаков предмета, быстрое решеие задач, активизация всех точек зрения, выработанных на первом этапе;
- словесный анализ признаков объекта, формирование умения находить его по признакам (по представлению, описанию, среди многих подобных объектов);
- группировка объектов на основе наглядно предложенных знаков.
Обучающие задачи дидактических игр понимаются не только как развитие сенсорных систем, но и формирование наблюдательности, произвольности психических процессов, нравственно-волевой сферы, что обеспечивает преемственность между чувственным познанием и мышлением.
Подчеркнем, что специфика используемых на занятиях игр состоит в единстве игровой и обучающей задачи, посредством решения которых оказывается комплексное воздействие на психику ребенка. Оно направленно на стимулирование основных направлений познавательного развития.
Первое представлено развитием произвольности познавательных процессов.
Второе направление связанно с формированием способов умственной деятельности – мыслительных операций и средств умственной деятельности. К последним относят произвольное внимание, связную речь и самоконтроль.
Третье направление предполагает формирование умственных действий, которые складываются на основе внешних практических действий в процессе их интериоризации.
Таким образом, гипотеза, выдвинутая нами, подтвердилась систематические занятия с использованием дидактических игр, оказывают влияние на умственное развитие детей младшего дошкольного возраста.